-Метки

Власть аборт аборты австралия англия аскетика байкеры барды биоэтика бог борзова бпс брак братство православных следопытов вера война волшебство высоцкий гарри поттер голгофа гомосексуализм грех демография день святого валентина дети дума душа евангелие жизнь здоровье интернет ислам история кино кинчев конфликт культура кураев литература любовь медицина мигранты мизулина миссионерская комиссия миссия миссия к детям миссия к молодежи молитва молодежь монахи москва опк основы православной культуры пасха патриарх погиб геннадий бачинский подростки полемика политика пост поэзия право православная молодежь православная педагогика православные следопыты прага праздник президент проблема проблемы рождество рок россия саймак святые семья следопыты смерть смех сми спасение спорт сталин стихи студенты суицид счастье творение толерантность украина фашизм христос церковь человек школа эвтаназия эко экономика ювенальная юстиция юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dmpershin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 14565


Как детей отрешают от Церкви: история Коли Пирогова

Вторник, 12 Октября 2010 г. 00:24 + в цитатник
"Мои религиозные убеждения имели несколько фазисов, и каждый из них совпадал с известным возрастом и с нравственными и житейскими переворотами. Но не буду забегать вперед и остановлюсь сначала на моей религии при вступлении в юношеский возраст (от двенадцати до четырнадцати лет), еще живо сохранившийся в моей памяти.

Я сказал, что вся наша семья была набожна, и все ее члены, за исключением меня (а может быть, и старшего брата, умершего пятидесяти лет от холеры, в 1848 г.), - отец, мать и сестры - такими же набожными остались и до самой смерти.

Покойница-матушка, умирая в 1851 году на моих руках, соборовалась перед смертью, и последние её слова были: "Верно, я страшная грешница, что так долго мучаюсь перед смертию"; сказав это, она издала последний вздох и скончалась.

И отец, и мать проводили целые часы за молитвою, читая по Требнику, Псалтырю, Часовнику и т.п. положенные молитвы, псалмы, акафисты и каноны; не пропускалась ни одна заутреня, всенощная и обедня в праздничные дни. Я должен был строго исполнять то же.

Я помню, какого труда мне стоило осилить акафист Иисусу Сладчайшему; помню, как непонятным, но неизбежно необходимым представлялось мне чтение: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и, живый в помощи Вышняго, в крове (я читал: в крови) Бога небесного водворится".

Помню, как меня, полусонного, заспанного, одевали и водили к заутреням; не раз от усталости и ладанного чада в церкви у меня кружилась голова, и меня выводили на свежий воздух.

О соблюдении постов и постных недельных дней и говорить нечего. Чистый понедельник, сочельники, Великий Пяток считались такими днями, в которые не только есть, но и подумать о чем-нибудь не очень постном считалось уже грехом. Мяса в Великий Пост не получала даже и моя любимица кошка Машка.

Евангелие в зеленом бархатном переплете с изображениями на эмали четырех евангелистов, закрытое серебряными застежками, стояло перед кивотом с образами. Мне его не читали ни дома, ни в школе. Иногда только я видал отца, читавшим из Евангелия во время молитвы, но потом оно закрывалось, целовалось и ставилось вновь под образа.

Упражняясь ежедневно в чтении Часовника за молитвою, я знал наизусть много молитв и псалмов, нимало не заботясь о содержании заученного. Значение славянских слов мне иногда объяснялось; но и в школе от самого законоучителя я не узнал настолько, чтобы понять вполне смысл литургии, молитв и т.д. Заповеди, символ веры, "Отче наш", катехизис, - все это заучивалось наизусть, а комментарии законоучителя хотя и выслушивались, но считались чем-то не идущим прямо к делу и несущественным. С раннего детства внушено было убеждение другого рода.

Слова молитв, так же как и слова Евангелия, слышавшиеся в церкви, считались сами по себе, как слова, святыми и исполненными благодати Святого Духа; большим грехом считалось переложить их и заменить другими; дух старообрядчества, только уже никоновского старообрядчества, был господствующим".

(Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Иваново. Сс.122-123)

"Я не помню, как и в какой степени вселяли в меня любовь к Богу, и уверен, что развитие этого благодатного чувства в душе ребенка не зависит от догматов и исповедания той или другой религии.

Но если несомненно, что начало премудрости есть страх Господень, то, несомненно, и то, что это начало было мне сообщено.

Я почитал и боялся.

Но, конечно, в моем понятии Бог, церковь, таинства, служители церкви и обряды составляли единое целое.

...

Я помню еще до сих пор, с каким страхом и трепетом я, рыдая, просил однажды прощения у Бога за то, что, по уверению старшей моей сестры, оскорбил Его, отозвавшись ей, не помню в каких выражениях, о замеченном мною вкусе причастия Св. Тайн после приобщения".

(Там же: с. 124)


Как показывает этот самоанализ, отрешить умного ребенка от Церкви несложно, особенно, если застегивать Евангелие на все застежки и всю надежду возлагать на повторение ничего не значащих слов. С каким же трудом в преддверии смерти Николай Иванович продирался сквозь все эти препоны к Богу...

Иеромонах Димитрий (Першин)
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Venda1   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 02:21 (ссылка)
Да. Поистине, так...
Ответить С цитатой В цитатник
Mamezh   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 12:05 (ссылка)
Моя бабушка мне не навязывала и не заставляла тем более заучивать молитвы,но слушая как она молиться,невозможно не запомнить хотя бы *Отче наш* и *Богородица дева радуйся*. Своим отношением к молитве,своей любовью к Богу она указывала мне верный путь.
Ответить С цитатой В цитатник
iric2004   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 12:47 (ссылка)
У кого-то из священников читала в рассказе об одной его прихожанке. Она была мать 3х детей. На службу она их не водила. Но перед самым Причастием она обычно приводила их в храм, и они тихонечко, на цыпочках заходили, причащались и уходили. Все стали христианами, уже во взрослом возрасте жили церковной жизнью.
Ответить С цитатой В цитатник
_-_Графиня_-_   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 17:25 (ссылка)
Да-а-а... Никаких слов не надо больше.
Ответить С цитатой В цитатник
Marysolga   обратиться по имени Вторник, 12 Октября 2010 г. 20:26 (ссылка)

Ответ на комментарий iric2004

мне даже вспоминается, что он не о прихожанке рассказывал, а о своей матери
Ответить С цитатой В цитатник
ManGustA   обратиться по имени Понедельник, 18 Октября 2010 г. 15:30 (ссылка)
у меня есть книжка детская о докторе Пирогове. О том, как он целую семью спас от голодной смерти в Рождество. Мне думается, этот человек был ближе Христу, чем думал.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку