ЁЛКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ, ВОЛКИ - БОМЖИ!
Благодарю всех, кто сопереживал нам и вздохнул о нас Творцу, а также тех, кто заглядывал на этот ресурс во время моего отсутствия!
Мы были в зимнем Рождественском лагере под Костромой, ночевали в лесу.
Вашими молитвами мы вернулись.
Обещанный отчет:
76 участников, среди них:
I - взрослый состав:
- 1 батюшка о. Геннадий - руководитель отделения БПС из Липецка, большой знаток современной музыки, турист-походник, безотказный трудяга и энтузиаст.
- 1 диакон, автор этих строк - экспериментатор, эксплуататор.
- начальник лагеря Екатерина Петровна Юдина – за плечами балетная школа, психологический колледж, четыре года проведения трудовых лагерей; безжалостный строевик, предельная ответственность и любящая душа одновременно. Сама себя обзывает требовательной «врединой», за что все очень ее любят и слушают. По совместительству - студентка 1 курса РГСУ (социальный универ).
- начальник штаба Владимир Васильев – рукопашник, походник, юрист (студент 4 курса), владелец казачьей плетки, вызывающей неподдельный трепет у хлопцев, которых манит побезобразить
- руководитель отряда следопытов-мальчиков Александр Павлов – психолог, почти кандидат наук (прошел предзащиту), тема – «влияние музыки на формирование детской психики» (моими словами), знаток колядок, русских бардов, водник-байдарочник со стажем
- руководитель отряда следопытов-девочек Наташа Сикорская – студент-филолог, отзывчивое сердце, умение разрулить любую ситуацию, справедливость и мастерство опытного чтеца
II - те, кого условно можно назвать вожатыми
- Оля Сикорская – предпоследний класс школы, строгость, справедливость, следопытский профессионализм, знание узлов и уставов, мастерство чтеца
- Дмитрий Клиндухов – предпоследний класс школы, математик, четкое выстраивание последовательности действий, спокойный характер, ровер (он же витязь), то есть следопыт со стажем и званием
- Ксения Митрофанова – заканчивает школу, чудесный слух и голос, певчая, пунктуальность, готовность всю ночь разлиновывать пустографки для дневных трасс и программ
- Антон Долецкий – еще два года учиться в школе, редкостный талант заботы о доверенных ему младших (10-11 лет), вытиратель носов, завязыватель шарфов, большой любитель сделать подсечку автору этих строк, но бережно (должен признаться, в долгу не оставался)
- Сергей Котов – тоже еще учиться до окончания, исполнитель, начинающий организатор своих поросяток
III - так называемые дети:
- это две епархиальные делегации:
- Новороссийск – 4 парня, уже много чего умеющие и испытавшие в следопытстве, и тьма девиц, настроенных по-амазонски, хотя и с некоторой ленцой
- Липецк – парни и девицы как на подбор, особенно, парни, впрочем, и тех, бывает, переклинивает, а так – наиболее мотивированные помочь и сделать то, что просят
- не делегация, а всего лишь два участника из Санкт-Петербурга, но зато оба – на уровне, в прошлом имеют скаутскую выучку
а также следопыты, кадеты (будущие следопыты) и новички из Москвы, Подмосковья и Вологды, среди которых есть, по терминологии Е.П. Юдиной, «классные ребята», есть прохиндеи, есть спортивные, есть в чем-то противные, есть коммуникативные, есть креативные, есть совершенно замечательные – в общем дети как дети, по ночам не спят, утром не добудишься, вещи забывают, шапки не надевают и т.д.
Это, кто такие мы.
Что было?
Был, по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, зимний профильный Рождественский лагерь БПС «Свет Вифлеема: Кострома-Нерехта 2008». Смысловой фокус программы – передача огня от лампады в Вифлееме – к Чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, что в Кафедральном Богоявленском соборе г. Костромы, главная радость – Рождество Христово, страшилка – ночевка в зимнем лесу без укрытия при минус двадцати трех и легком ветерке.
Где жили? – В г. Нерехта (45 км от Костромы) в паломническом центре миссионерского отдела Костромской епархии, руководитель - протоиерей Виталий Шастин. Если расшифровать – в двухэтажном кирпичном здании бывшей школы, с охраной, актовым залом, двухярусными кроватями (по 4-6 спальных мест в комнате), трапезной и душевыми кабинами на 4 человек.
Зачем все это?
Чтобы христианство стало жизнью. От слов – к поступкам, от снов – к победам. Скаутский метод дает общение, взрослые задачи, реальную свободу и доверие. Патрульная система понуждает к компромиссам и мозговым штурмам, учит уступать и добиваться – и все это вместе, а не в одиночку. По сути это начатки менеджмента, заквашенного на христианской этике. В конечном итоге - чтобы дети подходили к Причастию, имея пусть минимальный, но все же опыт жизни по правде Христовой.
Что получилось?
Получилось не всё. Скажем, музейная программа по г. Нерехта (3 января) была местами провальной. Экскурсии были адресованы взрослым, а не детям, почему последние скучали и зевали. Но кое-что запомнилось и запало. Например, можно было своими глазами увидеть и даже потрогать прясла, веретена, мялки для льна и другие вещи позапрошлых веков. На свой страх и риск я разбавил музейные рассказы молитвенным экспромтом. Дело в том, что экспозиции располагаются в бывших храмах. Поэтому, оказавшись в Никольском соборе, мы пропели тропарь святителю, величание преподобному Пахомию Нерехтскому и тропарь Рождества, каковой мы потом подробно разобрали по словам. Спящие красавицы и красавцы начали оживать. Как бы то ни было, многое из увиденного они потом вспоминали с интересом.
Поездка в лес с приготовлением еды (4 января) показала, что 1) самыми неспособными к самоорганизации по разведению костра являются средние девочки (11-12 лет) 2) пацанов хлебом не корми, дай чего-нибудь поджечь 3) место, где мы готовили еду идеально подходит для ночевки без укрытия, несмотря на лютый мороз.
Как мы готовили еду и какую именно?
Накануне 3-го по патрулям раздали каны (котелки) и продукты по раскладке: гречку, консервы «Скумбрия» и «Фасоль», финики и изюм, а также муку.
Что с этим надо было сделать?
- из муки – тесто пельменной консистенций (то есть, крутое) для последующей выпечки следопытского хлеба. Тесто делилось на комки по количеству членов патруля. Каждый комок превращался в жгут диаметром 2-3 сантиметра, который потом (на следующий день) следовало по спирали намотать на палку, расплющить до толщины в 4-7 мм и запечь. Комиссия, выставляющая баллы, накидывала бал за творческое внедрение в тесто изюма
- гречку промыть и замочить, долив воды из расчета 1 к одному, с тем, чтобы потом в лесу сэкономить на приготовлении каши
- сухофрукты помыть и сложить в отдельный пакет.
За все эти действия патрулям выставлялись баллы.
Еду готовили так:
В принесенные каны с замоченной гречкой доливалась вода из источника или досыпался снег и они закипали на кострах. Консервы вскрывали и вываливали в каны. Хлеб выпекали. Разложив кашу по мискам, кан споласкивали и заваривали чай.
Куда мы выходили на зимнюю следопытскую практику?
Приехали в Ковалевский детский дом на пазиках, директором этого дома нам предоставленных, за что я его - отца Андрея Воронина - сердечно благодарю. Затем около 2 часов лазали по скалодрому, в этом детдоме оборудованном, - страховали инструктора-профессионалы, - и смотрели фильм про восхождение воспитанников детдома на Эльбрус (и здесь я перед отцом Андреем преклоняюсь). А затем вышли в лес на площадку, где уже ночевали воспитанники Ковалевского детского дома за два дня до нас. Это где-то 3 километра по трассе, проложенной снегоходом через поля в хороший еловый лес, заваленный буреломом и валежником.
К тому времени я отказался от идеи зимней ночевки. Отговаривал отец Андрей, да и морозец пощипывал за нос.
Тем не менее едва мы пришли на площадку, как перед нами появилось место, идеально подходящее для зимней ночевки. Уже готовое костровище с уже сложенными дровами и очень удачным расположением двух елей.
Проведя на морозе 6 часов, накормив детей и оценив безветрие этого места, я принял решение ночевать.
Как мы ночевали?
Прежде всего отсеяли лишних. После морозного обеда желающих поубавилось. В итоге осталось 4 парня из Новороссийска, 4 – из Липецка, и 4 девушки из Москвы, одной из которых было 11 лет. Итого 12 детей. С ними - иерей Геннадий и автор этих строк.
Вернувшись в лагерь, забрали спальники и пенки и приехали назад в Ковалевский детский дом. В 19:30 в звездной темноте и безлунии отправились в лес по своим же следам. Дошли быстро. Единственная мысль глодала мое сердце – это страх перед волками, которых там и в помине, но мысли такие меня донимали. Пришли. 2 ребят отправил рубить лапник, 2 – за дровами. 2 – организоваывать костер, а девицам поручил озаботиться едой и приготовлением места. Самой маленькой дал задание следить за огнем, чтобы он не погас (лишь бы не замерзла). Сначала было стремно, но глаза боятся, а руки делают. Через полтора часа поужинали и дооборудовали ночлег.
Как ночуют в таких условиях?
Два сценария. 1) Снежное укрытие типа «пещара» или «иглу» 2) Тент-отражатель и костер-нодья. Мы пошли вторым путем, учитывая холод и малоснежье. На земле настелили 7 см лапника, сверху – полиэтиленовый тент, а на него – 3 слоя пенок (ковриков). Спать предполагалось в спальниках пятками к костру. От голов под углом в 45 градусов по направлению к ногам поднимался другой тент. Чтобы его не сдернуло ветром, мы прижали его к земле жердью, а сверху растянули между двумя елями на высоте метр семьдесят сантиметров. На расстоянии метра от ног развели костер из длинных бревен, которые складываются параллельно (снизу 2 бревна, сверху – одно, между ними хворост) в стенку высотой 70 сантиметров. Жар отражался в тенте и под прямым углом падал на лица спящих. Температура под тентом доходила до +10. Проблема была одна – искры и угольки, которые прожигали спальники и пенки. Проблему усугублял переменный порывистый ветер. Так что всю ночь нам пришлось следить за отлетом искр и за ровным горением нодьи.
Дрыхли как суслики. Уснули около одиннадцати. Младшая – Саша Зиборова – проснулась в 8:30. Мы положили ее посередине в самое теплое место и она прекрасно выспалась. Другим повезло меньше. Часам к 5 утра некоторые стали просыпаться и выползать к костру. Около 5 мы с о. Геннадием передали костровую вахту липецким костровикам и соснули часа 2.
Из ночного леса (-23 по Цельсию) я под утро послал отцу настоятелю и одновременно председателю БПС иерею Сергию Шастину такую смску: «Все живы, счастливы и – веруют!»
А начальнику лагеря Е.П. Юдиной такую: «Рис подгорел, леса больше нет, волки – бомжи».
Утром же все - по алгоритму: завтрак, сбор, зачистка территории и выход на базу.
Надо сказать, что в этой ночевки для меня по-особому раскрылся талант одного из новороссийских следопытов – Романа. Тот со знанием дела прочел все вечернее правило, что нам очень помогло. Исчез легкий расколбас, все успокоились и мирно отошли ко сну. Думаю, что ангелы-хранители были довольны этим результатом.
Сейчас, когда я пишу эти строки, мне с трудом вериться, что все это было по-настоящему, настолько непросто и рискованно проводить такие выходы. Но что было, то было. И нас не спихнуть с этой лесной поляны, где еще не растаяли наши следы.
А в это время
в лагере проводилась игра «Рыба», в ходе которой наших инструкторов-мужиков носили на руках, волочили по снегу, ловили, катали и хватали за доступные части тела. Общий эффект – бурный восторг. Свои ощущения от детишечек, жертвой которых ему пришлось побывать, Володя Васильев выразил так: "ЁЛКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!" Эта фраза стала хитом всего лагеря. Сценарий писать не буду, иначе для тех, кто прочтет, будет неинтересно в нее играть. Но если кого заинтересует, звоните в штаб-квартиру БПС (6762154).
Еще одна проведенная игра - "Мамонты" - заключалась в том, что, если детям удается окружить, взявшись за руки вдесятером, руководителя, то они имеют право задать ему вопрос, на который он обязан ответить правдиво, либо попросить его сделать что-либо, от чего он не вправе отказаться.
Когда 5 января мы соединились за обедом, ночевщики-дети, как кажется, были потрясены удачным завершением похода не меньше, чем организаторы. Нас встречали как героев. Некоторым нашим детям немного гордо до сих пор.
Вечером проводились занятия: следопытские узлы, само следопытство, православие, под которым в этот раз подразумевался разговор о страхованиях, силе крестного знамения, недопустимости бранных слов, а также – о кантовском шестом доказательстве бытия Божия. Естественно, говорили и о Рождестве. А затем была исповедь. С грехами порвали около 70 участников лагеря. И поскольку мы никого не понуждали, для меня это более чем утешительный результат.
6 января на пазиках – в Кострому, где с 11-00 до 12:40 – экскурсия по Ипатьевскому монастырю. В 13:00 – обед в трапезной Костромской Духовной Семинарии. С 13:30 до 15:00 экскурсия по Богоявленскому храму и Анастасьинскому монастырю (проводили сестры этого монастыря). Затем поездка в храм Илии пророка, где служит протоиерей Виталий Шастин. В 17:00 рассказ о храме Воскресения на Дебрех, и в 17:30 – построение у Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. К нам выходит владыка Александр, архиепископ Костромской и Галичский, хор поет тропарь Рождества, владыка произносит краткое слово, зажигает от лампы с Вифлеемским огнем свечу и возжигает лампады у Феодоровской, а также в алтаре. Общая фотография, памятные подарки детям от Владыки – иконы и слово на Рождество.
Возвращаемся назад. В 19:00 ужин, в 22:00 – отбой.
В 1:00 7 января подъем и 3 километра по обледеневшей дороге до Свято-Троицкого Пахомиева женского монастыря, куда нас пригласила гостеприимная матушка-игумения Алексия. Иконостас – в стиле 15 века, просторный светлый храм. Служим литургию. Дети как зайцы стоят столбиками и молятся, поскольку слышно каждое слово (прекрасная акустика). Причащаются за вычетом очень немногих. Моя душа тихонько пела: «Господь нас уважает». И сквозь ночь с колядками добираемся до нашего дома. В 5:00 отбой. Никто не заболел. Всем очень понравилось вот так сквозь ночь, хотя вначале народ наш был нахохлен и встревожен. Первое – от мороза, а второе – оттого, что точной дороги мы не знали и шли так, как нам еще днем рассказали местные жители.
Утром – большие потягушеньки, но в 12:00 пазик сгрузил заспанных ребят в Ковалевский детский дом, где их уже ждали тазы с замоченным шашлыком из парной молодой свинины, мангалы и возможность приготовить себе гречневую кашу на костре. Шашлыка было так много (полкило на рыло), что в итоге осталось полтора тазика мяса, которое мы забрали с собой. В 15:00 началось следопытское ралли. Этапы были такие: пройти траверсом (то есть, горизонтально, не выше 1 метра от пола) максимальное расстояние по скалодрому, пострелять из пневматики в подвале, сдать узлы и кантовское доказательство, а также тропарь, содержание Рождественского Евангелия, молитвы и икону «Знамение» из иконостаса (православие принимал я), колядки и много чего еще. Этапы проходили патрулями. Начав в детдоме, завершили в своем центре. После ужина дарили подарки, смотрели сценки-постановки патрулей. Всю ночь подводили итоги, и утром на мачте закрытия повысили разряды, дали рекомендации на посвящение в следопыты на Георгиевском параде и посвятили раба Божия Сергия (Липецк) в православные следопыты.
Погрузились в автобусы-мерседесы и поехали в Москву. По дороге заехали в Свято-Троицкий Варнинский монастырь со знаменитой школом-пансионом, где пообедали и узнали много интересного об этой школе, за что низкий поклон послушнику Антонию.
В 19:00 были на Крутицком Патриаршем Подворье.
В общем, было круто. Всем понравилось.
На весенние планируем поездку в Печеры-Старый Изборск-Псков-Пушкиногорье.
Как переделала одна наша следопытишка:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет радости
(в оригинале свет
разума)
Храни всех Господь!
И спасибо за молитвы и сопереживание.
Диакон Михаил Першин.