Людвиг ван Бетховен (2007)
Первый фильм анимационной серии по истории классической музыки для детей. Повествование ведется от «лица» необычного рассказчика: Вольфганг Иоганн Кот представляется как хранитель тайн музыкального музея. Ученый кот находится здесь на официальной службе: он следит, чтобы мыши не испортили уникальные инструменты. Он же комментирует сказки старого пианино и описывает жизнь и творчество великого композитора Людвига Ван Бетховена. Берег Рейна, Бонн, Германия, конец 18 в. В семье придворного тенора, знаменитого пьяницы, родился одаренный мальчик. Отец мечтал сделать из сына вундеркинда.
В фильме о Бетховене прозвучали краткие фрагменты из наиболее известных камерных и оркестровых сочинений венского классика, среди которых сонаты для фортепиано ор. 13, ор. 27 № 2, симфония № 9, концерт для фортепиано с оркестром № 5 и другие произведения. Вполне закономерными и естественными стали цитаты из Моцарта: они сопровождают кадры первых занятий на фортепиано юного Бетховена и сцену домашнего музицирования. Как особенно наглядные примеры аудиовизуального контрапункта отметим эпизод в начале фильма, где картина вечерней грозы и гнева пьяного отца сведены с мощной трагической темой из Девятой симфонии, и сцену придворного бала, на котором потерявший слух композитор не может слышать звучащей фортепианной музыки, оттого и движение вальсирующих фигур здесь явно не совпадает с сумрачным оркестровым фоном.
Сценарий фильма «Сказки старого пианино. Людвиг ван Бетховен» весьма лаконичен: детство, непростые семейные ситуации, занятия с Нефе, встреча с Моцартом, неизлечимая болезнь, Гейлигенштадтское завещание. Венские академии, аристократические приемы, успех Девятой симфонии обозначены эскизно, в сравнении с боннским периодом его жизни и творчества.
Однако мысль о любви Бетховена к природе, ставшей для него спасением в кризисные моменты жизни, переведена в визуальное пространство. Многие кадры откровенно показывают единение композитора с миром природы, его растворение в ней. Так, например, под звуки бесхитростной песенки «Сурок», которую слышит своим внутренним слухом засыпающий в кроватке мальчик, пространственные границы размываются: стены комнаты исчезают, и появляются пейзажи странствий (образы детской мечты). Впечатляет кадр, в котором на чистой бумаге упавший на фортепианный пюпитр дубовый лист оставляет нотный текст.
Антонио Вивальди (2007)
Музыкальный материал мультфильма, главным образом, сконцентрирован на цикле концертов «Времена года». В итоге, жизнь итальянского маэстро предстает как их символическое последование: весна -- детство и юность, лето -- расцвет жизни и творчества, осень и зима -- старость и смерть. Вторым визуальным лейтмотивом здесь стал маленький настольный театр, за раздвигающимися ширмами которого появляются Вивальди и его окружение. Любопытный дополнительный герой в этом мультфильме -- ангел музыки, сопровождавший музыканта в течение всей его жизни.
Помимо оркестровых концертов, в фильме звучат прекрасные фрагменты оперных арий Вивальди: «Gelido in ogni vena» - из оперы Фарнак, «Di trombe guerriere» из оперы Теуццоне. В аудиоряд органично включены шумы: кокетливый женский смех, беглая итальянская речь, пронзительный собачий вой и др. В результате авторам удается достичь эффекта непосредственного присутствия: в повествование словно включается машина времени.
Роберт Шуман. Письма (2009)
Красивый, романтичный и печальный мультфильм в письмах о жизни Роберта Шумана. В фильме дощатый пол под ногами расхаживающего музыканта видится им как уже записанный клавирный текст. Темы «Смелого наездника» появляются наиболее часто.
Сольные фортепианные произведения Роберта Шумана и Клары Вик-Шуман звучат в исполнении Павла Егорова.