Посмотрел, наконец, фильм Гибсона «Апокалипто». Реалистично! Это первое слово, которое приходит на ум. ;) В фильме, как и положено, есть герой, жестокие преследователи, измученная барышня-красавица, туземная экзотика и душераздирающая перспектива кровавой развязки, внушающей страх и трепет. Мэл Гибсон знает, как заставить сердце биться чаще, и делает это почти с садистским упоением. Напряжение не спадает до последнего мгновения, сюжет, почти целиком посвященный погоне за беглым пленником.
Гибсон опять раз использовал прием, впервые опробованный в фильме «Страсти Христовы». Только на мой взгляд, в «Страстях» приём был оправдан, он как бы показал библейские события в реалиях. Как бы доказывал, что они реальны. Но здесь фильм больше походил на жизнь племени, снятый стараниями репортеров телеканала National Geographic. Но тишь и благодать была только в начале. Затем разворачиваются события. На мой взгляд незамысловатые. Хотя всё снято реалистично, грамотно, талантливо, но прием реалистичности на мой взгляд тут был и не нужен. Можно было и в обычном формате показать всё. Все герои говорят на одном из древних диалектов майя. А внизу идет титровый перевод.
Гибсон, как добрый христианин проповедует вещи, с которыми невозможно спорить. Семья, патриотизм, личностные качества (будь храбрецом и тогда удача будет с тобой). Как я заметил тема мужества вообще у Гибсона во всех последних фильмах: и «Храброе сердце», и «Патриот», и «Страсти Христовы», и нынешний «Апокалипсис». Во всех фильмах ощущается характерный для этого режиссера драйв и несколько натуралистическое внимание к насилию. В последней картине не нашлось места для описания достижений цивилизации майя в области искусства, градостроительства, архитектуры, математики, астрономии, хирургии. Все внимание режиссера сосредоточено исключительно на древнем варварстве. Воины истребляют мужчин, насилуют женщин, уничтожают поселения. И еще – приносят в жертву избранных, вырывая их сердца из груди под исступленные вопли безумствующей толпы. Но при этом фильм хочется досмотреть до конца!
Как у Гибсона раз за разом получается снимать картины, атмосферные настолько, что иные зрители, шарахнутые по голове эффектом присутствия, уходят из кинозала на полусогнутых? Что меня ещё удивляет, что он не стал снимать себя в своих последних двух фильмах «Страсти Христовы» и «Апокалипто». А ведь мог придумать роль и для себя. А не стал. Загадка…
Ещё загадка в переводе умниками названия фильма для российского проката. В российском прокате фильм вышел под названием «Апокалипсис» поменяв смысл на прямо противоположный: с «Апокалипто» на «Апокалипсис». Зачем??? Ведь Гибсон, неоднократно повторял в интервью, что греческое слово Apocalypto в контексте фильма означает либо «новое начало», либо «новую жизнь» — кому как больше нравится.
А вообще я восхищен. Гибсон в чем-то первопроходец и волочет большое кино туда же, куда в свое время Лукас со «Звездными войнами» и Спилберг с «Индианой Джонсом». В место, где экзотика, греза и вера в то, что мир – чертовски занятное и таинственное место, обещают чуть наивное, детское восхищение.