Я всегда опасаюсь инсценировок и киноверсий классики. Многое, как правило, переиначено, еще больше, естественно, вырезано. А то, что остается, во время чтения представлялось по-другому. Но всё это совершенно не относится к постановке "Война и мир. Начало романа" одного из моих любимых театров - мастерской Петра Фоменко на которую я сходил. Это даже не инсценировка в привычном понимании слова, это самостоятельное произведение искусства. При этом совершенно точно передающее дух самого произведения. Представить весь роман было бы просто физически невозможно и в результате драматургической селекции остались судьбы трех семей: Ростовых, Болконских и Безуховых. Война в спектакле дана лишь фоном главной темой для разговора в салоне Анны Шерер и поводом для сокрушений Лизы Болконской. Зато про любовь в романе у Петра Фоменко сказано все. И так досконально исследовано три типа любви: материнской (княгини Друбецкой), девичьей (Наташи Ростовой и Сони), жениной (Лизы Болконской), что, кажется, человечеству мало что нового осталось сказать по этому поводу. Удивительные, странные ощущения не покидают в продолжение всего четырехчасового спектакля - во-первых, ощущение цельности - поставлено всего три сцены из начала романа, но спектакль воспринимается законченным. Во-вторых, хотя герои действительно представлялись не такими, но они вполне узнаваемы; они такие, как должны быть, и только такие. Может они даже лучше, чем представлялись? Может, секрет узнаваемости и обаяния в их психологической достоверности? Полина Агуреева и светская надменная красавица Элен, и непосредственная Наташа Ростова. Органична и там, и там. Ксения Кутепова Елизавета Болконская, так методично выговаривающая Болконскому "Andre-e!", что становится понятно, почему он бежит от красавицы жены на войну; она же и скромница Соня, и кокетливая мечтательница Жюли Карагина. Галина Тюнина экспансивная хозяйка салона Анна Шерер, графинюшка-мать и воплощение самой покорности княжна Марья Болконская. Галина Тюнина просто гениальна и как всегда многогранна(на фото справа в сцене спктакля "Война и мир. Начало романа").
Кстати, даже в фильм "Дневной дозор" по произведению Лукьяненко ей удалось внести нереальную шедевральность. Чего стоит только одна её фраза в фильме "Я не Ольга, я Антон"! А фильм "Дневник его жены" про жизнь Бунина. Так ярко, так талантливо она сыграла жену писателя... А в фильме "Ветка сирени" о жизни Сергея Рахманинова Тюнина роскошна. Вроде и ничего особенного, но все ЖИВОЕ. Наполненное... Говорят неплохо она сыграла в российском художественном фильме "Очарование зла". Она исполнила роль Марины Цветаевой. Но я такого фильма не видел. Даже не слышал о нем. Когда он шел - непонятно. Причем режиссер Михаил Казаков. Видимо должно быть хорошо?
Так вот... Возвращаясь к театральному... Уж сразу хочу сказать и про другой спектакль той же мастерской Петра Фоменко. "Волки и овцы" по произведению Александра Островского. Его как-то показывали по телеканалу "Культура". Галина Тюнина играет в нем роль Глафиры Алексеевны столь современно, что дистанция, разделяющая времена Островского и сегодняшний день, становится незаметной(на фото внизу в сцене спктакля "Волки и овцы").
Этот спектакль напротив, очень бережный по отношению к классику. Здесь и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы чеховский импрессионизм, и, конечно, юмор. Собственно сюжет пьесы аферы с векселями подается остро, подчас гротескно. Хрестоматийная комедия Островского воспринимается как современнейшая пьеса на тему извечного противостояния волков и овец. Тоже очень рекомендую посмотреть. Как только увидите в программе передач - непременно включайте! :)