-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2010
Записей: 4709
Комментариев: 205
Написано: 8413


горакша, из книги шива юнг друнг ньен гьюд или шивасидхантха

Воскресенье, 30 Января 2011 г. 16:35 + в цитатник



 ГОРАКША - АШАТАКА
Четыре благородные истины (арья-сатья) -

1. Существует страдание (дукха) Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу "страдание" и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира):
Дукха - изначальное свойство проявленного мира.
Анитья - непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания.
Анатман - отсутствие самосущего, независимого от мира "Я" (личности, нихсвабхава).

Страдания можно разделить на три важных категории:
1. страдания телесного типа
2. страдания чувственного типа
3. страдания как таковые (не телесные и не чувственные)
Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение;
Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода);
Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).
В совокупности перечислено 9 видов страданий. Их условно можно назвать страданиями типа Инь - в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо.

Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:
1. Страдание неудовлетворения - от неудач своих планов и действий;
2.Страдание от недостаточности - от понимания невечности и неабсолютности своих достижений
В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.

2. У страданий есть причина (самудая) 10 кармообразующих факторов:
Деяния тела: 1) убийство; 2) воровство; 3) сексуальное насилие.
Деяния речи: 4) ложь; 5) клевета;6) грубая речь; 7) пустословие.
Деяния ума: 8) неведенье (моха, авидья); 9) алчность (лобха);
10) неприятие (двеша).

4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
1) намерение совершить деяние;
2) обдумывание способов совершить задуманное;
3) действие;
4) радость, удовлетворение от содеянного.

12 нидан (пратитья-самутпада) - звенья цепи взаимозависимого происхождения:
1) Неведение (авидья);
2) Кармические импульсы (самскара);
3) Индивидуальное сознание (виджняна);
4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа)
5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана);
6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша);
7) чувства (ведана);
8) желание (тришна);
9) привязанность к объектам (упадана);
10) желание существования (бхава);
11) рождение (джати);
12) старость, страдания, смерть (джара-марана).

3. Страдания можно прекратить (ниродха) Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам. Это 10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).

4 условия, очищающие карму:
1) Раскаянье, желание исправить содеянное;
2) Анализ действия - применение мыслительных техник;
3) Обещание больше не делать того же;
4) Медитация.

5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.

4. Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.
Это Восьмеричный благородный путь. Он включает три аспекта:
- нравственное поведение (шила);
- медитация (самадхи);
- мудрость (праджня).

1. Истинное понимание Понимание четырех благородных истин.
2. Истинное намерение Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
3. Истинная речь Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
4. Истинное действие. Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
5. Истинный образ жизни. Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
6. Истинное усилие. Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
7. Истинное размышление

4 основы внимательности:
1) внимательность к телу;
2) внимательность к чувствам;
3) внимательность к состояниям ума;
4) внимательность к объектам ума (дхармам).
8. Истинное сосредоточение (медитация). Включает понятие о восьми ступенях медитации - дхьянах. Четыре начальных таковы:

1 дхьяна
а) общее размышление, б) концентрация - направленное размышление,
в) восторг, г) радость, д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).
2 дхьяна - уходит усилие и концентрация.
3 дхьяна - уходит восторг.
4 дхьяна - уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) - возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Випассана (прозрение) - возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
а) прозрение в непостоянство
б) прозрение в отсутствие "я"
в) прозрение в причины страдания

5 условий медитации.
1) Вера
2) Мудрость
3) Усилие
4) Концентрация
5) Внимательность
7 факторов просветления.
1) Внимательность
2) Исследование дхарм
3) Спокойствие
4) Уравновешенность
5) Сосредоточенность
6) Восторг
7) Усилие.
5 препятствий медитации.
1) Чувственное желание;
2) Недоброжелательство;
3) Сонливость и вялость;
4) Возбуждение и беспокойство;
5) Скептические сомнения.
Три драгоценности.
1. Будда - реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям. б) Путь, ведущий к окончательной Нирване.
в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха а) Группа людей, практикующих учение Будды. б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.

6 парамит
1) Дана - парамита даяния. а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других; б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр; в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры. г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью. Результат: очищает скупость, освобождает от жадности.
2) Шила - парамита обетов Поддержание обетов, разрушает нарушения. Результат: удерживает от разочарования, успокаивает сердце, открывает мудрость.
3) Кшанти - терпения. Претерпевание всяческих трудностей.
4) Вирья - радостное усилие. Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды; б) физическое по спасению всех живых существ; в) умственное по изучению дхармы. Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
5) Дхьяна - медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
6) Праджня - мудрость, высшая парамита.
Классификация дхарм:
1) По группам соотнесения - скандхи
2) По источникам сознания - аятаны
3) По классам элементов - дхату
Причинно-обусловленные дхармы - скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.

5 скандх:
1. Рупа - форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке).
8 видов форм:
- глаза (видимая форма)
- уха (слышимые формы)
- носа (запахи)
- языка (вкус)
- осязаемые (структура тела)
- ума (мысли)
- форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
- алая виджняна
2. Ведана - чувственные переживания, ощущения. 3 вида чувств: приятное, неприятное, нейтральное.
3. Санджня - восприятие - опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия: существующее; несущесствующее; - все двойственные категории (большое - малое и т.п.); абсолютное ничто.
4. Самскара - интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
1) 5 вездесущих факторов:намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность.
2) 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание.
3) 11 позитивных факторов: - доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие.
4)5 главных омрачающих состояний: -неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение.
5)20 второстепенных омрачений: воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень,неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения ( несознательность), сонливость, волнение, рассеяность.
6)5 переменных факторов: сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.

5. Виджняна - сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.

Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) - не связаны с причинно-зависимым происхождением
1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) - разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) - представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
12 аятан - источников восприятия:
Индрии - 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.

18 дхату - элементов: 6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (сатипатханы, медитации на непостоянсто и так далее – ритрит нгордро)

1.То сознание обманет смерть, которое отвернулось от чувственных удовольствий и соединилось с высшим духом, являющимся лестницей к полному освобождению.
2.Позы, управление дыханием, отвлечение чувств от внешних объектов, фиксирование ума на единственном объекте, отвлеченная медитация и идентификация с объектом медитации - это называют 6 ступенями или методами йоги.
3.Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает 6 центров (чакр), 16 приспособлений (адхар), 3,00,000 каналов (нади) и 5 оболочек (вьем) в своем теле? Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает своего тела, дома с одной колонной, 9 дверьми и опекаемый 5 божествами?
- 4 лепестковый лотос - адхара, а 6 лепестковый - свадхистхана. В пупке находится 10 лепестковый лотос, а в сердце 12 лепестковый (сурья, 12 месяцев) лотос. 16 лепестковый лотос в горле, 2 лепестковый между бровей, 1000 лепестковый лотос находится в отверстии в черепе на великом пути.
- Адхара - это первая чакра, свадхистхана - вторая, йонистхана находится между ними и названа камарупа.
- Гудастхана (анус) - 4 лепестковый лотос называется адхарой. Сказано, что посредине находится йони (средний лепесток муладхары) - "глаз любви", восхваленный знающими.

Посредине йони лицом назад стоит великий линга. Кто узнал диск света, подобный светящейся драгоценности в его голове (в голове махалинга), тот есть знающий. Сверкающий как пламя, выглядящий как расплавленное золото, треугольная точка (йонистхана) огня находится ниже мужского органа. Видящий этот божественный нескончаемый свет, сияющий во всех направлениях, знающий в самадхи не испытывает больше временного (между рождением и смертью) существования.
С помощью слова "сва" прана поднимается. Место отдыха праны в свадхистхане. От этого исходного места свадхистхану называют медхра.
Где канда (матка?) напряжена на сушумне (спинной мозг) подобно драгоценному камню на ните, та область пупка называется манипуракам. Связанная душа странствует так долго, пока не найдет Настоящее в великой 12 спицевой чакре, где находится свобода от плодов достоинства и недостатка.
- Ниже пупка и выше мужского органа находится кандайони, по форме подобная яйцу птицы. Там начало 72 тысяч нади. Среди этих тысяч были выделены 72 нади.
Снова, из них 10, несущие прану, выделены как наиболее важные. Ида, пингала, сушумна, гандхари, хастиджихва, пуша, йашашвини. Алмабуша, кухуш и самкхини - 10 авторитетно названы 10 главных нади. Йогу всегда должны быть известны центры, содержащие эти нади.
- Ида находится на левой стороне (левая ноздря), пингала - на правой (правая ноздря), сушумна - посредине. Гандхари - в левом глазе.
- Хастиджихва - в правом глазе, пуша - в правом ухе, йашашвини - в левом ухе, алмабуша - во рту.
- Кухуш - в области линга и шанкхини - в муладхаре. Т.о. 10 нади присоединены к дверям тела (9 дверей и отверстие в черепе).
Ида, пингала и сушумна связаны на пути праны. Они всегда ведут прану. Их руководящие божества: луна, солнце и огонь.
Жизненные силы тела - это прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух циркулирующий по телу), нага (воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананьяйя.
- Прана всегда находится в груди (сердце), апана - в области прямой кишки, самана - в области пупка, удана двигается посредине горла.
- Вьяна наполняет все тело. Сказано, что 5 воздухов, начиная с праны, есть главные.
- Нага функционирует при отрыжке, курма - при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание, а девадатта - зевание.
- Дхананьджана, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади.
Как подброшенный рукой мячик летит вверх, так и джива (душа в неволе у самсары), ударяемая праной и апаной, не имеет покоя и продолжает двигаться. Она движется вверх и вниз через левый и правый пути (ида и пингала). Из-за беспокойного состояния она ясно не воспринимает себя. Так же как сокол, привязанный на веревке, даже улетая, притягивается назад, так и джива, связанная гунами и контролируемая праной и апаной.
- Апана толкает прану, и прана толкает апану (по очереди). Знающий йогу создает союз эти двух - нижнего и верхнего воздуха (пранаяма, хатха йога, союз солнца и луны). Со звуком "ха" джива (в форме праны) выходит, со звуком "са" (в форме апаны) она входит обратно в тело. Джива постоянно повторяет мантру - хамса, хамса (главная мантра дживы - гайятри). Джива повторяет эту мантру 21600 раз день и ночь. Савитри - Гайятри с шумом (шумы элементов и их природной основы) поднимается – движется (это – основа местоприбывания «Я сознания», легкие, осуществляющие дыхание кармапотоков) в Кундалини и поддерживает прану. Знание праны - великое знание. Кто знает это - есть знающий.
- Выше канды Кундалини шакти принимает форму 8 свернутых колец. Она остается постоянно там, закрывая устами "дверь Брахмы" (нижний конец сушумны). Закрыв дверь лицом, душа, освобождаясь от болезней, должна идти к месту Брахмы, где богиня Кундалини лежит, спящая. Сознание, пробужденное через союз огня (буддхи) и праны , вытягивает Кундалини вверх по сушумне, как игла вытягивает нить. Кундалини, пробужденная в союзе с огнем, поднимается вверх по сушумне как змея, светясь как нить лотоса. Также, как каждый может открыть дверь ключом, так можно открыть дверь свободы, зная Кундалини.
- Сомкнув руки, приняв позу лотоса, надавив подбородком на грудь и глядя на Кундалини, йог должен выталкивать апана дыхание снова и снова после того, как наполнил легкие, и в это время он достигнет бесподобного знания праны через пробуждение Шакти. Надо растирать конечности с потом, проступившим от этих усилий. Затем выпить молока и воздерживаться от горькой, кислой и соленой пищи. (Пот выступает при пранаяме, и это нужно для возбуждения Кундалини. Т.о. дхату, или выделения тела, сохраняются).
- Нужно воздерживаться от порока. Тот, кто ест мало, и избегает мирских удовольствий, тот практикует Йогу. После года он достигнет в этом мастерства. Нет в этом сомнений.
Тот, кто оставляет четверть мягкой, вкусной и сладкой пищи, съеденной с удовольствием, называется митахара. (Две четверти желудка наполняются пищей, одна четверть - водой, и одна остается пустой для прохождения воздуха).
- Кундалини шакти обвита восемь раз вокруг канда. Для йогина - это дар к освобождению и рабская зависимость для непосвященного. Тот йог готов к освобождению, кто знает махамудру, набхомудру (кхечари), уддияну, джаландхару и мулабандху.
- Очищение каналов нади, движение луны и солнца, высушивание жидкостей тела - это махамудра. Подбородок отдыхает на груди, большой палец левой ноги давит на йони, двумя руками схватив правую ногу, наполнив воздухом обе части желудка и удерживая его. Надо начать его медленно выталкивать. Это великая мудра, разрушающая человеческие болезни. Надо практиковать эту мудру одинаковое количество раз с идой и пингалой (правая и левая сторона) . Затем можно прекратить.
- Нет пищи здоровой или вредной. Есть целостное состояние изначального всезаполняющего вкуса.. Даже смертельный яд – нектар, но как только начинаешь выделять оин из вкусов, так сразу проявляются и яд и нектар и горькое, соленое, кислое, сладкое, жгучее, вкусное и не вкусное. Это мудрость различения.
- Болезни, туберкулез, проказа, запоры, увеличение селезенки, старость уничтожаются при практике махамудры. Махамудра, так, как она была объяснена, гарантирует успех.
- Поворачивая язык назад в ямку над глоткой и фиксируя взгляд между бровями, выполняется кхечаримудра. Болезнь, смерть, сон, голод, слабость (заблуждения) отступают перед тем, кто знает кхечаримудру. Тот, кто знает кхечаримудру, не страдает от недугов, не опозорится в деяниях, не пострадает от смерти (не пойман смертью).
- Читта странствует в пространстве кхе (место между бровями, характеризующееся свободой от универсума), т.к. язык введен в ямку над глоткой и двигается. Поэтому кхечаримудра исключительно ценна для всех сведующих.
- Но бинду - это основа тела. Из нее выходят все каналы, которые составляют тело с головы до ног. Тот, чья ямка над глоткой запечата кхечари, не уронит бинду, даже в объятиях женщины. Пока бинду остается в теле, нет страха смерти. Пока удерживается кхечаримудра, бинду не опускается. (Бинду дистилируется над небом и опускается через ложбинку над глоткой в сушумну). Даже если бинду опустилась к огню (йони), она вернется назад (поднимется), схваченная Шакти через йонимудру.
- Есть две разновидности бинду: бледнобелая, названная мужское семя, и кровавокрасная, названная менструальная жидкость.
Раджас (менструальная жидкость) расположена в месте солнца, и бинду находится в месте луны. Очень сложно достигнуть их смешения. Бинду - Шива. Раджас - Шакти. Бинду - луна. Раджас - солнце. Через их смешивание, йог достигает высшее состояние. Двигая Шакти по вайю, двигается раджас и соединяется с бинду. От этого тело становится богоподобным (не горит, оружие не пронзает его) и прекрасно выглядит. Шукра (бинду) соединена с луной, а раджас - с солнцем. Тот, кто знает значение их объединения есть сведующий.
- Как великая птица способна лететь без отдыха, так уддияна становится львом, убивающим слона. (Как лев убивает слона, так уддияна разрушает смерть). Эта бандха (мудра) находится сзади живота и ниже пупка и называется уддияна бандха.
- Т.к. джаландхара бандха закрывает сеть каналов (нади) и останавливает воду (нектар луны), текущую из головы, она уничтожает массу болезней глотки. Джаландхара бандха характеризуется закрытием глотки. При ее выполнении нектар (бинду) не падает в огонь, и воздух не затронут. Нажав на йони (промежность) левой пяткой и сжав прямую кишку, йог тянет апану вверх - так выполняется мулабандха. Через союз праны с апаной, через снижение количества урины, даже старый становится молодым через много практики мулабандхи.
- Приняв позу лотоса, удерживая тело и шею устойчиво, фиксируя взгляд на кончике носа, в изолированном месте, йог повторяет нетленный Ом. В нем слова Бху, Бхава, Сва, в нем существует божественность луны, солнца и огня. (С Ом можно на них медитировать). Этот Ом - высший свет. В нем 3 времени (настоящее, прошлое и будущее), 3 Веды, 3 мира, 3 акцента, 3 бога (Брахма, Вишну, Рудра). Этот Ом - высший свет. В нем действие, желание и знание, Брахмы, Рудры и Вайшнавы, три кольца шакти. Этот Ом - высший свет. В нем 3 буквы А, У, М, в нем бинду, как его метка. Этот Ом - высший свет. Йог должен повторять голосом этот биджам. Йог должен практиковать его с телом (асанами), помнить его, медитируя. Этот Ом - высший свет. Чистый или нечистый, тот, кто постоянно декламирует Ом, неопорочен грехом, как листья лотоса не намокают в воде. Пока двигается воздух, двигается бинду. И становится неподвижной, когда воздух перестает двигаться. Т.о. йог должен управлять воздухом и достичь неподвижности (невосприимчивости к теплу, холоду и т.д.) Пока прана остается в теле, жизнь (джива) не уходит. Ее уход - это смерть. Значит йог должен научиться удерживать прану. Пока прана удерживается в теле (кумбхакой), осознание (читта) свободно от болезни (ум не потревожен).
- Что вызовет страх смерти, если взгляд фиксирован на межбровие? Значит от страха смерти, Брахма - цель пранаямы. Йог должен удерживать прану. Прана выходит на расстояние 36 пальцев через левую и правую ноздри. Поэтому она называется праной. Когда все нади, полные выделений, очищены, тогда йог действитльно готов удерживать прану.
- Приняв позу лотоса, йог вдыхает прану через левую ноздрю, затем удерживает так долго, как возможно. Затем он выдыхает через правую ноздрю. Медитируя на круглый образ луны, нектар белый как творог, как коровье молоко, цвета чистейшего серебра, йог, практикующий пранаяму, находит покой. Вдыхая через правую ноздрю, йог медленно наполняет живот, затем удерживает дыхание согласно правилу и выдыхает через левую ноздрю.
- Медитируя на круглый образ солнца, полный пламени огня, обжигающий пупок, йог, практикующий пранаяму, находит покой.
- Медитируя поочереди на два образа, луна и солнце, йог должен вдыхать через левую ноздрю и выдыхать через другую, согласно ограничению времени (как объяснено ранее). Затем, вдохнув через правую, выдохнуть через левую ноздрю. Через три месяца нади практикующего будут очищены.
-Через очистку нади, прана удерживается, желудочный огонь растапливается, внутренний звук слышен (первая разновидность звуков слышна как молоток, барабан, океан, затем слышны музыка, колокольчик, раковина, птица, флейта, бамбуковый инструмент), и йог побеждает болезни.

100 стихов Шри Горакша.

 

16
Рубрики:  шива/мантры
Метки: