Упражнения для памяти |
Увеличение вашей способности концентрироваться на том, что вы хотите запомнить. Время: 3—5 минут.
Одной из причин того, что у многих людей возникают затруднения при запоминании чего-либо, является то, что они не создают четкую картину того, что они хотят запомнить, потому что вначале они не уделяют этому достаточно внимания. Конечно, вы можете запомнить любые вещи без специального сосредоточения, потому что подсознательно мы все время поглощаем информацию и большинство её запоминаем, даже когда мы не осознаём этого. Но это непреднамеренное поглощение информации, возможно, является спорным утверждением.
Таким образом, когда вы находитесь в ситуации, когда особенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредоточивать все своё внимание, используя «переключатель» памяти. Этот «переключатель» может быть почти любым жестом или движением, например, соедините большой и указательный пальцы, сложите руки, так чтобы большие и указательные пальцы образовали стрелку, или поднимите вверх большой палец. Какой бы знак вы не представили, он создан для того, чтобы напомнить вам, что сейчас нужно быть особенно бдительным, внимательно слушать или смотреть, и вы запомните все, что можете.
Чтобы создать этот переключающий знак, расслабьтесь, вы также можете закрыть глаза, и выберите знак, который Вы хотите использовать. Затем сделайте этот жест и, делая его, думайте: «Сейчас я буду внимателен. Я буду очень бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию к памяти и смогу вспомнить её позже». Проделайте это несколько раз и позже в этот день (или на следующий день, если вы начали это упражнение вечером) практикуйтесь в использовании этого переключающего знака в каких-нибудь реальных ситуациях. Найдите, по крайней мере, три ситуации, когда вы особенно заинтересованы, запомнись что-либо, и используйте ваш переключающий знак, чтобы повысить свою бдительность. При этом, делая этот жест, повторяйте про себя те же слова, что и при упражнениях на концентрацию: «Сейчас я буду внимателен. Я буду очень бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию в памяти и смогу вспомнить её позже».
Повторяйте обе части этого упражнения (медитацию и практику в реальных ситуациях) в течение недели, чтобы приучать себя связывать действие, которое вы хотите выполнить (концентрация внимания) с переключающим знаком (поднятие вверх большого пальца). Позже, когда эта связь закрепится, вам не нужно будет продолжать выполнять упражнение, пока вы продолжаете регулярно применять переключающий знак в реальных ситуациях.
Как только вы оказываетесь в ответственной ситуации, когда вы хотите быть особенно внимательны (например, на решающем заседании правления или на приёме, на котором присутствуют важные и перспективные клиенты), используйте ваш переключающий знак, и вы автоматически станете более внимательным и бдительным.
Увеличение вашей способности создавать четкую мысленную картину или запись. Время: 3—5 минут.
Кроме концентрации внимания хорошая память зависит от создания ясной и отчетливой мысленной картины или записи о человеке, месте или событии, которое вы хотите запомнить. Но часто мы не создаём достаточно четкой картины или записи. В результате мы можем думать, что помним, что мы видели, но мы этого не помним. Например, свидетели в суде часто ошибаются, когда вспоминают события, хотя они могут быть уверены, что говорят правильно.
Поэтому, прежде чем вы сможете что-либо точно вспомнить, прежде всего, вы должны иметь четкое впечатление от этого. Один из способов достичь этого, когда вы концентрируете своё внимание, — представлять себя фотоаппаратом или магнитофоном, фиксирующим абсолютно точную картину или запись того, что вы испытываете. Затем, когда вы наблюдаете и слушаете, делайте ваши впечатления подобными мысленной картине или записи.
Для развития этой способности нужна практика, и следующие упражнения созданы, чтобы помочь вам в этом. Вначале используйте эти упражнения для испытания ощущения того, как вы хорошо уже запоминаете то, что вы видите. Затем при практике вы обнаружите, что можете запомнить все больше подробностей.
Лежащей в основе этих упражнений принцип состоит в наблюдении объекта, человека, события или обстановки для получения картины, или в слушании разговора или других звуков вокруг вас. Затем отключитесь от того, что вы наблюдаете, или прекратите слушать и вспомните все, что можете. Вы можете записать то, что вспомнили. Наконец, вновь посмотрите и спросите себя: «Как много я запомнил? Что я забыл? Что я вспомнил такого, чего здесь не было?».
Вначале вы можете быть поражены тем, насколько вы плохой наблюдатель или слушатель. Но по мере практики вы будете совершенствоваться, и ваша способность запоминать будет переходить в другие ситуации, потому что вы автоматически начнете создавать более точные мысленные картины или записи.
Идеальный способ использования этой техники — это использование с мысленным «переключателем» сознания. Потом, когда вы будете использовать этот переключающий знак, вы сразу же представите себя фотоаппаратом или магнитофоном и неизгладимо зафиксируете эту обстановку в памяти, чтобы вспомнить её позже.
Первые два упражнения созданы, чтобы вы попрактиковались в том, чтобы воспринимать информацию, как фотоаппарат или магнитофон в контролируемой вами обстановке. Последнее упражнение вы можете использовать в любой ситуации для более эффективного восприятия.
— Изучение предмета.
(Это упражнение поможет вам лучше осознавать то, что вы видите, и поможет вам воспринимать более полно и правильно).
Положите обычный предмет или несколько предметов перед собой (например, набор предметов с вашего письменного стола, картину на стене, рекламу или картинку из журнала, букет цветов в вазе). Внимательно смотрите на предмет или на совокупность предметов около минуты и заметьте в нем как можно больше деталей, таких, как форма, строение, цвет, дизайн, модель и т. д. Осознайте, сколько имеется предметов, и мысленно составьте список всех предметов.
Затем уберите этот предмет или совокупность предметов, так чтобы они были вне поля зрения, но продолжайте смотреть в то место, где он был, и представляйте, что предмет (предметы) все еще находятся здесь. Пытайтесь воссоздать то, что вы видели, с как можно большее количеством деталей.
Чтобы проверить вашу точность, напишите список того, что вы себе представили. Затем вновь посмотрите на то, что вы наблюдали, и определите, насколько вы были точны.
Для фиксации ваших успехов при каждой тренировке подсчитывайте общее число наблюдений, которое, по вашему мнению, было возможным (оно будет разным для каждого наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение, как «+I». Считайте каждое ваше неправильное наблюдение, как «— I». Наконец, подсчитайте сумму и разделите её на определенное вами общее число наблюдений для получения своего рейтинга в процентах.
Продолжайте практиковаться в этом упражнении, и вы обнаружите повышение вашего рейтинга в процентах.
— Вслушивание в то, что вы слышите.
(Это поможет вам лучше осознавать то, что вы слышите, и поможет вам слышать более полно и правильно).
Запишите короткий отрывок разговора или какие-либо звуки на магнитофонную кассету. Вы можете сделать эту запись во время разговора, телевизионной или радиопередачи или записать окружающие звуки на улице. Записывайте в течение двух-трех минут.
Затем воспроизведите запись и прослушайте её. Вы можете при этом создавать мысленные образы.
Наконец, попробуйте вспомнить разговор или звуки с возможно большим количеством деталей. Кроме того, попытайтесь, как можно тщательнее вспомнить, в какой последовательности вы это слышали.
Для проверки своей точности напишите список того, что вы слышали. Вам не нужно записывать все слово в слово, но запишите достаточно, чтобы определить суть каждой мысли или утверждения. Затем проиграйте кассету и посмотрите, насколько полны и точны были ваши наблюдения.
Как и при упражнении с наблюдением, для фиксации ваших успехов при каждой тренировке оцените общее количество звуков, утверждений или фраз, которое, по вашему мнению, могло быть (это число опять будет разным для каждого наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение, как «+I». Считайте каждое ваше неправильно наблюдение, как «— I». Давайте себе 10 призовых баллов, если вы вспомнили все в правильной последовательности, и 5 баллов, если вы вспомнили большую часть в правильной последовательности. Наконец, подсчитайте сумму и разделите этот результат на определенное вами общее число звуков, утверждений или фраз для получения вашего рейтинга в процентах. По мере практики ваш рейтинг в процентах будет расти.
— Смотрите, как фотоаппарат, слушайте, как магнитофон.
(Это поможет вам наблюдать и слушать более тщательно и полно в повседневных ситуациях).
Вы можете использовать эту технику везде, где бы вы ни были, и она особенно полезна для приёмов, деловых встреч и в других важных ситуациях, когда вы хотите быть уверены в том, что запомните все точно. Кроме того, вы можете использовать эту технику для тренировки и оттачивания вашего мастерства, когда вы ожидаете в очереди, едете в автобусе, в фойе театра во время антракта, и там, где вы ожидаете чего-либо.
Просто представьте себе, что вы — фотоаппарат, и сделайте снимок того, что вы видите. Или представьте, что вы — магнитофон, который записывает разговор. Или представьте, что вы — звуковая кинокамера и записываете и то, и другое.
Затем отвернитесь или закройте глаза, если это удобно, и несколько секунд концентрируйтесь на том, что вы только что видели или слышали. Если вы выбрали картину, тщательно мысленно представляйте её и концентрируйтесь. Какие предметы или людей вы видите? Какие цвета или подробности вы замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди? И т. д.
Затем осмотрите обстановку и сравните вашу картину с тем, что вы видите сейчас. Что вы упустили? Что вы прибавили из того, чего здесь нет? Какие детали вы заметили неправильно? Чем больше вы занимаетесь этим, тем более полной и точной будет ваша картина.
Если вы пытались слушать, как магнитофон, попытайтесь мысленно проиграть то, что вы слышали. Что говорили люди? Какие звуки вы слышали вокруг? Вы не сможете действительно услышать этот разговор или звуки опять, но вы хотя бы можете почувствовать, как много деталей вы смогли уловить. Чем больше вы практикуетесь, тем более полно вы будете слышать.
Если вы представили себя звуковой кинокамерой, просмотрите и изображение, и звуки.
Улучшение вашей способности вызывать в памяти то, что вы запомнили.
После того, как вы сделали все, что могли для запечатления мысленного образа в вашей памяти, завершающий этап — сделать все, что вы можете, чтобы вспомнить это. Даже если вы думаете, что забыли, эта техника поможет вам дать свободу вашим подсознательным процессам, и вы сможете проникнуть во внутренние хранилища в вашем подсознании, чтобы восстановить этот вопрос.
Что бы вы ни пытались вспомнить — имя, номер телефона, местоположение предмета, дорогу, по которой вы шли, или что-нибудь другое — чтобы вспомнить это, мысленно воссоздайте первоначальную ситуацию как можно реалистичнее и ярче. Если вы находитесь в такой обстановке, что можете реально повторить эту ситуацию, так и сделайте. Это поможет вам восстановить память.
Когда вы привыкнете пользоваться этой техникой, вы сможете применять её везде, как применяю её я. Вам даже не нужно будет закрывать глаза. Вы можете просто сосредоточиться на своём внутреннем мысленном экране и увидеть перед собой изображение на этом экране.
Однако, когда вы впервые начинаете пользоваться этим методом, вам понадобится несколько минут, чтобы успокоиться и представить себя в нужной обстановке, так что не рассчитывайте на то, что вы немедленно вспомните забытое. Но через некоторое время после практики этот процесс ускорится, и скоро вы сможете моментально восстанавливать память.
Следующая техника восстановления памяти поможет вам вспоминать имена, телефонные номера, куда вы положили предмет, дорогу, по которой вы шли, или что-либо, что вы читали или видели в кино. Кроме того, эта техника поможет вам вспоминать ситуации и события. Спланируйте тренировки в выполнении каждого упражнения в течение нескольких дней. Затем, когда вы почувствуете, что они у вас получаются, применяйте их при необходимости. Начинайте выполнение каждого упражнения с того, что расслабьтесь и закройте глаза. Позже вы обнаружите, что можете их выполнять, не закрывая глаза.
— Вспомните имя.
Представьте перед собой человека. Представьте, что вы встречаете его впервые, и восстановите эту первую встречу как можно точнее. Выясните, кто ещё здесь находится, обстановку и сделайте вашу картину как можно более подробной. Затем поздоровайтесь с этим человеком так же, как и при первой встрече, и внимательно слушайте, как он или она говорит вам своё имя.
— Вспомните телефонный номер.
Представьте перед собой телефон и представьте, что человек, которому вы собираетесь позвонить, сидит у телефона и ждет вашего звонка. Теперь подойдите к своему телефону и откройте свою записную книжку там, где записано имя этого человека. При этом появится номер, или если он неясно виден, начните набирать этот номер, и когда вы будете набирать его, номер прояснится.
Затем, если вы недавно записали номер телефона человека, мысленно представьте себя в этой ситуации. Человек говорит вам свой номер телефона, а вы его записываете. Обратите внимание на обстановку, в которой вы находитесь. Определите сорт бумаги, которую вы используете для записей. Затем представьте, как вы записываете номер, и повторите его про себя, когда вы его записываете. Вы четко увидите перед собой этот номер и вспомните его.
— Вспомните, куда вы положили предмет.
Вспомните, когда вы в последний раз держали этот предмет. Где вы были? Что вы с ним делали? Мысленно представьте, что вы пользуетесь этим предметом. Затем, когда вы закончили им пользоваться, наблюдайте, что вы делали с ним, когда убирали его.
— Вспомните дорогу.
Представьте, что вы едете в машине или идете пешком, как вы это делали в действительности. Не пытайтесь восстановить в обратном порядке ваш маршрут, а начинайте с места, откуда вы отправились. Теперь представьте, что вы выходите из начального пункта. Осознайте, что вас окружает, когда вы идете. Заметьте, куда вы идете, и ищите важные дорожные указатели улиц. Идите быстрее по прямым участкам дороги и внимательно смотрите по сторонам, когда поворачиваете. Продолжайте идти, пока не достигните пункта назначения.
— Вспомните какие-либо сведения из книги или из фильма.
Представьте, что вы читаете книгу или сидите в кинотеатре. Если вы читаете книгу, то держите её в руках и обращайте внимание на её размер, форму и фактуру. Начните переворачивать страницы, пока вы не дойдете до нужной вам страницы. Затем просмотрите страницу до соответствующего параграфа и строки и читайте. Если вы смотрите фильм, то как можно живее представьте, что вы в кинотеатре. Ощущайте темноту вокруг, опуститесь в ваше кресло. Когда кинокадры появляются на экране, живо представляйте себе титры и быстро «прокрутите» фильм до того места, которое вы хотите вспомнить. Затем вновь замедлите кинопроектор до нормальной скорости и смотрите ту сцену, которую вы хотите просмотреть подробно. Наблюдайте за действиями персонажей и беседуйте, как бы вы это делали в настоящем кинотеатре, и вы вновь живо увидите фильм перед своим мысленным взором.
— Вспомните ситуацию или событие.
Как можно ярче представьте себя в данной ситуации. Обращайте внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас. Представьте, что вы — режиссер фильма и что сейчас перед вами должна разыгрываться именно эта сцена. Вы держите в руках сценарий, и по вашему знаку находящиеся здесь актеры начинают разыгрывать сцену. Вы способны все замечать и слышать все, что они говорят. Если вы хотите ускорить действие в данной сцене, то просто переверните страницу в своём сценарии, скажите: «Вырезать» и дайте указание актерам начать играть следующую сцену.
Когда вы будете иметь опыт вызывания в памяти нужных вам моментов при помощи данной техники, дайте волю своему творчеству, чтобы развить вашу способность вызывать мысленные образы для вызывания в памяти любых ситуаций или событий. Например, вы можете представить себя не режиссером фильма, который ставит кинофильм по сценарию, а любознательным репортером, который делает репортаж.
Ключевой момент при восстановлении в памяти ситуации — как можно ярче представить себя в ситуации, которую вы хотите вспомнить. Затем вы используете вашу мысленную картину или запись этой ситуации, чтобы вызвать у вас в памяти действительный ход событий.
Серия сообщений "уроки,обучение":
Часть 1 - Полиглоту в помощь (Free OnLine)
Часть 2 - Генератор BB и Html кодов для вставки изображений в блог
...
Часть 43 - Как получить старый HTML-код видео в новом интерфейсе YouTube
Часть 44 - ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ "НАУЧНОГО ТЫКА"
Часть 45 - Упражнения для памяти
Часть 46 - Самоучитель игры на фортепиано.
Часть 47 - Вау!!! И Скайп (Skype) все это может?!!!
Часть 48 - По материалам книги Паолы Инче «Ваш имидж: шарф, косынка,платок.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |