Александр Порфирьевич Бородин |
Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано,а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось:"Особенного внимания, по нашему мнению, заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не только польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу".
Знал бы автор статьи. чем бредила сия "поэтическая душа". Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов.
В 1850 году Саша Бородин поступил в Медико - химическую академию. Учёба шла весьма успешно. Настало время и, защитив докторскую диссертацию, он отправился на три года в зарубежную командировку в группе молодых учёных.
Многие из них позднее составили гордость и славу русской науки. Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов и другие. Почти сразу же по приезде в немецкий город Гейдельберг, Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичевым, В.Олевинским, Д.Менделеевым.
К сожалению, Савич и Олевинский рано умерли, не успев проявить себя. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь.
Жизнь молодых учёных в Гейдельберге протекала в напряжённой научной работе. А вечерами, утомлённые лабораторными занятиями, собирались у кого - либо из друзей и предавались своему любимому увлечению - музыке. Нередко всей компанией, несморя на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города. Там слушали симфоническую и органную музыку, оперные спектакли.
К тому времени молодой учёный Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей.
В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно - инструментальные ансамбли, фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах.
Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была его увлечённость наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница Шопена, Шумана, она открыла для Бородина ещё неведомый ему поэтичный мир этих композиторов - романтиков. Александр Порфирьевич с упоением заслушивался новой для него музыкой. А потом, когда Екатерине Сергеевне по состоянию здоровья понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал её на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни. Занятия в химической лаборатории у известного итальянского учёного, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создаёт одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепианный квинтет. А вскоре состоялась их свадьба. Когда они в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт - профессора в Медико - хирургической академии. Эта служба требовала от молодого учёного много сил и времени.
Вскоре по возвращении из - за границы Бородин посетил своего коллегу и друга М.А.Боткина, в доме которого устраивались так называемые "субботы", то есть субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких суббот и произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с Балакиревым. Знакомство и дальнейшее общение с руководителем "Могучей кучки", а затем и с другими членами кружка, утвердило в молодом учёном более серьёзное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрёл то в высшей степени оригинально - бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". С большим успехом прозвучавшая в 1869 году Первая симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах. Теперь он отверг всякие сомнения в своём праве заниматься композицией.
Всё больше внимания уделяет он музыке не только как собственному твочеству. С большим вниманием следит он за успехами друзей - музыкантов. Каждый из них создавал в то время что - то новое, интересное. Все произведения исполнялись на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки" и поражали воображение новизной, необычностью звучания, яркой талантливостью.
Тогда же Бородин создаёт Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. она была восторжено встречена друзьями композитора, которые оценили её как лучшую русскую симфонию, превосходящую всё, созданное до неё. Когда Мусоргский предложил назвать её "Славянской", Стасов запротестовал - не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская".
Одновременно со второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь". Он начал её сочинять ещё в конце 1860 годов. Сочинение растянулось из - за всегдашней его занятости на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как учёного сказалась и в подходе к композиторскому творчеству.
Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены - астма, из - за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков. Немалая часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было). Тем не менее, Бородин внёс большой вклад и в отечественную науку.
Ухудшалось и моральное самочуствие композитора - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее, Бородин в конце жизни всё больше отдаётся музыке. Были созданы его прекрасные струнные квартеты. Каждая часть Второго квартета является одновременно маленьким инструментальным шедевром.
Всё чаще звучат произведения Бородина в России и за рубежом, всё большую славу русской национальной музыке завоёвывают они. А композитор уже работал над третьей симфонией, которая должна была стать самым ярким, значительным произведением. "Русской" намеревался назвать её автор. И всё же ни Третья симфония, ни опера "Князь Игорь" не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался. Уже после его смерти Римский - Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел окончить Александр Порфирьевич.
Серия сообщений "оперы":
Часть 1 - Гениальный Джузеппе Верди...
Часть 2 - "Риголетто" - великая опера великого композитора. Памяти Джузеппе Верди
...
Часть 18 - Модест Петрович Мусоргский .
Часть 19 - Жорж Бизе. Страницы жизни и творчества
Часть 20 - Александр Порфирьевич Бородин
Часть 21 - Николай Андреевич Римский-Корсаков - прекрасный русский композитор.
Часть 22 - Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор.
Часть 23 - 7 русских опер с мировым именем
Часть 24 - ОПЕРЫ В.А.МОЦАРТА.
Часть 25 - Опера "Джоконда" Амилькаре Понкьелли. К Дню рождения композитора.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |