-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dispepsia

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2011
Записей: 4247
Комментариев: 3837
Написано: 10689


Актриса Полевицкая Е.А.

Воскресенье, 10 Июля 2011 г. 13:29 + в цитатник
Цитата сообщения rodich2007 Полевицкая Елена Александровна

 

 (523x699, 70Kb)

Б.Кустодиев. Портрет Е.А.Полевицкой

 

Полевицкая Елена Александровна

3 (15) июня 1881, Ташкент - 4 ноября 1973, Москва
 

Её неудержимо манила сцена Александринского театра. Да и театр, казалось, ждал ее. Однако не случилось. В Александринке была своя царица — великолепная, не ведающая усталости и… не допускающая соперниц. Лишь через годы Полевицкая узнает о причинах обидного и непонятного для нее отказа…  

 (421x669, 72Kb)

Она родилась в Ташкенте в июне 1881 года в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка. Её отец, юношей закончивший в Петербурге художественную школу, мечтал стать художником. Но материальные трудности не позволили ему воплотить мечту в жизнь. Нерастраченный же дар он направил на организацию всестороннего образования своих пятерых детей.

 (396x600, 68Kb)

С 1888 года семья Полевицких обосновалась в Петербурге. Причиной переезда стал донос на отца и связанные с ним разбирательства. Отстраненная холодность нового местожительства была совершенно не похожа на купающийся в солнце Ташкент. А еще… в Петербурге был театр! И Леночка открыла для себя новый мир, неведомый ей прежде. Спектакли, увиденные на императорской сцене, Александровский институт, где она получила образование и сыграла в ученических постановках, открыли ее внутренние устремления. Она будет петь в опере! Природа не поскупилась — голос контральтового тембра был красив и объемен, желание петь — огромно. Но подобные планы не нашли сочувствия у отца, а попытки самостоятельно заработать на жизнь оказались нереальны. Был найден компромисс: Елена поступает в Школу Штиглица, а отец оплачивает занятия пением.

 (463x699, 62Kb)

Благодаря разносторонней одаренности и уроки живописи, и уроки пения шли успешно. Но ни планам отца, ни мечтам Елены осуществиться было не суждено. Из Школы Штиглица девушку отчислили за свободолюбивые взгляды (на дворе стоял 1905 год) с нелепейшей формулировкой. Обладательницу высшей премии за акварель отчисляли за недостаточные способности!

 (451x699, 76Kb)

Голос же покинул ее при драматических обстоятельствах. Нежные чувства, возникшие между девушкой и ее аккомпаниатором студентом Евгением, сулили скорые перемены в жизни. Радостные хлопоты, ожидание счастья, назначенный день венчания и… странный поступок жениха, с его нелепой просьбой сыграть свадьбу спустя десятилетие. Сердечная рана была так глубока, что на нервной почве девушка потеряла голос.

 (425x654, 93Kb)

Только театр успокаивал ее душу, отвлекал от тяжелых мыслей, а встреча с искусством Веры Комиссаржевской наполнила жизнь новым содержанием. Елене шел двадцать пятый год. «И сцена драматическая стала моей всепоглощающей страстью, смыслом и содержанием моего существования. И все достигнутое мною в юности занятиями разными видами искусства вдруг оказалось важным и необходимым для искусства сцены».

 (450x570, 45Kb)

В 1906 году она поступила в музыкально-драматическую школу Е. П. Рапгофа, поразив своей одаренностью присутствовавшего на вступительном экзамене знаменитого актера и режиссера Александринского театра Андрея Петровского.

 (380x570, 47Kb)

В марте 1908 года Полевицкая досрочно получает аттестат – смерть отца вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно – и получает назначение в театр Пскова. Она не чурается никаких ролей, выполняя условия контракта – роли «на усмотрение дирекции». И, по свидетельству «Псковской жизни», это идет ей на пользу: «Огромное достоинство г-жи Полевицкой, указывающее на большой талант, заключается в том, что в какой бы роли г-жа Полевицкая ни выступала — она нигде не повторяется, ее игра во всех ролях в высшей степени продумана, и смело можно сказать, что в каждой, даже самой маленькой роли она создает художественный тип».

 (445x485, 49Kb)

Окрыленная первыми успехами, в августе 1908 года она возвращается в Петербург и почти сразу получает приглашение сыграть в Павловске Негину в «Талантах и поклонниках» Островского. Роль, исполненная в окружении актеров Александринского театра, возрождает мечты о прославленной сцене. Никогда еще вожделенная Александринка не была столь близка, Петровский сам вызвался «похлопотать» за любимую ученицу. Назначен «закрытый дебют», актриса выдержала его с честью, но… за выступлением ничего не последовало. Не последовало и никаких объяснений. «Причиной» же была, не любящая соперниц Мария Савина, чье слово было весомее даже слов директора императорских театров.

 (319x525, 80Kb)

С антрепренершей Малиновской Елена уезжает в Гельсингфорс. А по окончании сезона получает приглашение Южина дебютировать в Малом театре. И вновь ощущение тяготеющего рока: блестящий дебют, заманчивые предложения и – отказ. На сей раз «постаралась» Малиновская, пустившая слух об алкоголизме актрисы, так как талантливая девушка была нужна ей самой…

Весной 1910 года в Петербурге происходит знаменательная для Елены встреча с выдающимся провинциальным режиссером Николаем Синельниковым, набирающим труппу для театра в Харькове. Несколько лет, проведенных в труппе Синельникова, станут годами счастливейшего творческого содружества. Она сыграет Марию Стюарт и леди Мильфорд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь» Шиллера), Юлию Тугину и Катерину («Последняя жертва» и «Гроза» Островского), другие роли, развившие ее чудесный дар и принесшие славу.

 (247x698, 53Kb) 

Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева).

 (431x698, 81Kb)

В 1911 году Елена обвенчалась с Иваном Шмитом – блестящим адвокатом, режиссером-любителем, соратником Петровского и щедрым театральным меценатом. Его любовь и преданность залечили ее давнюю рану. Долгие годы они будут вместе.  

Во время гастролей в Москве в 1914 году актриса удостоилась лестной похвалы журнала «Рампа и жизнь»: «Москва не любит провинциальных знаменитостей, она относится крайне осторожно и подозрительно к звездам провинции. Г-же Полевицкой победа над Москвой дается сразу и главным образом потому, что в ней абсолютно нет провинции… Игра г-жи Полевицкой – это тончайшая акварель…».

 (426x672, 58Kb)

 В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени».

Елена и представить себе не могла, что покидает Россию на 35 лет! Впереди будут Румыния и Германия, Австрия и Прибалтика… Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.«Русская Сара Бернар и Элеонора Дузе», «Подарок природы и искусства», «Одна из величайших актрис мира», она переживет оглушительные триумфы и тяжелейшие испытания. Безнадежные попытки вернуться на Родину и долгие годы работы на немецком языке, репатриацию из Прибалтики и страшный быт лагеря для перемещенных лиц, нищету и невостребованность…

 

Шмит не вернется на родину никогда. 10 сентября 1939 года во время пребывания в Риге он неудачно поскользнется на лестничной площадке и так и не оправится от полученных травм…

 (563x400, 52Kb)

Елена Полевицкая же в Россию вернется в 1955 году в возрасте 75 лет. И еще целых восемнадцать лет она будет активно работать на благо русского театра. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 года она преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914.

 (400x300, 16Kb)

Ю.Завадский считал Полевицкую актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности».
Умерла в московском Доме ветеранов сцены.

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/36911/bio/

http://theatre-music.narod.ru/01.html 

Серия сообщений "старые открытки":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - звезды кино
...
Часть 5 - звезда прошлого
Часть 6 - дамочки
Часть 7 - Актриса Полевицкая Е.А.
Часть 8 - мода 1872года от Anais Toudouze
Часть 9 - вот такая арифметика
...
Часть 29 - Харрисон Фишер (HARRISON FISHER) «Отец тысячи девушек»
Часть 30 - Ну почему пришла мода на тощих?!
Часть 31 - История женщины с портрета Giovanni Boldini. | Клеопатра Диана де Мерод - французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку