-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Димитриос

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Республика_Мордовия pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.02.2006
Записей: 343
Комментариев: 815
Написано: 2382


20 летию независимости Таджикистана посвящается.

Пятница, 09 Сентября 2011 г. 19:07 + в цитатник
20 лет назад, 9 сентября 1991г. законодательный орган Таджикской ССР объявил независимость. После провала ГКЧП в августе и фактической политической победой Ельцина над Горбачёвым, всем стало понятно, что с мнением руководства СССР можно уже не считаться. Начался целый парад объявления независимотей национальных республик. Если до путча независимость демонстрировали только республики европейской части СССР, то после него до селе покорная среднеазиатская часть начала отделяться. Всё шло быстро и моментально. Тогда среди большинства россиян, зараженных идеями демократии и рынка, отделение западных республик не вызывало беспокойства, тогда думалось, что просто идёт перестройка экономических отношений, ни о каких визах и войсках НАТО и речи быть не может. Сами прибалты тогда не раз говорили - мы будем добрыми соседями, будем с вами торговать, вы будете приезжать к нам в гости. Что потом стало - знает ныне каждый.
Известия о суверенитетах в Средней Азии демократической общественностью России было встречено даже с радостью. Говорилось тогда типа того: "Хорошо, что эти тюбетейки отделяются, нам легче будет построить независимую и богатую Россию, пусть живут сами по себе.." Сейчас такой же неумный трёп приходится слышать про Кавказ. Сегодня безработные из этих стран в огромном количестве пополняют ряды мигрантов в России. Далее я хочу привести материал подготовленный Lenta.ru. Советую обратить внимание на две вещи - как за 2 года из нечего вырастала оппозиция способная всё перевернуть и как за год в бедной стране было построено 120 мечетей и 10 медресе. Был ли процесс управляемый извне - решать каждому, но на мой взгляд - ответ очевиден.
На фото митинг демократов таджикистана. Белая повязка и цепи впервые появились в Китае среди студентов, потом эти символы "мирного бунта" были подхвачены и в Белоруссии и в Москве и в Душанбе.
pic010 (700x474, 121Kb)

Так как у нас в интеренете часто интересные материалы имеют особенность пропадать, часть их я размещаю здесь. Пока весь материал можно увидеть здесь:
http://1991.lenta.ru/1991/09/09/#shekoldin

Итак привожу материалы и комментарии фотографа-документалиста Валерия Шеколдина.

"После неудачного путча в Москве СССР стал стремительно разваливаться. В Средней Азии и кое-где на Кавказе это происходило по одному и тому же сценарию. На площадь перед правительственным зданием в автобусах свозили крестьян, которые имитировали политическую забастовку. Для них ставили палатки и полевые кухни. "Забастовщики" вместе с женами и детьми проводили на площади круглые сутки. Их бесплатно кормили и, кроме того, платили за каждые проведенные сутки по 50 рублей, в то время как на хлопке они зарабатывали в среднем по 40 рублей в месяц. Обычно такое "сидение" продолжалось не более двух недель - больше коммунистические власти выдержать не могли и уходили в отставку. В начале сентября такую картину я наблюдал в Чечне, а где-то в середине месяца - в Таджикистане".
pic017 (700x467, 161Kb)
Сценарий, по которому развивались события в Таджикистане, в значительной степени определялся ростом влияния ислама. Следовало ожидать, что оппозиция – по крайней мере, ее часть – попытается использовать это влияние в политических целях. Однако этим дело не ограничилось. Постепенно исламисты заняли в рядах оппозиционеров доминирующее положение.

В Таджикистане, как и в других среднеазиатских республиках во времена СССР, ислам как вера, которой придерживалась значительная часть населения (вопреки официальной идеологии, ориентировавшей граждан на атеизм), продолжал существовать. Официально разрешенных мечетей и молельных домов было немного, гораздо больше было тех, что действовали подпольно.

Толчок к открытому распространению ислама был дан в конце 1990 года. В республике тогда был принят закон "О свободе совести и религиозных организациях", разрешивший свободное исполнение религиозных обрядов. Одним из следствий стало восстановление старых мечетей и строительство новых. Только за 1991 год в Таджикистане было зарегистрировано более 120 соборных мечетей, открыто более 10 медресе.
pic016 (700x466, 141Kb)

Осенью 1991 года в Таджикистане была официально создана Исламская партия возрождения. В своей программе, утвержденной на съезде в октябре, она резко критиковала "безбожную" коммунистическую систему и заявляла о намерении "построить общество, опирающееся на основы веры". Партия, как отмечалось в документе, "во всех жизненных делах исходит из Божественного вдохновения и не признает никакого закона, который противоречит шариату.
Однако уже через месяц после съезда - в ноябре 1991 года – Исламской партии возрождения удалось добиться официальной регистрации. В тот период как раз происходила смена руководства республики. Прежний руководитель Кахар Махкамов ушел в отставку под давлением оппозиции. Сменивший его на посту президента Рахмон Набиев (он был избран в конце ноября) предпочел заключить с оппозицией соглашение (новый президент пообещал не преследовать оппозиционных лидеров, те в ответ пообещали не выходить за рамки закона).

Что касается демократической оппозиции, сформировавшейся в Таджикистане перед распадом СССР, то составить серьезную конкуренцию ИПВ она не смогла. Движение "Растохез" и отколовшаяся от нее Демократическая партия Таджикистана, начав под лозунгами демократии и национального возрождения, постепенно стали сближаться с исламистами. В годы гражданской войны движение "Растохез" вообще оказалось в рядах "Объединенной таджикской оппозиции" - сторонников исламизации страны. Аналогичную позицию заняла и Демократическая партия.

Гражданскому противостоянию в Таджикистане предшествовали события, произошедшие в феврале 1990 года в Душанбе. Тогда митинг, начавшийся из-за слухов, перерос в погромы и массовые беспорядки. Подоплека событий отличалась от той, которая позднее привела к гражданской войне. Тем не менее, беспорядки в Душанбе продемонстрировали, что угроза массовых экстремистских выступлений в республике реальна и что быстро пресечь эти выступления власти не способны.

Поводом для беспорядков стали слухи, распространявшиеся в связи с приездом в Душанбе армянских беженцев (армян, которые в прошлом жили в Баку, но после прошедших там погромов бежали к родственникам в Таджикистан). Распространители слухов утверждали, что власти якобы согласились предоставить беженцам квартиры в столичных новостройках – предназначенные для тех душанбинцев, которые давно дожидались очереди на новое жилье.


Весь материал здесь - http://1991.lenta.ru/1991/09/09/#shekoldin

pic018 (700x465, 148Kb)
Рубрики:  Экономика и политика

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку