Нож в славянской традиции |
С глубокой древности нож являлся одновременно и оружием и бытовым предметом. Сложно перечислить все сферы деятельности, где применялся и применяется нож: приготовление пищи, гончарное и сапожное ремесло, изготовление деревянных изделий, охота.
Кроме этого нож всегда считался достойным и дорогим подарком. Ведь ножу во все времена приписывали и сакральные свойство. А применение этого оружия часто сопровождалось особыми ритуалами и заговорами.
В древности мужчина получал нож практически сразу после рождения. Отец собственноручно выковывал новорожденному нож или заказывал у кузнеца. Нередко, нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель мальчика. Считалось, что это обеспечивало силу, выносливость, твердость характера. Убирали эти предметы из колыбели после появления у ребенка первых зубов. При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика. Нож участвовал в качестве оберега во многих обрядах, приворотах. Он защищал от нечистой силы, давал силу и уверенность. Нож нельзя давать чужому человеку. В представлении наших предков нож был мощным носителем энергии как хорошей, созидательной, так и агрессивной и разрушительной.
Нож в бою.
Византийский летописец Прокопий Кесарийский в 6 веке писал о вооружении славян: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева…, мечи длинною в локоть и короткие ножи, а так же ножны для них делают успешно.» В приведенной цитате описана боевая экипировка славянского воина 6 века. Известен и тот факт, что несколькими веками позже нож не утратил статуса боевого оружия. Известно, что сильная и боеспособная дружина князя Святослава была вооружена, в том числе, и за сапожными ножами. Исследователь Мария Семенова пишет : « Каждый воин имел при себе нож, удобный хозяйственный и походный инструмент, который, конечно, мог сослужить службу и в бою. Летописи, однако, упоминают их применение лишь при богатырских единоборствах, при добивании поверженного врага, а также во время особо упорных и жестоких сражений».
При вызове противника на бой так же использовали нож. При этом оружие втыкали в землю или в «матицу», если дело происходило в помещении. В настоящее время «боевыми» ученые называют ножи более 20 см длиной.
Боевые ножи: 1 – скрамасаксы, 2 – подсайдашный нож, т. е. носившийся при саадаке, 3 – засапожный нож, 4 – нож походный, 5 – кинжалы.
Нож как атрибут мужского начала.
На Руси бывали случаи, когда запрет на ношение ножа воспринимался как прямое оскорбление мужского достоинства.
Обычно нож носили на поясе или в голенище сапога. Первый способ считается более древним. Во время праздников или обрядов, нож обычно демонстрировали, выставляли напоказ. Есть мнение, что большинство ритуалов, связанных с втыканием ножа в землю связано с плодородием. Земля матушка, Мать-Сыра-Земля олицетворяла женское начало и плодородие. А нож или кинжал, соответственно, мужское. Вошедший в землю нож символизировал оплодотворение земли. Недаром на некоторых древних фигурках у идолов очень четко изображался кинжал вместо мужского детородного органа.
Но восприятие земли как женщины, а ножа как символа мужского начала было скорее не сексуальным, а эпическим, глобальным, всеобще рождающим.
Нож за обеденным столом.
Не менее торжественным было отношение к ножу и за столом. Например, хлеб резал либо хозяин дома, либо старшая женщина. Когда семья собиралась за столом, хозяин чинно, с большим уважением резал хлеб, приложив его груди. Запрещалось в древности, и до сих пор считается дурной приметой, есть с ножа. На столе нож клали только лезвием к хлебу. На ночь все острые предметы убирались со стола, чтобы избежать ссор и конфликтов
http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43401549641/Nozh-v-slavyanskoy-traditsi
Рубрики: | Интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |