для общего развития...
О творчестве
Иероним Босх - живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В творчестве Босха необычным образом соединились фольклорные и христианские мотивы. По жанру картины Босха - причудливые гротески с философским подтекстом. Он был загадочным мастером. Горькая, ироничная, часто демоническая фантазия Босха - явление совершенно уникальное в истории искусства.
Интересно, что собратья-художники как бы не замечали Босха, а история изобразительного искусства его игнорировала. Вновь открыли Босха декаденты рубежа XIX-XX веков. С точки зрения формы работы Босха - скорее литература, чем живопись. Причудливое нагромождение натуралистически трактованных фигур создает сумбурное впечатление, препятствует возникновению стилистической целостности. Его картины надо пристально и подробно рассматривать, вникая в детали буйной фантазии художника. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения...
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и, во всяком случае, не всеобъемлющие.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».
Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение Святого Антония», «Страшный суд»)
В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».
Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.
Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю. В то же время известно, что при многих королевских дворах картины Босха были в моде и воспринимались как забавный курьез. Они многократно повторялись им самим и варьировались другими художниками.
Несмотря на обилие текстов, истолковывающих работы художника, Босх и сегодня остается одной из самых "темных" и таинственных фигур в истории живописи. Для понимания его произведений исследователи обращались к фольклору, астрологии, алхимии, к жанру средневековых религиозных мистерий и даже к психоанализу. Но не стоит выискивать скрытые значения и зловещую символику в каждой детали его картин.
Сколько бы ни было написано книг о тайных смыслах живописи Босха, в первую очередь нужно помнить, что он не сюрреалист из позднего Средневековья, не алхимик и не еретик, не городской сумасшедший, аскет, мизантроп или насмешник, а прирожденный художник с собственными манерой, образным миром и колористическим чутьем. Его не всегда радостное искусство - вовсе не воплощение кошмаров и страхов того непростого времени, в котором жил художник, а своего рода увлекательное зеркало, отражающее и пороки, и достоинства земного мира.
Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями.
"Широк человек, ох как широк… Дьявол с Богом в человеке борется, и поле их битвы - сердца людей", - написал Достоевский. Художник, увидевший все это внутренним взором, жил много раньше, на рубеже XV и XVI веков. Искусство Иеронима Босха подобно кораблю, отправляющему нас в трудное плавание туда, где человека извечно искушают силы Хаоса и Зла. Босх - не фантаст, погруженный в мир призраков: он остро чувствовал сверхреальную мощь зла, всегда готового проникнуть в человеческую душу, и предостерегал от него, как мог; своей живописью, пленяющей нас мастерством и неведомой тайной.