КРАСОТА СТЕКЛА. Все это великолепие выполнено немецким стеклодувом Гансом Годо Фрабель (H...
Антикварное серебро 17-19 в. - (4)АНТИКВАРНОЕ СЕРЕБРО 17-19 в. 1. 2. 3. 4. 5. ...
Музыка. David Garret. - (6)David Garret. Ларка
Старинное серебро Британии. - (13)СТАРИННОЕ СЕРЕБРО БРИТАНИИ. 1. 2. 3. 4. 5...
Галина Брежнева: Дочь “пятизвездного” генсека. - (15)Галина Брежнева: Дочь “пятизвездного” генсека ...
По определению Google, для цивилизованного мира американская литература гораздо интереснее и важнее русской. |
По определению Google, для цивилизованного мира американская литература гораздо интереснее и важнее русской.
Юрий Кирпичев
Величие американской литературы
Топ-50 лучших писателей мира
На днях обратил внимание, что к моему любимому Мелвиллу в Google немало обращений – 11,6 млн.! Больше, чем к Пушкину. Значит, у автора первого в мире романа-эпопеи немало поклонников. Что ж, вставил я создателя великого «Моби Дика» в свою знаменитую таблицу – и русские писатели опустились еще на ступеньку, в самый низ шестого десятка рейтинга самых популярных писателей всех времен и народов.
Дело в том, что лет десять тому, в тысячный раз услыхав о необыкновенном величии русской литературы, я задумался, а нельзя ли объективно измерить ее величину? Нельзя ли подойти к вопросу научно? Нет ли меры для построения иерархии инженеров человеческих душ и щипателей душевных струн? Ведь метрон – аристон, говорили эллины.
И что вы думаете? Оказывается, она существует – мера! Я не раз писал об этом, подводил теоретический базис, публиковал соответствующие обоснования, таблицы и графики, в том числе и в газете «Литературная Россия». Там можно ознакомиться с деталями моего метода:
https://litrossia.ru/item/10193-grafik-russkoj-literatury/
https://litrossia.ru/item/top-50-pisatelej-mira/
Ну а сейчас предлагаю читателям данные на май текущего года.
Об относительности всего
Априори ясно, что рейтинги писателей и книг, составляемые журналами, асами критики и гуру от литературы, не могут быть надежными индикаторами величия, ибо отражают в первую очередь предпочтения составителей. Но ведь люди разные. Мне импонирует Одри Хепберн, а Трамп клюнул на Сторми Дэниелс, Бред Питт вряд ли польстился бы на рубенсовские формы, но и Рубенс не вдохновился бы Анжелиной Джоли, одни очарованы замысловатым Пелевиным, а другие поднимают на щит Прилепина, простого, как автомат оккупанта.
Как же добиться точности и репрезентативности? Видя, что мир становится все более виртуальным и что это хорошо, я с 2010 года периодически составляю таблицу писателей… по числу обращений к ним Гугла. Более объективного метода оценки величия авторов и литератур не найти. Да, метод не идеален и цифры будут зависеть от места вашего проживания, от местоположения сервера и даже от времени суток. Сеть живет, дышит и когда в больших читающих странах наступает день, растет число обращений к ней, в том числе и к писателям, так что данные могут порядком различаться, но соотношение их по авторам остается достаточно стабильным для оценки популярности.
Скажете, такой подход также не вполне объективен, ибо рейтинг будет зависеть от множества технических и социальных факторов? От моды и вкусов читающей публики, ее интеллектуального и культурного уровня, от ситуации в стране, в том числе и от развитости гражданского общества, от уровня урбанизации, полиграфии и распространенности интернета, от количества университетов и качества преподавания и пр. и пр. Да, рейтинг будет зависеть от всего этого. Ибо человек есть мера всех вещей, и он меняется со временем. Но не будете же вы отрицать, что студентов и образованных сейчас намного больше, чем век назад, что с появлением электронных и аудиокниг аудитория потребителей литературного продукта расширилась, а вкусы и нравы если и упали, то незначительно. Они падают со времен Шумера, но мир пока не рухнул. В любом случае мой метод позволяет дать именно интегральную оценку с учетом всех факторов. Более того, в зеркале литературных предпочтений он отражает степень развитости социума планеты Земля. Или вам нужна некая независимая оценка? Но кто ее способен дать? Таукитяне? Господь бог? В общем, как говорил один корифей языкознания, иной объективности у меня для вас нет. Поэтому к делу.
Властители душ
Итак, мои экзерсисы показали, что несколько лет назад американец Дэн Браун столкнул Шекспира с пьедестала в рейтинге самых популярных писателей всех времен и народов. Сейчас Бард всего лишь на шестом месте – таков современный литературный ландшафт. Впрочем, надеюсь, что это всего лишь издержки моды, что пройдет еще несколько лет и все вернется на круги своя.
В этот раз я не стал сводить данные в таблицу – она хоть и нагляднее, но занимает много места, да и неудобна в газетной статье. Пустим данные в строчку. Она показывает, что впереди с фантастическим результатом шагает супергигант литературы Dan Brown – 3350 млн. обращений в Google! За ним идет E.L. James – 957 млн. Таковы наши нынешние вкусы. Ну а на третьей ступеньке оказался странным образом упущенный мною ранее Стивен Кинг: Stephen King – 625 млн. Как я мог о нем забыть?!
Как видите, уже при составлении списка кандидатов сказываются предпочтения составителя, недаром незабвенный директор пробирной палатки заметил, что многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. Поэтому весьма вероятно, что знатоки с более широким литературным кругозором смогут дополнить мой список новыми именами с высоким рейтингом. Хочу лишь предупредить, что в таком случае титаны русской литературы опустятся еще ниже…
Далеко отстают от великолепной троицы сих современных мастеров пера и клавиатуры старые мэтры изящной словесности: Thomas Mann – 208; John Milton – 199; Shakespeare – 195; James Joyce – 191; Robert Burns – 185; Victor Hugo – 172. Замыкает первую десятку (да здравствует гендерное равноправие и vive la différence!) George Sand – 139.
Во втором десятке Thomas Hardy – 131 (что неожиданно – очевидно, за счет популярного киноактера Тома Харди); блестящий Oscar Wilde – 85,1; провидец Jonathan Swift – 77,3; Washington Irving – 73,7; Dos Passos – 68,1; George Elliot, соперница Жорж Санд – 55,9; язвительный Voltaire – 55,6; моряк Joseph Conrad – 52,7; классик Charles Dickens – 51 и любимый с детства Mark Twain – 48,6.
Третий десяток открывает остроумец Bernard Shaw – 48, за ним королева детектива Agatha Christie – 40,1 и вылетевший из лидеров Henry James с 36,9 млн. – Эрика Джеймс перестала тащить его на буксире своей фамилии. Далее Miguel de Cervantes – 32,3; приключенческий неоромантик Robert Louis Stevenson – 31,6; интеллектуально-эротический Henry Miller – 30,3; Heinrich Heine – 30,2; мощный William Faulkner – 29; изобретательный Jules Verne – 27 и сумрачный германский гений Friedrich Nietzsche – 26,4.
В четвертой декурии расположились Walter Scott – 26,2 и великий аэд Homer – 26,1; мистический Edgar Allan Poe – 25 и отец Шерлока Холмса Conan Doyle – 22,9; фантаст Herbert Wells – 22,6 и магический реалист Gabriel García Márquez – 21,6. Далее Albert Camus, совесть Запада – 21,4; один из самых читаемых французских авторов Alexandre Dumas – 20,6; драматург Molière – 20,2 и любимец 60-х Ernest Hemingway – 19,7. В пятом круге Dante Alighieri (19,5) служит Вергилием для Franz Kafka – 19,1. За ними Ray Bradbury – 18,9; Toni Morrison – 18,6; любимец Бродского T.S. Eliot – 16,9; Friedrich Schiller – 16,5; Francis Scott Fitzgerald – 16,1; Emile Zola – 15,6; старина O,Henry – 14,7 и Steinbeck – 13,6.
Такова когорта великих, сонм крылатых. Остались детали.
Первое. Что касается величия русской литературы, то самые популярные из ее корифеев (Pushkin и Leo Tolstoy) делят с Honoré de Balzac 55-57-ю ступеньки (после Анатоля Франса, Пруста, Джека Лондона и Германа Мелвилла) с результатом 11,1 млн.
В 2010 г. Пушкин с таким же примерно числом обращений был на 6 месте (в дебютной таблице я упустил многих крупных писателей), через пять лет делил 22-23-е, в прошлом году был на 33-м, сейчас еще ниже. Причина не только в моих стараниях в разыскании гениев, но и в падении популярности. Виртуальный мир растет, Гугл следует за ним, соответственно растет и число обращений к популярным писателям, но… не ко всем. Вслед за ними идет Stendhal – 8,66, Dostoyevsky с 8,33 млн., а Chekhov с 6 млн. обращений еще места на 3-4 ниже, то бишь в седьмом десятке.
Второе. Каков же лингвоспектр, ярка ли языковая палитра великих литераторов? Спектр узок и красок немного: 33 англоязычных автора, 8 франкофонов, 5 писавших по-немецки, два испаноязычных, итальянец, и эллин. Последний, правда, то ли пел, то ли декламировал, но не писал и вообще вряд ли знал грамоту, однако его место заслужено, ибо с него все начиналось.
Но не пора ли перейти к глобальным обобщениям? Величие литературы величина интегральная и оценивается плеядой ее писателей – высота пирамиды зависит от количества и величины камней. Наш список наглядно подтверждает известный факт – современная цивилизация создана в первую очередь англосаксами, французами и немцами. Что касается русской литературы, то место ее писателей вполне соответствует заслугам. И, похоже, интерес к ним угасает вместе с падением привлекательности самой России…
Двуликий Яндекс и величие американской литературы
Говоря о которой, заметим, что выбор американского Гугла и английского языка обусловлен исключительно методологическими соображениями. На эту поисковую систему приходится три четверти всех обращений в мире (у ближайших конкурентов по 6-8%) и две трети их – на английском. Ничего не поделаешь, это язык международного общения. Но патриоты могут попробовать применить мою методику, используя Яндекс.
Увы, с объективностью в этом случае проблемы. И не потому, что Яндекс не входит даже в пятерку ведущих поисковиков мира, все еще хуже. Так, если набрать в строке поиска имя Юрий Кирпичев, окажется, что с ним связано 23 млн. обращений и сам Дэн Браун далеко позади – всего 3 миллиона! Да и Эрика Джеймс не так уж в отрыве – 46 млн. Но не следует впадать в манию величия – Гугл отрезвляет и в нем число обращений ко мне варьирует вокруг 100 тысяч. Кстати, если в Яндексе ввести фамилию Эрики на английском, результат удвоится (98 млн.), да и Дэн обгонит меня – 53 млн. А вот у Барда почти идеальное равновесие: Shakespeare – 165 млн., Шекспир – 159 млн.
Вполне понятно, что у русских писателей на своем поле урожай богаче: Пушкин – 141 млн. (Pushkin – 11 млн.), Чехов – 121 млн., Достоевский – 88 млн., Лев Толстой – 53 млн. Но точнее оценить предпочтения их потомков можно с помощью тиражей – вот уже десять или даже больше лет безусловным рекордсменом по продажам являются книги Дарьи Донцовой. Хотя в Гугле Darya Dontsova практически незаметна (35 тыс. обращений), а в Яндексе идет вровень со мной – 22 млн.
Нет, господа, мировой гамбургский счет ведется Гуглом: Агата Кристи, имея тиражи никак не меньше, нежели Донцова, занимает 22-место в нашем списке с весьма неплохим показателем в 40 млн. обращений. И еще этот счет показывает, что в Топ-50 писателей мира не только лидирует американец, но и собралась внушительная команда американских авторов – 14,5 (Томас Стернз Эллиот считается американо-английским).
Так-то, господа. Оказывается, для цивилизованного мира американская литература гораздо интереснее и важнее русской! Тем более что она живет и развивается, тогда как русская умерла.
Источник
Рубрики: | Расследование |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |