Американцы, действительно, ходят вверх ногами по отношению к нам.
Земля, как известно, круглая, а мы с Америкой находимся на противоположенных сторонах одного и того же земного шара.
Может поэтому диаметрально различается наш образ жизни.
Причем существенная разница заключается не только в том, что у них ночь, а у нас уже следующий день.
Как день и ночь отличаются и наши жизненные представления.
Например, их стандарт жизни – большой дом со стеклянной дыверью и без забора, два - три авто в гараже,
все и всегда вокруг улыбаются, даже совсем не знакомым.
Известное американское Хай!, произносимое с улыбкой поначалу обескураживает иностранцев, но потом они быстро привыкают и тоже начинают на каждом шагу радостно выкрикивать всем встречным Хай, испытывая при этом некое возбуждение от своей причастности к такому огромному количеству людей.
Американский менталитет – бизнес превыше всего.
Их вкусы – кока кола с пиццей.
И понятия – на планете есть Америка. И еще некие страны.
Конечно, на диких просторах прерий ими построен социализм: высокое социальное обеспечение и защита прав каждого. Безукоризненно ровные дороги даже вдали от городов.
И цивильные туалеты на пустынной загородной трассе. (Как? Да у нас даже в Москве...).
Порядок во всем идеальный, никто не нарушает законов.
Да и полицейских Вы редко встретите на улице.
Хотя, судя по американским фильмам, полицейские там должны быть участниками всех событий в жизни каждого американца.
Но в реальности ничего подобного, вопреки нашим стереотипам.
Однако, что интересно. При всем засильи американских фильмов на экранах и телеканалах России, можно констатировать, что заморские манеры не прививаются у нас.
Как то вот нас начинает воротить от всяких этих «экшн».
Об этом на заре развала Союза первым поведал Андрей Макаревич, герой песни которого стер на видеокассетах западные боевики и записал «На всех на своих на семнадцати лентах «Семнадцать мгновений весны».
Что получилось. Именно фильмы выпукло выявили картину отличий между предпочтениями и психологиями жителей России и гражданами Америки.
У граждан бывшей, без преувеличения самой читающей страны, щемит таки сердце, от хлынувших с экрана рек насилия и крови, от всякого рода монстров, челюстей, горилл и разных «героев».
Героев, которые направо и налево кладут из автомата пачки людей, потому что те враги, не правы, либо просто чужие.
А потом победитель герой сливается в страстном поцелуе с подругой, на фоне трупов и развалин.
Называется это хэппи энд, т.е. счастливый финал.
В таких обстоятельствах фильм о войне «Семнадцать мгновений весны» действительно оказывается высоко интеллектуальным и добрым произведением, поскольку на протяжении всех его 17 серий убийства являются скорее исключением, неким неизбежным элементом жанра. Кино ведь о войне.
И наш зритель трепещет, когда выносят на холод ребенка.
Американский зритель, в свою очередь, расценит такой фильм, как бессодержательный, поскольку нет событийный и активных действий. А нет экшн - плохое кино.
Ибо энергичное развитие событий доставляет им удовольствие, подогреваемое пониманием и уверенностью, что по окончании фильма все вернется на круги своя: вокруг благополучие, полная безопасность, Америка самая сильная и правильная страна.
Если дух захватывает от разворачивающегося сюжета, то кока-кола с бутербродом под рукой помогают продержаться.
У нашего же соотечественника сцены челюстей, терминаторов, чудовищ напротив, удовольствия не вызывают.
Скорее недоумение.
Психологи объясняют разницу реакции американцев и граждан Росси различиями психики, сформированными особенностями развития истории каждого народа.
По мнению специалистов, психика человека устроена так, что человек чувствует себя комфортно тогда и только тогда, когда есть равновесие эмоций, влияющих на конкретного индивида. Т.е., всего должно быть вдоволь: и горя, и радости, и печали, и беззаботности, и нежности, и жестокости и тому подобного.
Преобладание эмоций только одного вида, даже положительных, угнетает и напрягает психику человека так же, как и сугубо отрицательные влияния. Этот фактор преобладания заставляет человека находить и испытывать противоположенные эмоции.
Иначе говоря, некий маятник.
Насколько он отклонился вправо, настолько будет его возврат влево.
Именно по этой причине в очень благополучной Америке, где друг другу повсюду постоянно улыбаются, тиражируются тысячами агрессивные фильмы. Жестокость, грубость и насилие присутствуют там в разнообразных вариантах: злые пришельцы инопланетяне, гигантские убийцы акулы, гориллы, человек паук, роботы и другие представители антимира.
Т.е., все, что поднимает в крови уровень адреналина.
Этими шедеврами под неизменную кока колу приводят в равновесие психологический маятник обитатели благополучных окраин земли.
В отличие от Америки, на просторах России долгое время бушевали разные бедствия: революции, войны, политические репрессии, смены политического строя, голод, нехватка товаров первой необходимости, бандитизм, несправедливость, беззаконие и прочие иные факторы, имеющее место до сего дня.
Эти факторы агрессии по отношению к индивиду уже далеко оттянули психологический маятник в свою сторону.
Потому зритель, живущий на нашей территории, нуждается в приведении к равновесию событиями интеллектуальными и добрыми, и подсознательно отторгает продукты агрессивной культуры, пришедшие с другой стороны земли, где все слишком хорошо.
Оттуда, где никто никого не только не обижает, но и даже боится дать для этого повод. Ибо засудят, поскольку независимая судебная система работает исправно.
И как же Россиянину, исторически исполосованному житейскими лишениями, не полюбить героев детских фильмов, типа ослика Иа или Вини Пуха, не говоря уже о мудрых котах Матроскине и Леопольде, проповедующих великую и простую философию мира и созидания «Ребята, давайте жить дружно!».
И как ему же можно понять американский детский мультфильм, в котором разрушители хоббиты и монстры с лицами, искаженными от злобы, постоянно с кем-то воюют, накачивая агрессией и жестокостью ребенка у экрана.
А Вы поживете у нас!!
Как следствие данного психологического феномена, с одной стороны, желание граждан СНГ жить в благополучных и спокойных странах.
В России это стремление к спокойной жизни выражается в возведении больших особняков с высоким неприступным забором и, конечно, с неизменными решетками «тюремный стиль в архитектуре» по остроумному выражению одного знакомого.
Чтобы скрыться от агрессивных раздражителей внешнего мира.
А жители благополучных стран живут в домах со стеклянными дверями и вообще без заборов.
Их маятник отведен в положительную сторону до упора.
И естественно, что для восстановления гармонии они наоборот ищут экстремальные ситуации.
Так, благодаря жителям западных стран, родились спуски по горным рекам, Тарзанка (прыжки с моста с веревкой на ногах) и другие развлечения, позволяющие почувствовать стресс и прилив адреналина.
Безусловно, этот же механизм является одной из основных причин поведения жителей благополучных стран, когда они без сомнения легко пересекают границы суверенных государств, для наведения там демократического или какого-либо еще порядка, для поимки террористов, изъятия оружия массового поражения.
Даже если такового там нет.
А может их государству тоже требуется почувствовать адреналин?
Владимир Гуков