-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dark_ravena

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.07.2007
Записей: 107
Комментариев: 43
Написано: 171


Гранд Опера

Суббота, 17 Января 2009 г. 15:58 + в цитатник
История, как все женщины, капризна и непредсказуема. Как часто ходом событий управляли случайные мелочи, досадные ошибки, прихоти и слабости человеческие. Как часто история сводит в одной точке разных людей и связывает их судьбы воедино. История Национальной академии музыки и танца началась в 1669 году. Король Людовик Четырнадцатый выдал патент поэту Перрену и композитору Камберу на создание в Париже Королевской академии музыки. 3 марта 1671 года Королевская академия музыки соединилась с Королевской академией танца и ознаменовала союз постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной Перреном и Камбером. Со времени своего основания Королевская академия музыки и танца тринадцать раз меняла театр. Спектакли шли в театре на рю де Валуа, в Пале-Рояль, в театре Ле Пелетье - до тех пор, пока в одной "точке истории" не встретились три человека...

Во Франции миновала эпоха Просвещения, прошла Великая французская революция, на престоле побывал Наполеон Бонапарт. И вот, 2 декабря 1852 года, за три с небольшим года до своей "точки истории", на престол взошел Луи-Наполеон Бонапарт, известный нам под именем Наполеон III. Он начал активно поднимать экономику страны, поощрял строительство железных дорог. Во внешней же политике он придерживался авторитарного стиля. И в итоге 14 января 1858 года произошло то, что и привело Наполеона в нужную "точку": возле театра Ле Пелетье итальянский революционер Орсини совершил покушение на императора. Не обошлось без жертв, но сам Наполеон не пострадал. Однако с тех пор опасался нового покушения. Около театра Ле Пелетье. И он задумал построить новый театр.
Барон Жорж-Эжен Осман (или Хаусман, ведь у барона были немецкие корни) пришел в "точку истории" по убеждениям. Он поддерживал Наполеона, когда тот был еще президентом республики, радовался его восшествию на престол. 9 июня 1857 года Наполеон сделал барона префектом Парижа - по сути, единоличным его хозяином. Сторонник прогресса, Осман решил кардинально изменить облик города, для чего безжалостно стал избавляться от старых построек, навлекая на себя гнев обывателей. Стараниями барона Париж приобрел вид, дошедший до наших дней. Желание императора построить новый театр удачно совпало с планами Османа создать сеть дорог для разгрузки траффика. Новый театр удачно вписывался в концепцию третьей из крупнейших развязок. Кроме того он также становился центром, где сходилось несколько новых бульваров.

Ну а Шарль Гарнье, третий участник "точки истории", молодой (к моменту начала строительства ему исполнилось всего тридцать пять лет) и амбициозный, вернулся в Париж недавно. Он изучал архитектуру в Италии и Греции. Когда был объявлен конкурс на проект нового театра, он решил принять участие - и не ошибся. Существует расхожий анектод. Императрица Евгения была против проекта Гарнье, считая его безвкусицей, в которой отсутствует стиль. На что Гарнье ответил: "Это здание - в стиле Наполеона III", что и склонило чашу весов в его пользу. За очень короткий срок - всего месяц - для подготовки плана подал заявки 171 архитектор. Основным фаворитом называли Вилль ле Дюка, придворного архитектора. И однако жюри, состоящее из министров и членов Академии изящных искусств, выбрало проект Гарнье.

Гарнье с энтузиазмом берется за работу. Он еще не знает, с какими препятствиями ему предстоит столкнуться, его еще не постигало отчаяние, разочарование, он еще не хочет все бросить и разорвать контракт. Его энтузиазм вскоре натолкнулся на первую преграду: от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Вода постоянно просачивалась под фундамент, и, чтобы изолировать ее, Гарнье пришлось строить толстые двойные стены.
19 июля 1870 года Франция объявила войну. До этого были и попытки экспансии в Мексике, и "опиумная война" с Китаем. А после Наполеон III решился на заигрывания с Пруссией, которая вела борьбу с Австрией за объединение германских земель. Бисмарк довольно быстро победил Австрию, чем неприятно удивил Наполеона, думавшего, что война будет затяжной. Однако численное и техническое преимущество было на стороне Пруссии, о чем еще пожалеет император Франции. И он пожалел. Его войска уже на границе стали терпеть поражения, а вскоре император и его маршал Макмахон были захвачены в плен. В Париже начались народные волнения: 4 сентября в Тюильри была провозглашена республика.

Пока депутаты метались в поисках выхода из сложившегося положения (Бисмарк навязывал крайней невыгодные для Франции условия заключения мирного договора), в Париже начались народные волнения. Город был оккупирован прусскими солдатами, жители роптали. 26 марта 1871 года была провозглашена Коммуна. Началась гражданская война, закончившаяся крахом Коммуны 28 мая.

Еще два года Париж лихорадило. Горожане то хотели вернуть империю, то поддерживали республику, и только 24 мая 1873 года президентом избрали маршала Макмахона. Говорят, что после подавления восстания коммунаров, еще в 1871 году, подвалы недостроенного театра использовали как застенки, где тайком перевешали всех преступников. 28 октября 1873 года случился пожар, вовремя погашенный. Немного ранее, еще до войны, в ночь с 28 на 29 августа 1869 года толпа вандалов забросало бутылками с чернилами скульптуру Жана-Батиста Карпо "Танец". Ее сочли чересчур фривольной: в центре размещается юноша с бубном в руках, вокруг него - пять танцовщиц в непринужденных позах. Эта скульптура украшает фасад здания. В 1932 году изготовили копию скульптуры, а подлинник отправили в музей. ...И все же строительство было завершено. Оно длилось без малого пятнадцать лет.

Возвышаясь над большим 10-ступенчатым подъездом, вход в вестибюль открывают семь полукруглых арок, разделенных скульптурными группами, среди которых - "Танец" Жана-Батиста Карпо. Этажом выше фойе переходит в галерею с восемью двойными коринфскими пилястрами из равьерского камня, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие оконные ниши, украшенные бюстами композиторов из позолоченной бронзы. Над лоджией господствует аттик, вдоль которого расположены соединенные гирляндами 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Жана-Батиста Клагмана. Выше - две бронзовых скульптурных группы Шарля-Альфонса Гюмери, символизирующие справа - Гармонию, слева - Поэзию. Наконец, купол из серо-зеленой меди, оттененный золотом и увенчанный композицией Эме Милле "Аполлон между Танцем и Музыкой, поднимающий над головой золотую лиру".

По завершению строительства театру присвоили название Национальная академия музыки. Открытие театра состоялось 15 января 1875 года. На церемонии присутствовали президент Макмахон, Шарль Гарнье с супругой и другие официальные и неофициальные лица.
Почти все действие романа Леру происходит в здании Гранд Опера. Гранд Фойе, Танцевальное Фойе, гримерные, колосники, подсобные помещения, подвалы, крыша... Зрительный зал, сцена, ложа номер пять - знаменитая ложа Призрака Оперы...

C момента своего открытия театр стал одним из центров культурной жизни. В Гранд Опера ходили не только - и не столько - смотреть спектакли (а надо отметить, что в театре впервые были поставлены такие оперы как "Робер-Дьявол" и "Пророк" Мейербеера, "Жидовка" Галеви, вторая редакция "Фауста" Гуно и другие), сколько побывать в гримерных танцовщиц и певиц, прогуляться по Танцевальному Фойе, подняться по парадной лестнице. И раскланяться с такими же посетителями. Весь высший свет встречался на ступеньках театра, где, кстати говоря, проводили и балы, в том числе маскарадные.

Из трех человек, попавших в "точку истории" только Шарль Гарнье смог увидеть счастливую и долгую жизнь своего проекта. И Наполеон Третий, и барон Осман умерли, не дожив до окончания строительства.

В 1989 году на площади Бастилии построили современное здание театра, рассчитанное на бОльшее, чем Гранд Опера, число мест. С тех пор оперные спектакли идут там, а балеты ставят в Гранд Опера. Однако дирекция, уступив многочисленным просьбам поклонников оперного искусства, разрешила постановку опер на подмостках Гран Опера - с 1996 года там можно посмотреть в сезон один спектакль. Несколько лет назад в здании проводили реставрационные работы. На какое-то время театр был закрыт для посетителей, но сейчас его открыли снова.

В настоящий момент в Национально академии музыки существует балетная школа, функционирует обширная библиотека и открыт небольшой музей.

Впрочем, инцидентами во время постройки не ограничилось. 20 мая 1896 года упал один из 700-килограммовых противовесов люстры. Погиб один человек. Люстра была выполнена по эскизу Гарнье, плафон был расписан в ренессансном стиле. Однако в 1966 Марк Шагал заново расписал потолок.

В подвальных помещениях театра располагался резервуар с водой. Вода требовалась, чтобы привести в действие машинерию сцены.

Под занавес нашей истории - несколько слухов, связанных с Призраком Оперы. Говорят, что под зданием Гранд Опера есть подземная речка или озеро, возможно, естественного происхождения. В начале прошлого века при закладке в тайник фонорафических записей со сроком хранения в сто лет в подвалах обнаружили чей-то домик с замурованным входом. Сотрудники театра (включая библиотеку и музей) неохотно рассказывают о подвалах и очень не любят вопросов о Призраке. Говорят, скоро настанет время вскрывать тайник со старыми записями. Возможно, какие-то из тайн будут раскрыты.

alyusha   обратиться по имени Вторник, 19 Мая 2009 г. 17:40 (ссылка)
Про призрака оперы я узнала впервые от вас, погуглила и посмотрела потом на Гранд Опера побольше. Я читала какую-то книгу, которая видимо в основном своем сюжете копировала историю о призрак опере, но там была Америка и что-то такое. В любом случае, я слышала о нем, но теперь узнала откуда ноги растут.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку