-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dark_ravena

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.07.2007
Записей: 107
Комментариев: 43
Написано: 171


Город железного человека

Суббота, 09 Августа 2008 г. 13:01 + в цитатник
 (408x590, 97Kb)

Настроение сейчас - класс!

Страсбург – один из тех городов, которые могут претендовать на роль центра Европы, и не только из-за его географического положения. Этот город – традиционное место встречи политиков и правозащитников всего мира, уникальная точка пересечения времен и культур, искусств и ремесел. На протяжении всей истории Эльзаса здесь велись бесчисленные войны за обладание этой вечно спорной территорией. Наверное, и не могло быть другой судьбы у «Города дорог» – именно это означает имя Стратебург, полученное древним римским военным поселением Аргенторум в конце V в. н.э.


Последние шестьдесят лет Эльзас является французской территорией, но жители Страсбурга называют себя эльзасцами, подчеркивая этим самобытность своего менталитета и особенное положение своей культуры. Да и сам эльзасский язык – странная и очень обаятельная по звучанию смесь французского и немецкого.

Несколько лет назад в Страсбурге появился фантастического вида трамвай – стремительная и бесшумная гусеница из серебристого металла и безупречно чистого стекла. Он кажется атрибутом инопланетной цивилизации, но является привычным видом городского транспорта. Современная ротонда в самом центре города, где трамвай делает одну из своих остановок, стала символом старинной площади, носящей имя Железного человека.

В Cредние века по сигналу набатного колокола, надев железные доспехи, на этой площади собирались члены страсбургских корпораций – для отражения возможного нападения на город со стороны неприятеля. Набатный колокол давно замолчал, а Железный человек и поныне тут. Его можно увидеть на стене одного из домов: это аптечная вывеска в виде воина в доспехах XVII в. Нынешний Железный человек является копией, сделанной в прошлом веке с оригинала, хранящегося в местном Историческом музее.

Когда попадаешь в Страсбург ненадолго, меньше всего хочется ходить по музеям. Здесь на улицах так много истории и так часто встречаешь знакомые имена, что вдруг с гордостью начинаешь ощущать себя к ней, этой истории, причастным.

Когда сидишь вместе с шумными страсбургскими студентами у подножия памятника Иоганну Гуттенбергу, понимаешь, что скульптура – это не только произведение искусства, но и элемент материальной культуры: связь между свитком с впервые напечатанной библейской фразой и книгами в руках студентов однозначна. Статуя первооткрывателя книгопечатания создана французским скульптором эпохи романтизма Давидом д’Анже, и появилась здесь не случайно. Именно в Страсбурге Гуттенберг изобрел наборный шрифт; здесь в 1455 г. вышла в свет первая Библия, напечатанная типографским способом. В эпоху Ренессанса Страсбург был центром книгопечатания, отсюда начался мощнейший виток развития европейской и мировой культуры.

Место встречи с великими именами от Готфрида Вильгельма Лейбница до Иммануила Канта – Страсбургский университет. Памятник Иоганну Вольфгангу Гете, в свое время бывшему его студентом, – бронзовое изображение прогуливающегося поэта на беломраморном постаменте – установлен перед центральным зданием этого знаменитого учебного заведения. Вообще, в Страсбурге много памятников, по которым можно изучать не только историю Европы, но и историю европейского искусства.

Но самая главная гордость Страсбурга – кафедральный собор. Любое краткое описание этого шедевра архитектуры и изобразительного искусства кажется бессмысленным, но об уникальных астрономических часах упомянуть непременно стоит. Часы были построены в эпоху Реформации, их сконструировал страсбургский математик Конрад Дазипозиус с помощью бригады швейцарских часовщиков. Впервые часы заработали в начале 1570 г. Во время событий Великой Французской революции часы были повреждены, а восстановлены Жаном-Батистом Швильге только в 1842 г. При этом к конструкции были добавлены церковный календарь и планетарий, демонстрирующий положение Солнца, Земли и Луны согласно системе Коперника.


Ежедневно в 12.30 в движение приводятся все механизмы часов, демонстрируя зрителям целый спектакль. Иисус Христос благословляет прихожан; пение петуха, хлопающего крыльями, возвещает об отречении Петра. Фигуры, символизирующие бренность времени и неотвратимость взросления, старости и смерти, проходят перед зрителями каждую четверть часа. Каждый час ангел переворачивает песочные часы. Античные боги тоже не были забыты, они символизируют дни недели и сменяются каждые сутки. Несмотря на наглядность происходящего, разобраться в запутанной символике непросто, и по сей день она до конца не расшифрована.

Самая очаровательная и привлекательная для туристов часть Страсбурга носит название «Маленькая Франция» – совсем не потому, что похожа на Францию в миниатюре, а по вполне пикантной причине. В XVI в. здесь располагался госпиталь, в котором лечили «французскую болезнь». Госпиталя больше нет, но название закрепилось за кварталом навсегда. Теперь это место прогулок, туристических развлечений и щелкающих затворов фотоаппаратов. Многочисленные мосты и мостики над каналами, ремесленные лавки, ресторанчики с замысловатыми коваными вывесками делают эту часть старого города какой-то нереально игрушечной, чуть увеличенной декорацией кукольного театра.

Зато XX век оставил Страсбургу поистине грандиозный ансамбль Европейского квартала. Дворец Европы, Совет Европы и Европейский парламент с успехом демонстрируют возможности современной архитектуры, соперничая по силе воздействия со средневековыми эльзасскими шедеврами.


Когда попадаешь в здание Европейского суда, спроектированное Ричардом Роджерсом, чувствуешь себя в центре веселого детского конструктора из разноцветных деталей и прозрачных плоскостей. Свою теорию «тотального дизайна», когда форма и функция здания состоят между собой в тесных и постоянных игровых взаимоотношениях, этот архитектор впервые воплотил в проекте парижского Бобура – национального Центра искусств имени Жоржа Помпиду, построенного в 1978 г. совместно с Ренцо Пиано. Но если Центр Помпиду стал некой пародией на техногенную архитектуру, то здание Европейского суда в Страсбурге столь же весело и с гениально имитированной легкостью воплощает достоинства стиля hi-tech.

Сочетание милого провинциального колорита в этом городе удивительным образом сочетается с имиджем современного европейского центра. Узкие улочки с фахверковыми домами, коваными вывесками и обязательными геранями на окнах, а также изысканные местные вина, страсбургский пирог и блюдо «шу крут» из кислой капусты, в котором, впрочем, капусты не так много, зато много разных сортов свинины, составляют одну ипостась Страсбурга. Другая – это прозрачные, огромные и кристально чистые сооружения конца XX в., воплотившие мечту «уставшей» Европы о комфортной и спокойной старости.

Страсбург и поныне остается городом дорог – здесь очень отчетливо видны перекрестки – культур, времен, стилей, языков. Но уже нет столкновений, эта земля знает цену миру.

 (400x300, 46Kb)
 (340x255, 17Kb)

Весенняя_рапсодия   обратиться по имени Суббота, 09 Октября 2010 г. 23:54 (ссылка)
спасибо, интересный материал
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку