Как говорил Макс Пейн |
Альтернатив не бывает, движешься по прямой. Это потом, когда задумаешься, что все могло бы пойти иначе, начинают мерещиться развилки – как подстриженное деревце-бонсай или как пучок молний. Если бы ты поступил по-другому, то сейчас это был бы не ты, а другой человек, и мучался бы другими вопросами.
***
Такова любовь.
Когда тебя спасают после крушения, вытаскивают из последних глубин отчаянья.
Такова любовь.
Когда тебе, несмотря на все преграды, возвращают надежду, свободу выбора, позволяют опустить оружие.
Такова любовь.
Любовь зла.
***
Мы готовы страдать и отдать жизнь за самое дорогое. За любовь. За верный выбор.
Оно того не стоит?
Неправда.
Иногда чудеса случаются.
Иногда все-таки приходит огромное, незаслуженное счастье.
***
Эйнштейн был прав, время зависит от положения наблюдателя.
Под дулом пистолета оно замедляется, мимо проходит вся жизнь, все разочарования. В эту долю секунды ты можешь прожить целую жизнь.
***
Все войны ведутся ради этого. Ради любви.
***
В сказке про спящую красавицу все было совсем не так. Принц не затем целовал её, чтобы разбудить. От столетнего сна не просыпаются. Все наоборот. Он ее целует, чтобы самому проснуться от кошмара, в который забрел.
***
Закон ямы: неважно, сколько времени карабкался наверх, – обратно слетишь в один миг.
***
Самое плохое в желаниях — это страх потерять, или вообще не получить то, чего хочешь.
***
Чего я хочу: мечты Макса Пейна.
Сигарету. Выпить. Чтоб светило Солнце. Забыться и заснуть. Изменить прошлое. Вернуть жену и дочку. Бесконечный боезапас, право на убийство.
Больше всего в ту минуту я хотел её.
***
Если ничего не останется, кроме как поступить плохо, это ведь уже не проступок, а судьба. Делаешь, что должен.
***
огда просыпаешься, мир в тумане. Что во сне было ясным, оказывается бессмыслицей. Никаких чудес, никакого волшебного спасения. Но ты хотя бы не спишь.
***
В жизни все случается не так, как ожидаешь.
|
Снова цитаты из Max Payne. Могут повторяться. |
Чем быстрее бежишь, тем больше кажется, что тебя в самом деле преследуют.
Прошлое подобно разбитому зеркалу. Пытаясь собрать осколки воедино, можно порезаться.
Закрывая глаза, ты закрываешься изнутри в темноте.
Боязнь смерти заставляет нас контролировать эмоции - но без страсти вы уже мертвы.
Я ненавижу ее за то, что она заставляет меня любить ее.
Любовь - это когда тебе вручают иллюзию выбора.
Я искал ее, чтобы получить ответы. А когда нашел ее, все вопросы были забыты.
Порою вспоминать прошлое - это все равно что целовать мертвые губы любимой.
Время замедляется и я оглядываюсь назад, чтобы оценить свои поступки, и так я перерождаюсь.
Мою легенду раскрыли. Двери захлопнулись с обеих сторон. А потом был сплошной свинцовый дождь.
Собирать улики стало поздно уже пару сотен патронов назад.
Я уже так давно миновал точку невозвращения, что не помнил, как она выглядит.
На горизонте появилась угроза. Макс Пейн был на свободе.
Повернуться и уйти, скрыться из города… Это было бы самым мудрым решением. Я был не настолько мудр.
Это один из законов природы. Если на человека надавить, он отступает до определенной черты, а потом начинает давить на тебя.
Добрых и справедливых в этом городе было не больше, чем золотого песка на речном дне. Я не был одним из них.
Нас было трое: я, пистолет и он.
Твои права зачитают тебе на похоронах.
Намек был таким же туманным и неопределенным, как пуля в сердце.
Дуло ее пистолета смотрело мне в лицо. Я ответил любезностью на любезность.
Все мы делаем ошибки.
Положение быстро менялось от плохого к худшему.
- Пиф-паф! Ты убит, Макс Пейн!
- Я мог бы засмеяться, если бы помнил, как это делается.
Когда люди выходят из себя, они начинают совершать ошибки. Это я знал по собственному опыту.
Ясно, как пол-литра!
Как только я вошел, он завял, как двойка перед королевским покером.
Рано или поздно обнаруживаешь, что леди Удача – обыкновенная проститутка, а у тебя закончились наличные.
Следы от пуль на ее груди напоминали ожерелье. Кровь стекала по ее нежной коже. Как же она была красива!
Иногда кажется, что все самое ужасное ты уже пережил, что дальше некуда – и тут надвигается беда еще ужаснее.
В стране слепых и кривой – король.
Большая часть того, что он говорил, слишком походила на правду, чтобы быть пустой болтовней.
Он хотел, чтобы я навел порядок в этом хлеву. В конце концов, за часть этой грязи отвечал я сам.
Главное правило, когда охотишься за кем-то и хочешь его убить, – это не питать к нему личной неприязни. Впрочем, чаще всего это не получается.
Если взломать этот компьютер, можно найти массу преступных планов, стратегий по мировому господству, доносов от разведчиков на вертолете, нелегальных записей телефонных разговоров, ссылок на порносайты… Меня это мало интересовало. Я видел не так много, но мне хватило.
Все они были мертвы. Последний выстрел поставил жирную точку в этой истории. Я снял палец с курка, все было кончено.
Они все мертвы. Любовь убивает.
Прошлое – это зияющая яма. Ты пытаешься убежать из нее, но чем сильнее ты бежишь, тем глубже и страшнее она становится позади тебя, и ты ощущаешь, как ее края лижут твои пятки. Единственный шанс – обернуться и мужественно встретить это. Но это то же самое, что смотреть в могилу своей любви. Или как целовать ствол заряженного и готового разнести твою голову на куски пистолета.
Она выжила, в то время как все, кто соприкасался со мной, умирали. Это сглаживало ее вину.
Что-то такое витало в ночи, как открытая дверь, как эхо прошлого, как монстр, хлопающий своими открытыми глазами в глубинах моего мозга.
Закрывая глаза, ты вынужден всматриваться в тьму.
В кошмаре любой твой выбор становится ошибкой. Я бы проснулся ночью, испугавшись, что день – это мой забытый сон. Когда ты просыпаешься, мир кажется размытым. Все, что было понятным во сне, не имеет смысла наяву. Ни сюрреалистичных спасений, ни простых волшебных выходов. Но ты проснулся.
Дружелюбие, проявленное к врагу. Я шагнул через край. И теперь я был похож на койота из мультика, которого земное притяжение оставляет подвешенным в воздухе, давая возможность понять свою ошибку перед падением.
Ты всего лишь однорукий бандит!
Не надо кислой рожи, Влад всегда поможет!
Как всегда, покойники знали ответы на все вопросы, которые мне нужны. И не то что бы они не хотели говорить. Совсем даже наоборот. Мертвые жаждали выговориться. И начав однажды, они уже не замолчат. Их слова заставили бы вас вскочить ночью в холодном поту.
Иногда надо упасть, чтобы потом встать.
- Смешно, не так ли?
- Что именно?
- Что ты втюрился в женщину, работающюю киллером на человека, который убил твою семью. Любовь слепа.
Нет ничего, кроме пути вперед.
Меняются твои взгляды, меняешься и ты.
Вспоминать – точно собирать разбитое зеркало: осколки режут руки, отражение дробится. Сам меняешься. Так можно сойти с ума. Или обрести свободу.
В дурном сне что ни делай, выйдет несчастье.
Если ничего не останется, кроме как поступить плохо, это ведь уже не поступок, а судьба.
"Чего я хочу: мечты Макса Пейна". Сигарету. Выпить. Чтоб светило солнце. Забыться и заснуть. Изменить прошлое. Вернуть жену и дочку. Бесконечный боезапас, право на убийство. Больше всего в ту минуту я хотел ее.
Помощь свыше никогда не бывает долгой.
Закон ямы: неважно, сколько времени карабкался наверх, – обратно слетишь в один миг.
Все войны ведутся ради этого. Ради любви.
Все относительно, зависит от времени и места – любовь и дружба, жизнь и смерть.
Все субъективно – правильное, неправильное, добро и зло.
Энштейн был прав, время зависит от положения наблюдателя. Под дулом пистолета оно замедляется, мимо проходит вся жизнь, все разочарования.
Спастись – это не для меня. Хэппи-энда не будет.
Альтернатив не бывает, движешься по прямой. Это потом, когда задумаешься, что все могло бы пойти иначе, начинают мерещиться развилки – как подстриженное деревце-бонсай или как пучок молний. Если бы ты поступил по-другому, то сейчас это был бы не ты, а другой человек, и мучался бы другими вопросами.
Мы готовы страдать и отдать жизнь за самое дорогое. За любовь. За верный выбор.
Черт, не вышло из меня сильной женщины.
Скоро рассвет. Прощай, американская мечта.
– Господи!
– Что за дьявол тут поработал?
– Горы трупов.
Теперь она моя навеки, как все, кого я любил.
Мне снилась жена. Она была мертва… и все было в порядке.
|
Жизнь гвоздей от Влада Артазова |
Чешский фотограф Влад Артазов, хорошо известный среди любителей фотографии. Его работы полны юмора и иронии, они просто безукоризненны. Особое внимание вызывает то, как Владу Артазову удалось лишь посредством гвоздей передать человеческие чувства переживания и недостатки. Действительно его алегории заставляют задуматся о том как мы порой жестоки и небрежны как поотношению кокружающим так и к себе самим.
|
США занимает 1-е место... |
В США опубликован рейтинг неблагополучных стран, препятствующих продвижению демократии в мире, где Россия стоит в одном ряду с Северной Кореей, Нигерией, Венесуэлой. В России составлен рейтинг:"А не пошли бы вы на хер со своими рейтингами!" в котором США уверенно занимают 1-е место.
Метки: сша занимает 1-е место... |
Работы петербургского фотографа Александра Петросяна |
Работы петербургского фотографа Александра Петросяна.
|
Митинг 25.04.2010 против политических репрессий. Москва. ЧП. |
Видевшие мои фоторепортажи, а так же люди периодически листающие мой блог - знают, что я стараюсь преподносить информацию как можно более объективно - голые факты, воздерживаясь от комментариев на счёт происходящего. Хочется что бы люди, сами могли сделать выводы на основе увиденного, а не принимать мою позицию и моё мнение как окончательную истину.
Но о том, что я видел и слышал сегодня - я не могу молчать.
Итак, сегодня на Чистых прудах, около памятника Грибоедову, собрался митинг против политических репрессий (ака против ст. УК РФ №282).
Организаторы: Партия «Родина-Здравый смысл», Русское Общественное Движение, «Народный собор», Боевое Братство, Русское гражданское общество, «Русский вердикт», Общественное движение против коррупции, Союз Русского Народа, «Сопротивление». Присутствовали так же представители других партий и течений.
И казалось бы... Как замечательно, что люди, разных политических убеждений, из разных движений и партий - объединились и "типа" единой силой выступили против существующего "режима".
На деле я увидел ШАБАШ. Зигующие скины (молодёжь) и старики (!), под крики со сцены "Слава России!", споры между знаменосцами Народного собора и человеком, держащим флаг Советского Союза, за место у памятника, безумные глаза толпы... Кто то из выступавших назвал погибших в "Хромой Лошади" и авиакатастрофе польского самолёта под Смоленском - проститутками! Этот безумец улыбался, произнося эти слова и орал, что он, РУССКИЙ! Да кто бы они не были - они люди, они погибли и не сделали этому грамотею на сцене ничего плохого. Как можно такое говорить о погибших людях?
А зиговать в преддверии 9 мая?! Да ещё и прикрываясь верой и Богом! Опомнитесь люди! Ведь под зиги и крики "Хайль Хитлер!" убивали Ваших прадедов 65 лет назад! Что Вы творите?!
Как сказал "компетентный" источник со сцены, парни, устроившие взрыв на Черкизоне, всего то "баловались хлопушками", но криминальные авторитеты, контролирующие рынок, подсунули на место предполагаемого взрыва хлопушки (как вариант упоминался бенгальский огонь) газовый баллон, из за чего произошёл большой взрыв. А парни не хотели никого убивать - они лишь маленькими хлопушками призывали "гастарбайтеров" уехать восвояси.С данными по "Славянскому союзу" и мальчиками с хлопушками из Черкизона - можно ознакомится тут.
Злоба, звериная необузданная злоба. На всё и всех вокруг. Ненависть.
Нет, не все там были такие, но большинство... Что, они РУССКИЕ?! Да и бог с ними... НО ТОГДА Я - НЕТ!
Мерзко, противно, стыдно...
|
странные люди |
Метки: странные люди |
Постапокалиптические работы иллюстратора под ником mvn78 |
«Постапокалиптические» работы иллюстратора под ником mvn78.
|
Рисунки Nanami Cowdroy |
Метки: рисунки nanami cowdroy |
Происхождение различных фраз |
Метки: происхождение различных фраз |
Юридические тонкости фотосъемки |
Этот пост я никак не смог не скопипастить... Это пост касается всех, кто зарабатывает фотоаппаратом. Поскольку в нем разобраны наиболее часто встречающиеся вопросы о правомерности запретов фотосъемки на территории различных объектов: магазинов, улиц, железных дорог, государственных учреждений, и т.п.
В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).
Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации“:
"1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации»
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
Это – базовые нормативные акты о сборе информации, далее мы будем рассматривать конкретные ситуации. (При этом мы не будем останавливаться на законодательстве о средствах массовой информации: оно гораздо лучше защищает права фотографа).
Обычно на «право собственника“ ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности:
"2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.»
Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.
Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности».
В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.
К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».
Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей“. Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.
Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:
"1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.»
Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. А поскольку «потребителем» считается гржданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.
Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.
Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в «Правилах оказания услуг общественного питания“:
"5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).»
Однако, ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону «Об информации…»
Любые запреты на фото — и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.
Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению.
Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона:
"1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна“ с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.»
…то есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.
Если произведение, охраняемое авторским правом, находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса. С небольшими исключениями: запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно – не «основной объект», а просто попало в кадр).
Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, пп. 5).
Библиотекам статьей 1275 ГК предоставлено право осуществлять по заказу читателей так называемое «репродуцирование» отдельных статей и малообъемных произведений. «Репродуцирование» – это изготовление «бумажных копий», простая фотосъемка к нему не относится:
«Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.»
Если же вы принесли в библиотеку свой фотоаппарат, то закон (уже упомянутая статья 1273 ГК) разрешает снимать все, что угодно. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: эта статья запрещает репродуцирование «книг (полностью) и нотных текстов».
Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование: таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом. Такие действия называются «навязанной услугой“ и противоречат статье 16 ЗоЗПП:
"2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.»
Не любое изображение товарного знака нарушает права его владельца. Согласно статье 1484 ГК, под «использованием ТЗ» понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п. Простое фоготрафирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца ТЗ на этапе фотосъемки невозможно.
Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.
Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно, если оно используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его «основным объектом». То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и «государственные» и прочие «интересы»).
События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.
По крайней мере, такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете «Центр Азии», опубликовавшей ее фотографию во время курения:
«В соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскание компенсации за причиненный моральный вред может производиться при наличии вины нарушителя, степень которой принимается во внимание при определении размеров компенсации. В данном же случае вины редакции газеты „Центр Азии”нет, так как редакция не предполагала и не должна была предполагать, что курение Куулар А.О. в общественном месте может являться ее личной тайной.“
В существующих «Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» запрета на фото — и видеосъемку не содержится.
Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“", утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.
Вдобавок, это положение „не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров“ (п. 3 Положения). Регулирует оно только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован „в коммерческих целях“, и т.п. Обычную любительскую фотосъемку оно не запрещает.
Статья 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео — и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна». Статья 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото — и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Однако, о самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.
Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п.п. 7.12–7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128. То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съемка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро — и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.
В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
«Закон о запрете съемки стратегических объектов» – это, пожалуй, второй по популярности аргумент за запрет фотосъемки, после «права собственника». Разумеется, такого закона не существует.
Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.
Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести «отнесение» такой информации к гостайне, и ее засекречивание.
Этот процесс регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.
Разумеется, услуга перевозки в метро – такая же услуга, как и любая другая. И на нее тоже действует статья 16 ЗоЗПП: любые ограничения при ее оказании должны устанавливаться только Правительством. Так что запреты, записанные в «правилах пользования», по большей части незаконны, при условии, что фотосъемка не нарушает порядок, вспышка не слепит машинистов, и т.п.
Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства. Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации не действует закон «О защите прав потребителей», однако, применимы Конституция и закон «Об информации…» Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется.
Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора", предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.
Ограничения на доступ к музейным предметам могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.
Что же касается продажи музеями „права на съемку“, то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.
Советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере. При ссылке на советский закон необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в какой части он фактически применяется. К примеру, если речь идет об оказании услуг, то действует ЗоЗПП со статьей 16 и запретом ограничивать потребителя иначе, чем «правилами», принятыми Правительством.
Согласно закону «О государственной охране» (ст. 1), к «охраняемым объектам" относятся здания, в которых размещаются органы государственной власти, а также прилегающие к ним территории. Указом Президента от 7 августа 2004 г. „Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации“ (п. 11, пп. 5), ФСО „организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда“.
Правительством Москвы было принято постановление от 20 сентября 1994 г. №791 „О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве“. В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано только последнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве. Было ли опубликовано само постановление №791, неясно, да и сам его текст проблемно разыскать.
В моем распоряжении есть текст этого постановления до внесения в него изменений, в нем не содержится никаких запретов на съемку. Оно представляет собой набор поручений различным городским службам по контролю и надзору за состоянием проезжей части, размещением различных сооружений в маршрутах проезда. (Возможно, моя редакция неактуальна и какие-то запреты были внесены двумя неопубликованными постановлениями).
В первом приложении к нему содержится инструкция „О порядке проведения охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве“, возможно, какие-то запреты содержатся именно там. Второе приложение содержит список улиц с маршрутами проезда, оно, как уже сказано, было опубликовано.
Кроме этого, по сообщению „Новой газеты“, в Санкт-Петербурге принят похожий документ, приказ губернатора №22-п от 22.03.99 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в Санкт-Петербурге». Разумеется, текст его тоже трудно найти. Возможно, подобные постановления существуют в других городах.
Порядок съемок на территории Кремля определен в приказе ФСО №336 от 18 октября 2001 г. Изменениями, внесенными в него приказом №14 от 21 января 2001 г., определены размеры фотоаппаратов, на фотосъемку которыми требуется разрешение (длина более 25 см., либо высота корпуса более 14 см., или со сменными объективами диаметром более 70 мм.) На съемку внутри охраняемых зданий либо связанную с созданием материалов для СМИ или выпуска сувенирной продукции, разрешение требуется в любом случае.
Однако, ФСО готовится в ближайшее время отменить этот запрет.
Подобных запретов законодательство не содержит. Наоборот, Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, „в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан“.
Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г. №185 „Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения“:
"25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео — и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.»
Прежде всего – это съемка в зданиях судов и исправительных учреждений. Такие запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами, имеющими силу федеральных законов:
Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;
Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения суда;
Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;
Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5). (Под такими «объектами» можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи).
Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 37) запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику.
Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах“ Российской Федерации» (п. 70) запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.
Приказом Федеральной таможенной службы от 20 октября 2006 г. N 1032 «Об утверждении Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенных органов Российской Федерации» (п. 56) запрещена съемка на территории объектов ФТС.
Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105 «Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России» (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.
Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. N 333 «Об утверждении и вводе в действие Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации» (п.3.3) запрещается вносить съемочную технику на территорию и в помещения Министерства, и производить там съемки.
Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. N ВС-297фс «Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (п. 3.13) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.
Метки: юридические тонкости фотосъемки можно или фотографировать в метро что фотографировать нельзя |
Фотограф Suresh Natarajan |
Suresh Natarajan - ведущий рекламный и фэшн фотограф Индии. Сам научился фотографии и не верит, что этому можно кого-то научить, если у человека нет таланта. Мечтает путешествовать, делать портреты и снимать кино.
далее...
Метки: suresh natarajan |