Главным событием «Гран-при Малайзии» стал успех Себастьяна Феттеля, который развеял миф о непобедимости Mercedes и прервал почти двухлетнюю безвыигрышную серию Ferrari.
Поднявшись на высшую ступеньку подиума всего во второй гонке за Скудерию, немец вошел в число пилотов, сумевших сделать это в рекордные или близкие к ним сроки. За последние три десятилетия только Найджел Мэнселл (1989), Кими Райкконен (2007) и Фернандо Алонсо (2010) еще быстрее добились аплодисментов темпераментных тифози: англичанин, финн и испанец выиграли дебютный Гран-при в алом комбинезоне.
Почти в точности повторив путь Мэнселла с точки зрения статистики, в плане стилистики Феттель выдержал сравнение с англичанином и вовсе вплоть до деталей. Победа Найджела на «Гран-при Бразилии»-1989 тоже была одержана в экстремальных условиях и получила статус сенсации. В обоих случаях итальянская команда компенсировала явную нехватку чистой скорости за счет бережного обращения резиной и одолела стопроцентного фаворита (в 1989-м им был McLaren c Аленом Простом и Айртоном Сенной), найдя крошечную брешь в его броне. Как и 26 лет назад, главный плюс теплолюбивой Ferrari очень удачно пересекся с основным недостатком ее больше предрасположенного к прохладной погоде конкурента.
Поначалу, правда, казалось, что гегемонию Mercedes защитят максимально жесткие шины – на «Гран-при Малайзии» использовались Medium и Hard. Однако в пятницу при моделировании условий гонки обнаружилось, что износ резины очень высок, и уже тогда у Феттеля появился повод задуматься не только о подиуме, но и о победе. Когда же в субботу, взяв в союзники дождь и вклинившись между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, четырехкратный чемпион мира квалифицировался на первой линии, стало понятно, что безвыигрышная серия Скудерии может прерваться в ближайшее воскресенье.
После старта акции Себастьяна, удержавшего вторую позицию, еще больше возросли, ну а появление машины безопасности и вовсе сделало его фаворитом. В противовес коллегам из Mercedes, которые поспешили зазвать оба болида в боксы, стратеги итальянской конюшни оставили немца на трассе, и тот очень удачно использовал возникшее перед ним оперативное пространство. Пока Хэмилтон прорывался сквозь частокол значительно более медленных машин, четырехкратный чемпион мира ушел в почти 10-секундный отрыв и в дальнейшем умело его контролировал. Сведя износ шин к минимуму, Феттель практически треть дистанции поддерживал достойную скорость на Medium и мастерски реализовал тактику всего двух пит-стопов. Второй из них к тому же был проведен в самый нужный момент - выехав из боксов, Себастьян опередил Росберга ровно на длину болида.
Впрочем, впереди была еще заключительная часть гонки, и там маятник преимущества ожидаемо качнулся в сторону Mercedes, но на сей раз еле уловимо. Оперативно прогреть Hard (а с этим в предыдущие пять лет у Скудерии постоянно возникали проблемы) Себастьяну помогла опять же жара, так что на последнем отрезке Хэмилтон имел превосходство в скорости лишь на нескольких кругах – и только на свежей резине. Стоило покрышкам слегка износиться, как темп лидеров стал симметричным, и ближе к финишу у Феттеля было все время на свете для того, чтобы морально подготовиться к большому успеху. Подтвердив традицию, согласно которой, затяжную безвыигрышную серию команды из Маранелло всегда прерывает немецкоговорящий пилот (в 1974-м им был Ники Лауда, а в 1987-м и 1994-м – Герхард Бергер), четырехкратный чемпион мира чрезвычайно эмоционально вел себя на подиуме – почти так же, как в 2008 году в Монце, когда впервые победил в гонке. Тогда, что характерно, в честь его виктории опять же играли немецкий и итальянский гимны, а до финишной черты Себа довез мотор Ferrari. Все остальные свои 38 побед новый лидер Скудерии одержал с двигателем Renault.
Неожиданно рано выиграв Гран-при в сезоне-2015, Ferrari подтвердила, что среди прочего намерена сражаться и за титул, пусть даже Mercedes остается неоспоримым фаворитом в этой борьбе. Уж слишком велико преимущество F1 W06 Hybrid в чистой скорости – и на этапах, где жара и высокий износ шин не будут важными факторами, оно не замедлит проявиться.
C другой стороны, итальянская конюшня оставила далеко за спиной Williams и Red Bull, каждый из которых в минувшие выходные опять продемонстрировал свои недостатки. Ахиллесовой пятой английской команды по-прежнему является не слишком качественное шасси, чьи минусы отчетливо видны в дождь и при соприкосновении с абразивным асфальтом. В этой связи финиш Валттери Боттаса и Фелипе Массы на пятом и шестом местах стал еще не худшим результатом – по крайней мере, Williams увез из Куала-Лумпур хорошие очки.
Red Bull же на «Гран-при Малайзии» опять подвел слабосильный мотор Renault, чей потенциал удалось частично разблокировать лишь на влажной трассе. По итогам квалификации Даниэль Риккардо и Даниил Квят расположились на четвертой и пятой строчках протокола, но в гонке дружно откатились назад. В отличие от прошлого года, когда выезд машины безопасности всегда был для австрийской конюшни благом, сейчас несколько кругов в подчеркнуто медленном темпе только подвели ее пилотов. Учитывая крайне низкую скорость на прямых, у австралийца и россиянина, каждый из которых предпочел сменить шины на четвертом круге, уже не было пути назад. Риккардо к тому же слегка повредил передний спойлер еще в стартовой толчее и фактически всю гонку провел на неважно функционирующей машине: из-за постоянных тряски и вибраций настройки RB11 под третьим номером очень быстро сошли на нет. В плане скорости Даниэль, впрочем, мало что потерял, зато на его машине заметно увеличился износ шин. Из-за этого он даже оказался позади Квята, которого (при всем уважении к скорости и таланту) пока рано причислять именно к мастерам чистого пилотажа. Девятое место и первые очки в составе новой команды, однако, стали для Даниила слабым утешением: вряд ли прошлой осенью он предполагал, что его дебют в совершенно растерявшем форму Red Bull получится именно таким.
Переходя полгода назад в McLaren, Алонсо тоже был лучшего мнения о будущей команде: пока возвращение в Уокинг приносит двукратному чемпиону мира исключительно негативные эмоции. Вслед за аварией на тестах и пропуском австралийского этапа в Малайзии Фернандо ждали еще одни тяжелые выходные, по ходу которых MP4-30 лишь частично намекнул на выздоровление. Стоило ушлому и не привыкшему суетиться Эрику Булье повысить обороты мотора Honda, как подшефные французу пилоты тотчас же приблизились по скорости к середнякам, а в гонке и вовсе сумели их потревожить. Взяв на старте Гран-при реванш у Дженсона Баттона за поражение в квалификации, Алонсо даже успел ощутить в терпком малазийском воздухе ароматный запах очков, но так их и не набрал: ближе к середине дистанции многострадальный MP4-30 элементарно перегрелся. Из борьбы двукратного чемпиона мира вывела переставшая нормально функционировать система ERS, а Баттона чуть позже подвела поломка турбо, ставшая следствием опять же неправильно выбранной рабочей температуры. Слово «неправильный» вообще пока остается ключевым в описании нынешнего состояния команды Рона Денниса: несмотря на определенный прогресс, перед ней по-прежнему долгая и тернистая дорога, пройти по которой до конца – дело явно не одного сезона.