«Формула-1»: превью сезона
За два дня до первой гонки юбилейного, 70-го, чемпионата мира SportLiga оценивает состояние всех десяти команд, принимающих в нем участие.
ФАВОРИТЫ
«МЕРСЕДЕС»
Немецкая конюшня начинает сезон с уникальной целью: победить в личном зачете в шестой раз подряд, что до сих пор еще никому не удавалось. В Кубке конструкторов подопечные Тото Вольффа тоже настраиваются на шестой триумф кряду – достижение, которое покорялось лишь «Феррари» под руководством Жана Тодта на стыке веков.
Пять лет назад громя соперников в основном за счет мотора (одна его экономичность давала примерно секунду преимущества на круге), «Мерседес» со временем построил и отличное шасси и был еще сильнее за пределами трассы, чем непосредственно на ней. В последние два года визитной карточкой команды стало умение оперативно реагировать на абсолютно любые проблемы и работать под огромным давлением: чем выше были ставки, тем вероятнее был ее последующий успех.
Так что даже если сейчас у «Феррари» есть определенный перевес в скорости и управляемости, это не значит, что у чемпионата сменился фаворит. К тому же в колоде Вольффа есть еще один козырной туз: в последние два года в конце лета Льюис Хэмилтон словно по мановению волшебной палочки переключался в особый режим и дальше пилотировал просто гениально. Есть ощущение, что в такой форме пятикратный чемпион мира абсолютно непобедим - и оно сохранится, пока обратное не будет доказано на трассе.
Ну а чтобы Хэмилтон был честен с самим собой и на более ранней стадии чемпионата, в «Мерседесе» есть второй пилот – Валттери Боттас. Всю долгую зиму упорный и в высшей степени дисциплинированный финн работал на родине над повышением выносливости - и уж в этом сезоне не должен остаться вообще без побед.
«ФЕРРАРИ»
Богатая на негативные эмоции и откровенно бедная на успехи вторая половина минувшего сезона лишила теперь уже бывшего начальника Скудерии Маурицио Арривабене его поста. Арривабене, неплохо справлявшийся с повседневной работой, но не сумевший за четыре года воплотить ее хотя бы в один титул, проиграл политическую борьбу за власть Маттиа Бинотто, для которого это будет уже третье разное амплуа всего за несколько лет. Из отличного моториста швейцарец итальянского происхождения превратился в компетентного конструктора, а теперь должен проявить себя в роли тим-менеджера. В первую очередь – как психолог, поскольку основные ингредиенты для большой победы у «Феррари» уже есть, включая очень быструю и готовую выигрывать гонки прямо сейчас (возможно, даже доминируя в них) машину.
Однако захватить инициативу команде из Маранелло в последние годы было гораздо легче, чем ее удержать. В двух предыдущих сезонах Скудерия уже ранней осенью буквально рассыпалась на всех уровнях, не выдерживая характерного для нее жесточайшего психологического давления, и многочисленные ошибки Себастьяна Феттеля, на которые принято кивать, были лишь одним из звеньев цепи. В этой связи главной задачей Бинотто видится обеспечение нормальной рабочей обстановки на протяжении всего чемпионата и четкое распределение ролей между пилотами – опытным и, кажется, успевшим оправиться от прошлогодних стрессов Феттелем и молодым Шарлем Леклером, новичком команды, который для многих олицетворяет ее будущее. Четырехкратный чемпион мира начнет сезон в качестве гонщика номер один, но если французу удастся соответствовать его скорости (а так наверняка и будет), руководителю «Феррари» придется практически на каждом из этапов быть сколь гибким, столь и жестким.
«РЕД бУЛЛ»
Без сожалений и лишних церемоний распрощавшись с моторами «Рено», которыми она с переменным успехом пользовалась 12 лет, австрийская конюшня теперь сотрудничает с «Хондой». Недавние тесты намекнули на то, что «Ред Булл» пока остался на прошлогодних позициях – рядом с «Мерседесом» и «Феррари», но все же чуть позади (если говорить о гоночной конфигурации). Что вряд ли должно удивлять, ведь в конце сезона-2018 французские и японские силовые установки были удивительно похожи и по плюсам (эластичность, отменная работа на низких передачах), и по минусам (нехватка лошадиных сил и откровенно посредственная надежность).
Пока «Хонда» будет совершенствовать двигатель, команде Кристиана Хорнера придется положиться на проверенные козыри: превосходное шасси, чьи характеристики ничуть не хуже, чем в чемпионские годы Феттеля, и фактически эксклюзивную скорость Макса Ферстаппена. Голландец, и ловкостью своей за рулем, и способностью затормозить гораздо позже остальных, и умением невероятно интенсивно провести каждый круг гонки так похожий на молодого Михаэля Шумахера, должен, однако, умерить юношеский максимализм. Если Макс найдет баланс между бескомпромиссностью и необходимостью решать турнирные задачи уже в дебюте сезона (что абсолютно не получилось у него в прошлом чемпионате), у Хэмилтона и Феттеля в споре за титул появится чрезвычайно опасный конкурент.
У Пьера Гасли, напарника Ферстаппена, в 2019-м будут значительно более скромные задачи. Французу, которого привередливый советник австрийской конюшни Хельмут Марко уже успел жестко раскритиковать за две аварии на тестах в Барселоне, нужно основательно потрудиться, чтобы остаться за рулем одной из быстрейших машин в «Формуле-1» и на будущий год.
ПРЕТЕНДЕНТ
«РЕНО»
Размеренный, но поступательный прогресс французской конюшни здорово напоминает ее же восхождение в начале века под руководством колоритного Флавио Бриаторе. Если развивать эту аналогию, «Рено» сейчас находится примерно на уровне ранней весны 2003 года. Ускорить взлет полтора десятка лет помогло появление пилота экстра-класса – Фернандо Алонсо хватило нескольких гонок за рулем сине-желтого автомобиля, чтобы резко повысить статус своей команды. Переманив Даниэля Риккардо, который покинул «Ред Булл» из-за нежелания повторить судьбу другого австралийца - Марка Уэббера, нынешний начальник коллектива из Вири-Шатийон Сириль Абитебуль явно решил добиться похожего эффекта.
В Барселоне желто-черные машины в среднем были лишь чуть быстрее группы середняков, но солидное планирование и представительный гонщицкий состав (а пару Риккардо составит высоко котирующийся среди коллег Нико Хюлькенберг) дают повод предположить, что в новом сезоне подопечные Абитебуля сделают широкий шаг вперед. Пусть даже он наверняка выразится лишь в количестве подиумов и очков – поменять четвертое место в Кубке конструкторов на более престижную позицию французской команде практически нереально.
ОСТАЛЬНЫЕ
Проведший в прошлом году свой лучший сезон в «Формуле-1» «Хаас», по всей видимости, останется на примерно таком уровне и в 2019 году: тесное сотрудничество с «Феррари» дает американской конюшне определенные гарантии качества. В то же время подняться выше пятого места в Кубке конструкторов команде Гюнтера Штайнера будет очень тяжело: уж больно невысокий гоночный интеллект у обоих ее пилотов – Ромена Грожана и Кевина Магнуссена, хотя в плане чистой скорости француз и датчанин превосходят многих.
Занявший в 2018-м итоговое шестое место «Макларен» забрался в таблице гораздо выше, чем позволяла его техника, но теперь остался без опоры в лице Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион мира за четыре сезона безумно устал творить подвиги в лучшем случае в конце первой десятки и решил минимум год отдохнуть от «Формулы-1». На смену своему старшему земляку пришел Карлос Сайнс – и для давно и надолго сбившейся с победного пути британской команды это неплохая сделка с точки зрения соотношения цена/качество. Да, Карлос заметно уступает в мастерстве Фернандо, но точно не в 7-8 раз (а именно настолько радикально отличаются их зарплаты). Напарником Сайнса в новом сезоне станет не обделенный хорошей скоростью юный англичанин Ландо Норрис – и уже сейчас можно смело утверждать, что с пилотами «Макларен» более-менее разобрался. А вот с машиной дела обстоят по-прежнему далеко не так здорово – и именно поэтому, несмотря на сравнительно успешные тесты в Барселоне, в совершенстве владеющий искусством обтекаемых формулировок руководитель команды Зак Браун пока не ставит перед ней четкие задачи. По крайней мере – официально.
«Рейсинг Пойнт» (вывески «Форс Индия» в «Больших призах» отныне нет) – еще большая загадка. Купивший прошлым летом конюшню и спасший ее от банкротства канадский миллиардер Лоуренс Стролл вскоре расстался с Эстебаном Оконом и пригласил на его место своего сына Лэнса, вроде бы пожертвовав качеством. Но, во-первых, Стролл-младший в профессиональном отношении далеко не так плох (особенно в гонках и на стартах, где его умению отыскать за секунду-другую единственную верную траекторию позавидуют некоторые чемпионы мира), как это представляют злопыхатели, а во-вторых, в команде остался Серхио Перес, пилот-константа. Боевитый мексиканец умеет добывать результат в середине пелотона практически в любом настроении и при самых разных обстоятельствах. Под вопросом, однако, остается способность Стролла-старшего перенести в очередной сезон вслед за эффектной розовой ливреей профессионализм, стрессоустойчивость и умение оперативно реагировать на трудности - качества, которыми команда отличалась при прежнем начальстве. Если это получится, у новой конюшни хорошие шансы финишировать рядом с «Рено» и впереди «Хааса».
Еще одним прямым ее конкурентом в 2019 году будет «Альфа Ромео» - так теперь называется бывший «Заубер». Основные надежды Фредерика Вассёра, чья команда, несмотря на смену бренда, по-прежнему базируется в Швейцарии, связаны с Кими Райкконеном и его отточенной техникой пилотажа. Былую скорость вальяжный чемпион мира-2007 уже давно растерял, но вот умение вести машину чисто и плавно от него никуда не уйдет даже в старости. Так что если свежие шины «Пирелли» окажутся по-настоящему мягкими, Кими вполне может несколько раз подняться на пьедестал. Вдобавок, в грядущем сезоне у не любящего конкуренцию финна впервые за долгое время будет далеко не самый сильный напарник – заменяя в 2017-м травмированного Паскаля Верляйна, Антонио Джовинацци, протеже «Феррари», наломал за пару этапов столько дров, что в его внезапное преображение верится слабо.
Верить или нет в возрождение Даниила Квята - для российских болельщиков это значительно более актуальный вопрос. Самый успешный отечественный пилот в «Больших призах» даже в самые мрачные для себя времена почти всегда был достаточно быстр, однако его способность выдерживать напряжение гонок, ставить сопоставимые с реальностью задачи и работать в коллективе не может не вызывать прямо сейчас как минимум легкий скепсис. Именно эти слабости стоили Квяту места сначала в «Ред Булл», а потом – и в «Торо Россо». Ясно сейчас лишь одно: у вернувшегося в команду Франца Тоста спустя полтора года благодаря счастливому стечению обстоятельств (неожиданный переход Риккардо в «Рено» вызвал эффект домино) Даниила будет абсолютный минимум времени на раскачку. К тому же, как показали тесты, в соседнем кокпите составить ему серьезную конкуренцию готов Александер Элбон, показывавший сопоставимые времена при имитации квалификации и гонки.
И напоследок – несколько слов про «Уильямс», единственную команду, которая на 95 процентов уже знает, на каком месте она завершит 2019 год. После кошмарного прошлого сезона мало кто ждал от судорожно пытающейся выжить британской конюшни значительного прогресса, но она умудрилась неприятно удивить даже на таком мрачном фоне. «Уильямс» оказался не готов не только к тестам, начав их на несколько дней позже конкурентов и потеряв драгоценное время, но даже к смене регламента: аэродинамика болида FW42 не соответствовала новым правилам, и ее пришлось переделывать буквально на бегу. Ну а тот факт, что машина получилась очень медленной, вряд ли мог кого-нибудь удивить. Пилотов команды – вернувшегося в «Формулу-1» после восьмилетнего отсутствия и тяжелейшей травмы Роберта Кубицу и Джорджа Расселла (чью карьеру патронирует «Мерседес») – ждет самая неблагодарная работа. В наступающем сезоне им практически наверняка придется бороться лишь друг c другом и превратностями судьбы.