Размышления о Ницше и его лошади |
Посмотрела давеча фильм "Туринская лошадь" венгерского режиссера Бела Тарра и погрузилась в состояние экзистенциального отчаяния. И вот возник резонный вопрос, необходимо ли, чтобы гнозис был обязательно гнетущего, трагического характера, или эта эмоциональная составляющая - не более чем принятая когда-то форма искусства, хоть и отражающая в некоторой мере путь западного человека, но все же не являющаяся непременным условием пути как такового.
Итак, "Туринская лошадь". Идея просто сказочная - рассказать о судьбе лошади, которая свела с ума Ницше. Фильм начинается с описания трагедии Ницше, который вышел однажды прогуляться по улицам Турина относительно высокодуховным человеком, глубоким мыслителем, презирающим все человеческое, слишком человеческое. Однако это были последние часы философа-афориста, так как его ждала судьбоносная встреча с лошадью, которая свела его с ума. Лошадь эту бил извозчик, и Ницше увидел это. Неожиданно даже для него самого, он испытал к этой лошади столько любви и сочувствия, что бросился к ней и начал обнимать ее, рыдая горючими слезами.
"Сверхчеловека" отвезли домой, положили на кровать. Он все продолжал рыдать, а затем сказал: "Мама, какой я был дурак"... И десять лет до самой его смерти считался с тех пор помешанным и не способным к самостоятельному функционированию.
Конечно, виновата не лошадь, а пресловутая энантиондромия. Нельзя презирать, ведь презираемое отправится прямиком в бессознательное и будет ждать своего часа, чтобы выйти наружу. Чем, как ни "человеческим слишком человеческим" заболел Ницше после встречи с несчастной лошадью! Разве не позор падения снова в животное, инстинктивное состояние заставило его звать маму и называть себя дураком! У него просто произошел отказ разума мыслить, так как его напряжение все предыдущие годы было предельным.
Другое дело лошадь и ее хозяева. Они из своего мира не выходили, не грозила им и проблема потери души. Ведь и терять в общем-то нечего. Об этом собственно фильм Бела Тарра. Фильм местами невероятно затянутый, так что, признаюсь, смотрела его "перематывая вперед". С эстетической точки зрения подчеркнуто примитивный. С точки зрения сюжета - недоразвитый, по воздействию гнетущий.
Но на размышления о Ницше, судьбе человека как такового, а также судьбе философа, судьбе крестьянина, судьбе алкоголиков, судьбе дочерей алкогликов - наталкивает. Именно от этого всего и убежал Ницше в свое помешательство, потому что если постоянно жить в таком напряжении, как считает нужным изображать Бела Тарр, то просто накроет тяжелым свинцом, избавиться от которого очень непросто. Поэтому я скорее склоняюсь к необходимости регулярно и особенно после таких фильмов смотреть веселые комедийные сюжеты. Чтобы не задерживаться надолго в негативе.
Ницше не перебирал четки, не пел мантры, не делал подношения богам. Вся его практика заключалась в мышлении. И энергии не было выхода (который бывает когда совершается подношение божеству). Все варилось в закупоренной скороварке западной городской головы. Потому такой конец. Er nicht verkam zu Übermensch.
Та самая лошадь. 5 часов 5 минут с момента начала помешательства Ницше.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |