Суперхит на все времена. Astor Piazzolla «Libertango» |
Аргентина, как всем известно, – родина танго. Правда, говорят, что не так чтобы сейчас каждую минуту аргентинцы любят танцевать, скорее, это обязательное шоу – этакий Noblesse oblige. Ничего не могу пока сказать по этой теме, но то, что интонации танго интегрированы во всю аргентинскую музыку – это не вызывает никаких сомнений. Музыка Латинской Америки – отдельная большая тема. Это и то, что было принесено испанцами с португальцами, и установление собственных жанров церковной католической музыки. Это и развитие светских жанров. И влияние музыки индейских народов, и африканские ритмы, и взаимодействие с европейской культурой – всё отражает своеобразие и богатство музыки разных стран Латинской Америки. |
По сути, им можно позавидовать – у них еще многое впереди, хотя главный взрыв уже произошел.
Астор Пьяццола – El Gran Ástor – Великий Астор – родился в красивом аргентинском городе Мар-дель-Плата 11 марта 1921 года, единственным ребенком в итальянской семье. Детство провел в США, в Нью-Йорке, в Итальянском квартале, где жила семья, вслушивался и полюбил джаз, начал заниматься игрой на аккордеоне. Потом там же начал брать уроки фортепиано у ученика Сергея Рахманинова – венгерского пианиста Белы Вильды. Тогда же он вслушался и навсегда полюбил Баха. В это же время Астор Пьяццола познакомился со знаменитым исполнителем и композитором танго – Карлосом Гарделем, День рождения Гарделя и отмечается в мире как Международный день танго. А музыка последнего тоже знакома киноманам: под танго Гарделя танцуют Аль Пачино в «Запахе женщины» и Арнольд Шварценеггер в «Правдивой лжи». По рекомендации Гарделя Астор снялся в эпизодической роли в фильме «День, когда ты меня полюбишь». Гардель приглашает талантливого мальчика поехать с ним на гастроли по Латинской Америке. |
Отец Астора отказывается отпускать 13-летнего сына («молод еще»). Чуть позже, в этом же году, самолет, на котором летел Гардель и его оркестр, разбивается, столкнувшись в воздухе с другим самолетом...
Скоро Пьяццола возвращается в Аргентину и с этого момента не расстается ни с танго, ни с аккордеоном и бандеоном. Бандеон – разновидность гармоники, родом из Германии. Сначала использовался при исполнении духовной музыки в церквях, затем «переехал» и начал победное шествие по Аргентине и Уругваю.
Для аккордеона Пьяццола пишет академическую музыку, одной из вершин становится «Портовая рапсодия», удостоенная в США премией.
Он учится у знаменитого аргентинского классического композитора Альберто Хинастеро – по совету Артура Рубинштейна (знаменитого пианиста родом из Российской империи), изучает партитуры Игоря Стравинского, Бартока, Равеля. Продолжает брать и уроки фортепиано. В 1946 году был создан первый собственный музыкальный коллектив – «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Музыка моментально расходилась, и в Европу тоже. В 1952 году Пьяццолу награждает Франция, а заодно приглашает его учиться в Париже у знаменитой пианистки Нади Буланже.
Молодой Пьяццола стесняется «танго-приверженности», скрывает свою музыку, показывает легендарной пианистке и композитору только работы в «классических жанрах». Но Надя Буланже случайно слышит его танго и тут же вдохновляет композитора продолжать работу в этой сфере. Уроки с Надей стали важной вехой в творчестве Пьяццолы: полифонические приемы теперь навсегда вошли в его танго.
Его новая симфония «Буэнос-Айрес» тут же получает премию Фабиана Севицкого (американского дирижера – ну кто бы мог подумать – российского происхождения).
Из Франции Пьяццола снова возвращается в Аргентину. В Буэнос-Айресе работа молодого композитора с новыми оркестрами подвергается критике, и композитор опять уезжает – в Нью-Йорк. Через два года снова возвращается на родину, пишет музыку к стихотворениям знаменитого писателя Хорхе Луиса Борхеса, сочиняет оперетту, но главным его интересом окончательно становится танго. Появляются знаменитый цикл «Времена года в Буэнос-Айресе», «Баллада для безумца», «Концерт для аккордеона», музыка к кинофильмам («В Сантьяго идёт дождь», «Армагеддон» и еще около 50), сюита «Пять танго-сенсаций» и танго, танго, танго. Он снова во Франции, потом в Италии, и уже с гастролям по всему миру. При этом записав и исполнив практически все свои произведения – редкий, почти исключительный случай в истории музыки. И везде – звуки или отзвуки танго, нового танго – Танго нуэво.
Этот новый фактически жанр – единение танго, джаза и классической музыки. Породнилось всё: аргентинский танец, джаз, гармония и полифония классики. Это одновременно свежее дыхание и в известный уже танец, и в саму классическую музыку.
Самое знаменитое произведение Пьяццолы – пожалуй, Либертанго (Свободное танго). Полагаю, что так или иначе слышали его все – кто по радио, кто – в кинофильме «Урок Танго» британского режиссера Салли Поттер или в фильме «Неистовый» Романа Полански, кто – как композицию для известных и многочисленных номеров в соревнованиях по фигурному катанию, кто – в рекламе «Вольво», наконец.
В Либертанго – много нервных, тревожных и даже трагических «ноток». Если вслушаться, если понять. Но в ней столько жажды и радости жизни! И радость жизни пробивается к небу и пронизывает все творчество Астора Пьяццолы. Именно такой сложный комплекс ощущений позволяет мне смело говорить о «празднике жизни, празднике музыки» и даже вынести это в заголовок.
В честь Астора Пьяццолы названа Консерватория в Буэнос-Айресе и Международный аэропорт в Мар-дель-Плата – городе, где он родился.
______________
Музыку Астора Пьяццолы (Astor Piazzolla) в огромных количествах можно найти на Ютубе.
Серия сообщений "Любимая классика":
Часть 1 - ЛУИ АРМСТРОНГ – КОРОЛЬ ДЖАЗА
Часть 2 - ЧАКОНА БАХА
...
Часть 16 - Jantje Smit - La Paloma (Голубка)
Часть 17 - "Жаворонок"Поля Мориа из кантаты "Рождество Господне" Ариэля Рамиреса
Часть 18 - Суперхит на все времена. Astor Piazzolla «Libertango»
Часть 19 - ИМРЕ КАЛЬМАН И ВЕРА МАКИНСКАЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ИЗ ОПЕРЕТТЫ
Часть 20 - Адажио Альбинони
...
Часть 32 - ОПЕРА ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ «НАБУККО»
Часть 33 - «Призрак оперы»
Часть 34 - «Caruso» в исполнении великолепного дуэта Лучо Далла и Лучано Паваротти
Рубрики: | Музыка/Для души |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |