Мадам Икс: бриллиантовая бретелька, розовое ушко и скандал |
Виржини Готро была, во-первых, красивой женщиной, во-вторых, женой банкира, в-третьих - светской дамой. Она блистала в Париже последней четверти XIX века.
Родилась эта прелестная креолка в Новом Орлеане, а после смерти отца, ещё маленькой девочкой, уехала вместе с матерью во Францию.
С временем она стала признанной красавицей, и заслуженно - тонкая талия, эффектный профиль, сияющая белая кожа и умение подать себя. Неудивительно, что художники хотели запечатлеть эту красоту.
Виржини Готро, фотография Надара
Самым известным стал портрет кисти соотечественника мадам Готро, американца Джона Сингера Сарджента. В 1881 г. - Виржини было двадцать два - он впервые увидел её, восхитился красотой и попросил позировать ему. Она отклонила немало таких предложений, а вот к Сардженту снизошла, и с февраля 1883 г. началась работа над картиной.
Мадам Готро, Джон Сингер Сарджент, 1883, из коллекции Гарвардского художественного музея
Шла она не очень быстро - мадам Готро была занята своей бурной светской жизнью, а моделью была ленивой, на что Сарджент и жаловался в одном из писем. Но её красота перевешивала всё остальное. И сам художник, и мадам Готро рассчитывали, что портрет прославит обоих.
"Мадам Готро поднимает тост", Джон Сингер Сарджент, 1882-83, из коллекции музея Изабеллы Стюарт Гарднер
Вышло немного не так. Вернее, совсем не так. Выставленный в Парижском Салоне в 1884 г., портрет вызвал скандал.
Во-первых, платье. Позднее художник писал матери мадам Готро, которая требовала убрать портрет с выставки, что написал её дочь в точности так, как та была одета.
"Портрет мадам X" (Виржини Готро), Джон Сингер Сарджент, 1883-84 гг., из коллекции музея Метрополитан
Это чёрное платье (лиф - из бархата, юбка из атласа) было и само по себе очень открытым. В ту эпоху у бальных и вечерних платьев уже могло не быть рукавов, только бретельки. Но обычно они были более основательными. А у платья мадам Готро они совсем тоненькие (пусть и усыпанные бриллиантами). Мало того, в изначальном варианте портрета правая бретелька ниспадала с плеча!
Фотография первоначальной версии портрета, 1884 г., неизвестный фотограф, из коллекции музея Метрополитан
Но дело было не только в бретельке. В то же время Сарджент написал другой портрет, с не менее огромным декольте у дамы и тоже с ниспадающей бретелькой, и он такого скандала не вызвал.
Как написал один критик, "кажется, ещё одно движение, и дама совсем освободится от одежды". На самом деле этого бы не произошло - тогдашние корсажи были очень облегающими, в них тоже вставляли косточки, да ещё надевали поверх жёстких корсетов. Словом, всё крепко держалось и ничего бы никуда не сползло. Но впечатление такое создавалось. Как писали тогда, "кажется, что декольте лифа не соприкасается с бюстом, как будто оно избегает контакта с плотью". И под таким платьем, очевидно, нет сорочки. Что было немыслимо в то время.
Словом, из-за позы, бретельки, глубокого декольте, которое как будто существовало отдельно от тела, впечатление создавалось очень провокационное.
Эскиз к портрету мадам X, Джон Сингер Сарджент, ок. 1883, из коллекции Галереи Тейт
Во-вторых, косметика. В то время она становилась всё более приемлемой. Однако красота мадам Готро была очень уж откровенно, хотя и искусно, подчёркнута. Белоснежная кожа, на фоне которой розовело ухо - по-всей видимости, это белила, а сверху нанесена сиреневая пудра. Глаза подведены, ресницы накрашены, брови чётко очерчены, а губы - тёмно-красного цвета. Волосы отливают рыжим - мадам Готро пользовалась хной.
В волосах сияет маленький бриллиантовый полумесяц, как у Дианы-охотницы. Ну что ж, красота мадам Готро сразила многих, далеко не только мужа...
Деталь портрета мадам X, Джон Сингер Сарджент, 1883-84 гг., из коллекции музея Метрополитан
Словом, "Портрет мадам ***" - под эти названием картина была выставлена - был вызывающим. И сама мадам, несомненно, прекрасна - но не так, как полагалось бы светской даме. Картина как будто прославляла её не самый скромный образ жизни. Ни переписанная бретелька, ни перемена названия - "Портрет мадам Икс" - ситуацию не улучшили. Сарджент уехал в Лондон, ведь в Париже после скандала он не получал бы заказов. А сама мадам Готро на время удалилась от светской жизни.
Карикатура Альберта Робиды на портрет, опубликованная в "Le Salon Comique" в мае 1884, из коллекции BNF - Gallica
Однако потом вернулась, и, более того, позировала другим художникам. Заметим, на портрете 1891 г. бретелька тоже спадает с плеча, и кожа белоснежная, но эффект отнюдь не такой вызывающий.
Портрет мадам Готро, Гюстав Куртуа, 1891 г., из коллекции музея Орсе
А этот портрет мадам Готро любила больше всего:
Портрет мадам Готро, Антонио де ла Гандара, 1898 г., из коллекции Художественного музея Гиббса,
Но самый известный - всё-таки тот самый, "Мадам Икс". Долгие годы он хранился у автора. В 1916, через год после смерти мадам Готро, Сарджент продал портрет музею Метрополитан. И в его письме директору музея есть такая строчка: "Это лучшее из того, что я написал".
https://zen.yandex.ru/media/eregwen/madam-iks-bril...andal-5c7510f28fd40000b3b2c438
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |