-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в CrisM

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

мне интересна жизнь звёзд:кино шоу-бизнеса эстрады

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 8128


Усадьба Щербатовой-Хитрово

Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 12:41 + в цитатник

Усадьба Щербатовой-Хитрово

  • 17 апр, 2008 в 23:27

МКТД

Photobucket

Во дворе жилого здания сталинской эпохи, на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка, сохранился старинный усадебный дом, к которому некогда примыкал небольшой домовый храм, построенный еще в XVII веке. Дом с храмом составляли центральную часть обширной усадьбы, самой большой на Кулишках, которая в XVII веке принадлежала боярам Головиным.


Photobucket
(c) saitafern

Двор стольника Алексея Петровича Головина впервые упоминается в описи дворов
и владельцев от Покровских до Яузских ворот I682 года. Служилый дворянин из старинного рода, А. П. Головин выдвинулся в царствование Феодора Алексеевича. В 1682 году он получил чин стольника, а в 1685 - стал боярином. Служил в Приказе Денежного сбора, помогая своему сыну организовывать посольство в Китай. Сын его, знаменитый генерал-адмирал, ближайший сподвижник Петра I Федор Алексеевич Головин был одним из наиболее выдающихся государственных деятелей Петровской эпохи.

Photobucket
Федор Алексеевич Головин.

Начав свою службу послом в Китае, он впоследствии принимал участие в Великом посольстве Петра I в Европу. набирал иностранцев на русскую службу возглавлял Посольский приказ, Навигационную школу, Оружейную, Золотую и Серебряную палаты, Монетный двор. Возглавив отечественное кораблестроение, Головин стал одним из родоначальников русского флота. Одним из первых в России он был возведен в графское звание и первым удостоился ордена Александра Невского. Царь Петр безгранично доверял Головину и называл его своим другом. Узнав о кончине Головина, государь в соболезновании осиротевшему семейству подписался: «исполненный печали Петр».

Photobucket
Федор Алексеевич Головин.

В перешедшей к нему от отца московской усадьбе на Кулишках Ф.А. Головин построил деревянные хоромы, а близ них в 1695-1698 годах возвел небольшую кирпичную домовую церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери (получить разрешение на устройство домового храма в конце XVII - начале XVIII века крупным вельможам, особенно обремененным возрастом и болезнями, было нетрудно).
Головинская церковь принадлежала к кругу памятников нарышкинского барокко. В пышности фасадного убранства она уступала другим известным домовым церквам своего времени - таким, как Знамения Богоматери на Шереметевом дворе, Успения в усадьбе Салтыковых на Чижевском подворье или мученицы Ирины во владении Нарышкиных, но была достаточно репрезентативна и выразительна. Ее основной объем со скругленной восточной стеной, окруженный гульбищем, стоял на высоком подклете, обнесенном галереей-аркадой. Восьмерик, возможно, завершался ярусом звона, так как в документах есть упоминание о звоннице.
Владение Головина входило в состав прихода святых апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот, И домовый храм был приписан к нему. В 1702 году по челобитью Головина сюда определили молодого священника из Костромы Иосифа Иванова, который был рукоположен Патриархом Адрианом в 1696 году и назначен на место умершего отца в костромской храм пророка Илии. В головинской церкви отец Иосиф прослужил более пятидесяти лет.
От адмирала Головина усадьба вместе с храмом перешла к его вдове, а затем к племяннику, лейб-гвардии Преображенского полка поручику Петру Ивановичу Головину.

Photobucket
Герб рода Головиных.

Во время московского пожара 1748 года старые головинские палаты сгорели, а с ними погибли ставленная и перехожая грамоты отца Иосифа. Двумя годами позже П. И. Головин обращается к священноначалию с прошением, в котором излагает биографию священника, дает ему наилучшую характеристику и просит восстановить эти документы, так как без них священник «Божией службы исправлять не смеет, а он мне, именованному, при показанной церкви быть годен, понеже человек он добрый и не пьяница, и службу исправляет повсегда неленостно»,
В 1750 году усадьба была куплена князем С.И. Щербатовым, а в I757-м - перешла к его вдове Наталье Степановне, которая построила на месте сгоревших хором новый каменный дом с флигелем, соединив здание с церковью переходом. Получился симметричный архитектурный ансамбль в стиле барокко, в котором храм играл роль высотной доминанты.

Ð?еÑ?б Ñ?ода ЩеÑ?баÑ?овÑ?Ñ?
Герб рода Щербатовых.

С 1757 года в домовой Казанской церкви служил иерей Алексий Иванов. После его смерти княгиня Щербатова подала прошение о назначении нового священника, но в регистрации домового храма ей отказали, так как она была еще молода и здорова. В 1759 году антиминс из церкви был «преосвященным митрополитом Тимофеем взят с животными (символы 4-х евангелистов - М. К). Лишь через 20 лет, уже состарившись, княгиня получила разрешение на проведение служб в домовом храме, и в 1780 году туда назначили священника Ксенофонта Федорова. От бездетной Щербатовой усадьбу унаследовала ее племянница Н. Н. Нащокина, которая также получила разрешение «в рассуждении немолодых лет и по слабости здоровья оную святую церковь содержать». Священнику от владелицы предоставлялся «дом священников особливо, в нем две горницы, в них перегородки. Сени, и в них покой, в котором кушанье готовить < ... > садик с плодовитыми деревьями, денег 60 рублей (в год - М. К), муки аржаной шесть четвертей, круп полторы четверти, дров две сажени < ... > А сверх того приходскому священнику ежегодно сверх приходу его со крестом в известные праздники храмовые, тако ж за исправление треб имею давать 20 рублев».
В 1785 году усадьба была продана тайному советнику Андрею Дмитриевичу Карпову и его супруге Наталье Алексеевне, также имевшим право содержать домовую церковь, В которой продолжал служить отец Ксенофонт.
После сноса стены Белого города и устройства Яузского бульвара в конце XVIII века главным фасадом дома стал восточный, обращенный к бульвару домовый храм приобрел значение одного из высотных акцентов в панораме бульвара. Во время пожара 1812 года усадебные постройки почти не пострадали, и на следующий год богослужения в домовом храме были возобновлены.

Photobucket
Орловская лечебница(быв. дом генерал-майора Н.З.Хитрово) с домовой церковью Смоленской иконы Божьей Матери. Справа - дом Телешовых. Вид из окна Практической академии.
Фот. Н.М. Щапова. Нач. 20 века.

В 1821 году, после смерти Н. А. Карповой, домовый Казанский храм был упразднен, а все его имущество и иконостас по завещанию владелицы усадьбы поступили в Новоиерусалимский монастырь. Там находился семейный склеп князей Оболенских, из рода которых происходила Наталья Алексеевна, предполагавшая устроить в монастырском соборе Казанский придел «для поминовения родных, которые там положены».
Из описи имущества закрытой церкви известно, что ее трехъярусный иконостас был выкрашен и местами вызолочен. В его местом ряду, справа от Царских врат, располагался образ Спаса Вседержителя в серебряном окладе, а слева - Казанская икона «с разными Господскими и Богородичными праздниками в клеймах». Во втором ярусе помещалось пять икон, а в третьем - три больших и два малых образа. В описи также упомянуто медное позолоченное паникадило с хрустальными подвесками.
В 1822 году усадьбу купил генерал-майор Николай Захарович Хитрово, пожелавший возобновить закрытую церковь и освятить ее во имя Тихвинской иконы Божией матери, поскольку семейство Хитрово, уже имевшее Тихвинский храм в своём калужском имении, особо почитало эту икону. В своем прошении в Московскую духовную консисторию новый владелец усадьбы писал: «По ревности моей к благолепию храма Божия, наипаче же по долговременности его существования, не желая упразднить оный и обратить для домашнего своего какого-либо употребления, всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дозволить устроить мне во оном по-прежнему, иконостас во имя Тихвинской иконы Божией Матери и снабдить весь требуемою приличною утварию». Прошение удовлетворили, и в 1823 году домовая церковь в городской усадьбе Хитрово была заново освящена.

Photobucket
Цековь Тихвинской иконы Божьей Матери. Проект перестройки перехода от усадебного дома к храму. 1844. ЦАНТДМ.

Николай Захарович принадлежал к древнему дворянскому роду Хитрово , ведущему своё происхождение от выехавшего во второй половине XIV века из Золотой Орды к великому князю рязанскому Олегу Иоанновичу Эду-Хана, по прозванию Сильно-Хитр, наречённого при крещении Андреем.

Photobucket
Герб рода Хитрово.

UPD: Выше ошибочно приведён герб Гагариных. Вот герб Хитрово с описанием:

Photobucket
Герб Хитрово.
"Посреди щита, имеющаго красное полe, изображена дворянская золотая Корона, сквозь кoтopoй выходятъ крестообразно положенные две шпаги, остроконечниями обращенныя къ верхнимь угламь, и между ихъ въ нижней части щита осмиугольная серебреная звъзда. Щитъ увенчанъ обыкновеннымъ дворянскими шлемомъ съдворянскою на немъ Короною,изъ за кoтopoй видны три строусовы пера. Наметь на щитЬ красной, подложенъ серебромъ".

Н.З.Хитрово был флигель-адъютантом (офицером в свите императора) у Павла I и Александра I, участвовал в войнах 1805-11 гг. против Франции и Турции, принимал участие в осаде Браилова и после ранения вышел в отставку. На этом его военная карьера и закончилась. Перед самой войной 1812 года он был обвинён по делу М.М.Сперанского и сослан сначала в Вятку, а потом в своё имение под Тарусой. После изгнания Наполеона из России Николай Захарович благодаря фельдмаршалу М.И.Кутузову-Смоленскому (Хитрово был женат на второй дочери фельдмаршала – Анне) был прощён и уехал в Москву. Во время своего пребывания в Вятке вёл "журнал", отрывок из которого, касающийся истории этого города и некоторых его достопримечательностей, напечатан в "Трудах и Записках" московского общества истории и древностей российских (ч. III, книга 1). Был ревностным членом-корреспондентом библейского общества. Издал две брошюры: "Перемышльский Лютиков монастырь" и "Наставление, в какие дни читать святое Евангелие". Был избран почетным членом Московского Университета в 1825-1826 гг.
Н.3.Хитрово капитально перестроил старый щербатовский дом в стиле ампир, украсив нарядный фасад белокаменным портиком. Новый облик получила и церковь: был срублен барочный декор, над куполом восьмерика поставлена новая глава, а стены обработаны характерными для ампира лепными венками и гирляндами. В архиве Московской городской управы сохранился чертеж главного фасада дома и храма, выполненный, правда, не совсем точно.
Наконец, в 1823 году Н. З. Хитрово купил находившиеся рядом с его усадьбой два погорелых двора Калустовой и Бажукиной, которые так и не смогли возобновить их после пожара 1812 года. Новый владелец снес руины, расчистил землю и предложил Московскому градоначальнику В.Д. Голицыну устроить здесь мясной и овощной рынок - взамен торга у Варварских ворот, имевшего дурную славу.
На благоустройство торговой площади Хитрово пожертвовал 1000 рублей. Городская дума приняла это предложение. Площадь замостили и обсадили деревьями, поставили фонари и сделали большой металлический навес, а Хитрово построил на ней каменный корпус со складами. Все было готово для открытия рынка. Но в 1826 году Николай 3ахарович умер, а его наследники отказались от затеи отца, продали усадьбу и уехали из этих мест.
Рынок по-настоящему так и не открылся, и только зимой на Хитровской площади проводились сезонные мясные ярмарки. Свободное место вскоре заполонили мастера, собиравшиеся здесь в артели в ожидании работодателей, которое могло длиться несколько дней, недель, а то и месяцев. Окрестные домовладельцы строили для них ночлежные дома, дешевые харчевни и трактиры. Старинные аристократические усадьбы перестраивались и превращались в ночлежки. Так посреди тихих уютных Кулишек постепенно образовалась знаменитая Хитровка. Трактиры и кабаки на Хитровом рынке именовались в соответствии со вкусами его обитателей - "Каторга», «Пересыльный», «Сибирь» и т.д. Четверо домовладельцев: Румянцев, Кулаков, Ярошенко и Кирьяков (а после него Бунин) - поставили здешний ночлежный промысел на широкую ногу. Хитровка стала страшной язвой Москвы уже в 1860-е годы, а в начале ХХ века это было уже своеобразное государство со своим управлением и со своими законами. Ликвидировать ее было невозможно, но заставить содержателей ночлежек жестко соблюдать санитарные нормы власти все же смогли.
Купившая усадьбу Хитрово купчиха А. Н. Немчинова сдавала ее внаем (с 1829 г. - Обществу поощрения трудолюбия), а домовая церковь в очередной раз была закрыта.

Photobucket
План городской усадьбы полковника В.И.Орлова. 1843. ЦАНТДМ.

В 1843 году усадьба перешла гвардии полковнику Владимиру Ивановичу Орлову, а в 1851 - его вдове Екатерине Дмитриевне.

Photobucket
Усадьба В.И.Орлова. Главный дом. Восточный фасад. 1844. ЦАНТДМ.

Владение сохраняло большой старинный сад, но постепенно застраивалось мелкими зданиями. По завещанию В. И. Орлова после смерти его супруги усадьба, за неимением наследников, должна была перейти к Московскому попечительному комитету о бедных Императорского Человеколюбивого общества. Е.Д. Орлова прожила долго и лишь в 1889 году усадьба на Яузском бульваре поступила в распоряжение этого старейшего в России благотворительного учреждения. Здесь устроили лечебницу для бедных, которая получила название Орловской.
"Орловская лечебница в Подколокольном пер. Московского комитета попечения о бедных, для приходящих неимущих больных, состоит под покровительством принца Александра Петровича Ольденбургского. Открыта ежедневно от 10 до 2 часов. При лечебнице специальное отделение на 5 коек для оперативных больных и аптека с бесплатным отпуском лекарств" (Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С.497.)
Заброшенный домовый храм в 1892 году был открыт в третий раз и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, в подклети под церковью устроили столовую для бедных.

Photobucket
Церковь Смоленской Божьей Матери при доме Орловой на Хитровской площади. Фото кон.19 века. (Шерер, Набгольц и К).

Благотворительное учреждение в бывшей усадьбе Орловых предназначалось в основном для обитателей Хитровки. Здесь их лечили, делали несложные операции и подкармливали в столовой.
Судя по тому, что настоятелями домового храма на Хитровом рынке назначались, как правило, опытные священники, московские власти придавали этой церкви большое значение. Здесь получали духовное окормление нищие, бродяги, преступники, люди «дна», которые так мастерски изображены Гиляровским и Горьким. Со времени открытия Смоленской церкви здесь служил протоиерей Василий Цветков. В 1909 году он ушел на покой, но продолжал жить при храме, а новым настоятелем был назначен протоиерей Василий Ольховский. В клировой ведомости за 1912 год упомянут и второй священник Смоленской церкви - Виктор Кореннов. В 1904 году в храме появился диакон Владимир Розанов. Должность старосты исполнял купец Александр Селевановский.
В 1919 году Смоленский храм, как и большинство домовых церквей, закрыли, а в дом Орловской лечебницы в сентябре 1922 года переехали фельдшерские курсы, реорганизованные в 1923 году в трехгодичную фельдшерскую школу имени Губотдела Всемедиксантруда. В 1928 году школа была преобразована в медполитехникум имени Клары Цеткин (с 1954 г. - Московское медицинское училище №2 имени Клары Цеткин).
Около 1932 года Смоленский храм был снесён.

Photobucket
Место где до 1932 года находился храм Смоленской иконы Божией Матери. Вид с юго-востока (привязка - край здания лечебницы). Фото 1979 года.

Снос церкви был ускорен из-за строительства в этом квартале многоэтажного жилого дома
по проекту архитектора И.А.Голосова.

Photobucket

Собирались снести и всю усадьбу, но администрация Медицинского училища им. Клары Цеткин отстояла ее здания, и на рубеже XX-XXI веков они были отреставрированы.



Источники:
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. Под общей редакцией доктора искусствоведения Баталова А.Л. М., 2006.
Сорок сороков. Москва в границах Садового кольца. Автор-составитель П.Г.Паламарчук., М., 2004.
http://mmu2.ru/index/0-2/


https://a-dedushkin.livejournal.com/181309.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку