С творчеством Игоря Талькова я знаком давно и не понаслышке. Мне всегда нравились его песни, а после того, как его убили в октябре 91 года, я вообще лет на 10 стал закоренелым фанатом. До сих пор на полке лежат книга "Монолог" и спецвыпуск альманаха "Молодёжная эстрада", посвящённый Талькову. Тексты песен были мощно загнаны в память, где до сих пор благополучно сидят, а первой песней, которую я самостоятельно разучил на гитаре, был "Бал Сатаны".
Сейчас, спустя почти 20 лет после гибели поэта, фанатский пыл, конечно, поутих, но тем не менее, даже самые попсовые песни Игоря Талькова я всё равно слушаю с огромным удовольствием. И с таким же большим раздражением реагирую на необоснованную критику в его адрес.
В принципе, вся критика в адрес Талькова обычно скатывается в три банальных русла.
Первый аргумент я условно называю "аргументом Мистера Паркера". Лет этак пять назад в Интернете появилась статейка некоего Мистера Паркера под названием "Кто убил Игоря Талькова?", в начале которой автор очень мудро сказал, что о мёртвых или ничего или только хорошее, после чего очень тупо сделал поворот на 180 градусов и вылил на усопшего ушат мыслеиспражнений. "Тальков был посредственным композитором и очень плохим поэтом", - глаголил Мистер Паркер, он же Максим Кононенко. При этом почему-то не упоминалось о том, что очень плохих поэтов и композиторов почти не помнят через 10 с лишним лет после их смерти, особенно если на большой сцене они были всего-навсего пару лет. А Талькова не только помнят, но и любят; и любят не только воинствующие ура-патриоты и русские националисты, а даже армяне и евреи наподобие меня и моей жены. И в любом магазине, как в России, так и на Брайтоне до сих пор можно без проблем купить диски Талькова. Выходит не так уж и плох был Игорь Владимирович, и как поэт и как композитор.
Второй аргумент ещё глупее первого. Особенно обидно, что высказал его человек, творчество которого я тоже очень люблю - Андрей Макаревич. Глупость, высказанная Андреем Вадимовичем, звучит примерно так: "Когда на дворе стоял совок, он пел про чистые пруды. А как началась Перестройка - сразу осмелел." При этом Макаревич не совсем чётко осветил, как именно он представлял себе исполнение социально-политических песен Талькова в эпоху Андропова. В отличие от абстрактно-символических композиций "Машины времени", творчество Талькова било прямо в лоб и абстракциями там и не пахло. (Хотя должен сказать, что даже в 1989 году, услышав песню "Россия", мои родители всё никак не могли поверить, что строчка "А приговор тебе прочёл кровавый царь - великий гений" сказана о Ленине.) Тальков просто не мог петь свои социальные песни ни до Перестройки ни даже после. Любой знаток его биографии знает, что "Чистые пруды" он спел исключительно ради того, чтобы пробиться на эстраду. И песню эту он ненавидел почти лютой ненавистью, о чём неоднократно говорил в разных интервью.
На третий аргумент я наткнулся сегодня на одном из блогов. Там премудрый автор по фамилии архивариус
обвинял Талькова в плагиате. Мол драл Игорь Владимирович у всех всё подряд. В доказательство, автор приводил ряд примеров. Это обвинение, пожалуй, было самым серьёзным и меня, как музыканта, заинтересовало больше всего. Вооружившись наушниками и призвав на помощь всезнающий гугл и ю-туб, я принялся слушать.
Итак, обвинения архивариуса:
- Проигрыш в "Памяти Виктора Цоя" слизан с Barbra Streisand - Woman In Love. ВЕРДИКТ: Полный бред. Даже близко не похоже.
- Проигрыш в песне "Звезда" украден у Джо Дассена - Et Si Tu N'existais Pas. ВЕРДИКТ: Полный бред. Три одинаковых ноты при совершенно разных аккордах и ритмах - это на плагиат ну совершенно не тянет.
- Припев "Новой дороги" украден из "Бродячих артистов" Весёлых Ребят. ВЕРДИКТ: Не принимается. Похоже, но только поверхностно. Аккорды совершенно другие и, соответственно, звучит по-другому.
- Песня "Совки" содрана с Yes - Owner of the lonely heart. ВЕРДИКТ: Согласен с оговоркой. Гитарный риф один и тот же, но вокальные мелодии совершенно разные.
Ну и наконец, самое главное обвинение:
- Проигрыш песни "Я вернусь" взят у Candy Dulfer and Dave Stewart - Lily Was Here. ВЕРДИКТ: Вопрос сложный, но я всё же склоняюсь к тому, что это не плагиат. Действительно, ритм-секция и аккорды вступления совершенно одинаковые. Клавишные тоже очень похоже. Но с другой стороны, сольные партии совершенно разные. Вокальная мелодия, аккорды куплета и аккорды припева оригинальны. Моё предположение: Тальков изначально написал собственную песню, с оригинальным текстом и вокалом, а в процессе аранжировки подогнал её под Lily Was Here, потому что та была популярна.
В общем, не тянет Тальков на плагиатора. Ну никак не тянет. Да, периодически проскальзывают похожие мотивы, но как однажды сказал Раймонд Паулс: "Чего вы хотите? В музыке всего 12 нот".
В заключение хочу сказать, я не слепой фанат и готов признать множество огрехов за своим прошлым кумиром. Но несмотря на все свои недостатки, Игорь Тальков был действительно талантливым поэтом и композитором, написавшим не один десяток очень хороших песен. И никто не в силах отнять у него эту заслугу.