Ассоциированность цвета и звука. |
Сначала я напомню термины известные всем со школы.
Частота, измеряемая в герцах (Hz), определяет, грубо, сколько раз в секунду происходит колебание. Т.е., если вам удастся постучать по столу со скоростью 4 удара в секунду, то это будет означать, что вы стучите с частотой 4Hz.
Длина волны - это величина обратная частоте и определяет промежуток между колебаниями. Между частотой и длинной волны существует известная всем со взаимосвязь, а именно: частота = скорость/длина волны. Т.е. у колебания с частотой 4 Hz будет длина волны 1/4 = 0.25.
Далее...
Во-первых, каждый монохроматический цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волны
Во-вторых, каждая нота имеет свою частоту
В-третьих, каждая нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Т.е. если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220x2 = 440Hz.
Поднимаясь всё выше и выше по нотам, обнаруживаем, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапозоне от 380 до 740 нанометров (т.е. 405-780 ТераГерц). Таким образом мы сопоставляем ноту определённому цвету. Единственная загвоздка, в том как эти цвета отобразить на дисплее компьютера. Я использовал для этого алгоритм Dan Bruton-а, который использует цветовое замыкание (красный переходит в синий через фиолетовый образуя цветовой круг), насколько это правомерно - не знаю...
Теперь некоторые выводы:
Самым любопытным результатом оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа!!! Следовательно тот факт, что человек привык выделять в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот - это не просто совпадение, а взаимосвязь некоего космического масштаба :-)
Так же хочу заметить, что, например, планеты вращаются вокруг солнца с определённой периодичностью, а значит каждой планете можно также сопоставить свой звук и свой цвет.
Любопытно было бы посмотреть как выглядит гармоничная последовательность аккордов в цветах (их же можно накладывать друг на друга)
Результат вот:
http://www.liveinternet.ru/users/ur001/post57915685/ - мозг)))
****************************************************
Интерсные результаты иследований «Дымшиц и партнеры».
Весь материал можно посмотреть здесь - http://www.p-marketing.ru/publications/applied-mar...umer-durables/press/zvuk-tsvet
Звук и цвет.
Татьяна Пугачева, Михаил Дымшиц, Светлана Кулакова.
...Прежде всего, мы предъявляли именно звуки русского языка. Испытуемые слушали их в записи.
По сравнению с экспериментом А.П.Журавлева, наши результаты содержат информацию не только по гласным звукам, но и по согласным. При этом мы включили в экспериментальный материал и мягкие и твердые согласные звуки, на письме отображаемые одной и той же буквой: к примеру, в словах «ряд» и «рама» участвуют два разных звука, обозначаемые буквой «р», - мягкий [р’] и твердый [р] и их цветовые образы могут оказаться различными.
Каждый звук прослушали 30 испытуемых. Непосредственно после прослушивания им предлагали цветовой круг – круговой цветовой спектр плюс ахроматические оттенки (от черного до белого) (См. рис. 1). На круге испытуемый должен был отметить точку, цвет которой, по его мнению, наилучшим образом соответствует предъявленному ему только что звуку. Таким образом, решались сразу две проблемы: во-первых, испытуемый у нас имел дело напрямую с цветом, а не опосредованно через слово. Во-вторых, мы не вносили в его выбор цвета ограничений: ведь перед ним был не дискретный набор цветов, а все оттенки (хотя и в одной степени насыщенности).
Таким образом, нами были получены результаты, представленные в Таблице 1. В отношении каждого из звуков мы выделяли
· цветовые точки наибольшего соответствия – зоны цветового круга в 5°, на которые приходилось 3 и более выборов респондентов,
· цветовые области наибольшего соответствия – все соседние с точкой наибольшего соответствия зоны, в которых есть выборы испытуемых, объединяются в область.
Как оказалось, для многих звуков такая цветовая точка и область вокруг нее не одна: к примеру, звук [л’] – 5 респонденов видят зеленовато–голубым (»245°), а другие 5 респондентов представляют его звуком глубоко-синего цвета (»305°). Поэтому в Таблице 1 мы приводим все значимые (3 и более респондентов) области для каждого из цветов.
Кроме того, не все звуки, по-видимому, обладают одинаковой выраженностью цветовых ассоциаций. За звуками [р’] и [ё] 11-10 респондентов из 30 признают одну и ту же цветовую область, а вот звуки [с], [ц] и [з’] не обнаруживают больше 4 приверженцев одного мнения.
Подробно рассмотреть какие звуки лучше, а какие хуже ассоциированы с цветом, можно по Таблице 3. Из нее хорошо видно, что «окрашены», в основном, либо сонорные согласные звуки ([р], [н], [м]), либо гласные ([ё], [а], [е]), намного реже взрывные ([б], [б’]). А наиболее размытый, неочевидный цветовой облик у щелевых согласных ([ж], [х’], [з’]) и взрывных согласных ([к’], [т’]).
Таблица 3: Степень ассоциированности звуков с цветом и их фонетические характеристики.
Многие щелевые согласные ([ф], [х]) вызывают у людей ощущения, сходные с ахроматическими оттенками – черным, серым, белым.
В связи с этим возникает вопрос, нет ли связей между фонематическим характеристиками звуков (диезный-простой, глухой-звонкий, прерывный-непрерывный, взрывной/сонорный/щелевой/аффикативный/гласный) и цветом, в который субъективно окрашены эти звуки? Ведь выше мы только что проследили такую связь фонематических характеристик и «четкости» цветового образа.
Однако Таблица 4, в которой звуки представлены по порядку расположения их самых значимых цветовых точек на цветовом круге, показывает, что такой связи не наблюдается.
Таблица 4: Близость цветовых оценок звуков и их фонетические характеристики.
По-видимому, в процессе складывания цветовых ассоциаций звука действовали многие различные механизмы, и тип произношения не был в числе первых из них.
Сопоставить получившиеся в нашем исследовании данные с результатами экспериментов А.П.Журавлева можно по Таблице 2.
Таблица 2. Сопоставление данных по связи звуков и цветов.
По-видимому, в таблице 2 можно проследить, как по мере отклонения от свободной процедуры (от методики 1 к методике 3) ответы испытуемых А.П.Журавлева все в меньшей степени согласуются с данными, описываемыми в этой статье. Из этого мы можем заключить, что изменения в методике позволили восстановить преимущества, которые имела самая свободная из использовавшихся А.П.Журавлевым процедур (и которые были полностью утрачены в ходе двух других), и, в то же время, избегнуть ее недостатков.
Таким образом, в нашем исследовании с применением нового инструментария мы пришли, кроме самого сопоставления звуков и цветов, к некоторым содержательным выводам по теме звуко-цветовой синестезии. Сам по себе материал по сравнению с другими такого рода работами в русскоязычных звуках также расширен - получены данные по согласным звукам.
Расширенные и уточненные результаты представляют интерес как для психологов и лингвистов, работающих в области аудио-визуальной информации, так и для практиков рекламы и СМИ.
Рубрики: | [Art] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |