-Цитатник

новости из жизни мошенников - (0)

КОШМАР,что творят!!! ДОРОГИЕ МОИ! ...вот,только зашла в инет и пряМ "о...

код с Rutube - (0)

Про Rutube и код с него для Лиру Всем здравствуйте...)) Сегодня я подскажу вам, как взят...

парадоксов друг - (0)

Слова, слова, слова - Il Dolce Suono   Сейчас хорошо бы возвратиться к изначальной на...

Брейгель-окулист - (0)

«Притча о слепых» Брейгеля и медицинские диагнозы Почему картину Питера Брейгеля «Притча о слепых...

красиво складывать салфетки - (0)

как складывать салфетки салфетка – плат камчатной или браной ткани для утирки за столо...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в crazy_memories

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мой_цитатник


"Светлана"/"Метель"+"Жених"

Суббота, 28 Июля 2012 г. 21:26 + в цитатник

В пушкинской "Метели" безумство юных любовников, пожелавших под влиянием французской литературы поискать приключений на свою свадьбу, подчёркивается инфернальной метелью.

Это явно навеяно знаменитой "Светланой" Жуковского (как то и видно из эпиграфа).

...Оглянулась... милый к ней
     Простирает руки.
"Радость, свет моих очей,
     Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
     С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
     Храм блестит свечами".
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
     В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
     Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;
     Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
     Вьюга над санями.
Скачут... пусто все вокруг,
     Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
     Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
     "Что ты смолкнул, милый?"
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
     Бледен и унылый. ..

О том , что случилось дальше в самой церкви, поведал в конце повести Бурмин.

...Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" -- "Начинайте, начинайте, батюшка", -- отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", -- сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" -- и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза...

И это, конечно, для тогдашнего читателя, явный отсыл к "Светлане".

...Кони мчатся по буграм;
     Топчут снег глубокий...
Вот в сторонке божий храм
     Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
     Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
     Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
     "Буди взят могилой!"
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
     Бледен и унылый. ..


А следующий поворот сюжета из той же "Светланы" явно использован Пушкиным в "Женихе" (1825) - нечаяннный приход героини в таинственную избу. Да и в обращённом виде - в "Сказке о мёртвой царевне".

Вот примчалися... и вмиг
     Из очей пропали:
Кони, сани и жених
     Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
     Брошена от друга,
В страшных девица местах;
     Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет...
Виден ей в избушке свет:
     Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит...
Дверь шатнулася... скрыпит...
     Тихо растворилась.
 

Рубрики:  искусство/параллели
культурологические параллеи

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку