Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Корреджо
Корреджо (Correggio) (около 1489 - около 1534)
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Настоящее имя Антонио Аллегри (Antonio Allegri). Работал в Парме и Корреджо; испытал влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Доссо Досси. В 1518-1520 годах Корреджо посещал Рим, где обучался тонкостям и духу, уже ставшей классической, живописи великих художников Возрождения. Исполненные поэтического очарования и мягкой грации произведения художника Корреджо знаменуют сложение в рамках ренессансной культуры новых художественных принципов. Игривая легкость и декоративное изящество его росписей в монастыре Сан-Паоло в Парме (около 1520) сменяются экспрессивным динамизмом фресок церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520-1523) и собора (1526-1530) в Парме, сложные ракурсы и вихреобразная композиция которых предвосхищают пространственные эффекты барокко.
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме " Коронование Марии"
На фреске купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста художником Корреджо изображена сцена "Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе"; святой Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. Одиннадцать апостолов расположены своеобразным рядом на облаках. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. В этой росписи Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.
Религиозные картины Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, выделяются грациозностью легких движений и поз, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, изменчивым колоритом (“Мадонна со святым Франциском”, 1514-1515, Картинная галерея, Дрезден). Для усиления эмоционального звучания Корреджо прибегал иногда к эффектам контрастного ночного освещения (“Святая ночь” или “Поклонение пастухов”, около 1530, Картинная галерея, Дрезден).
"Благовещение" фрагмент
Фреска в куполе собора в Парме является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена "Успения Марии" а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается св. Михаил. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых.
В 1524-1526 годах Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками 17 века. Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так картины “Мадонна с миской” (1529-1530, Парма, Национальная галерея); “Святой Иосиф” (Неаполь, Каподимонте);
"Мадонна св. Георгия"
“Мадонна со святым Георгием” (1531-1532, Дрезден, Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен. С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию “Любовные похождения Юпитера”
"Даная"
(“Даная”, Рим, галерея Боргезе; “Ио и Ганимед”, Вена, Музей истории искусства). В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины “Пороки” и “Добродетели” для студио Изабеллы д'Эсте (Париж, Лувр).
"Юпитер и Антиопа"
Гибкостью композиции, утонченным гедонизмом и эротикой отмечены произведения Корреджо на темы античной мифологии (“Юпитер и Антиопа”, 1521-1525, Лувр, Париж; “Леда и лебедь”, около 1530, Картинная галерея, Берлин-Далем).
“Леда и лебедь”
Обучение Амура, 1528
Национальная галерея, Лондон
Юпитер и Ио, 1532
Музей истории искусства, Вена
Аллегория порока, 1525-1530
Музей Лувр, Париж
Рождество Христово, 1530
Картинная галерея, Дрезден
Младенец Христос озаряет картину божественным светом, светом столь ярким, что женщина у его ног принуждена заслонять глаза от этого ослепительного сияния. В картине, асимметрично построенная сцена полна движения. Посох пастуха ведет взгляд зрителя в глубь композиции, направляя его вверх, к ангелам, которые в свою очередь указывают вниз на Младенца. Эта пронизанная трепетом картина типична для позднего стиля Корреджо. Передача движения и драматизм в этом произведении предвосхищают стиль барокко 17 столетия. Более всего известный своими росписями куполов и плафонов церквей, Корреджо стремился создать у зрителя ощущение, что тот созерцает у себя над головой красоту небесную. Одна из величайших работ Антонио Аллегри Корреджо - фреска в куполе церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме, фреска, которая являет ошеломляющую массу кружащихся фигур.
"Благовещение" Общий вид
"Благовещение" Деталь - Ева
"Благовещение" Деталь- апостолы и эфебы
"Мария, поклоняющаяся младенцу" фрагмент
"Мадонна делла Скала" фрагмент
"Мадонна Кампори"
"Мадонна с ангелами"
"Мадонна с Иоанном Крестителем"
"Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем"
"Цыганская мадонна"
"Мадонна св. Иеронима (День), Мария с младенцем, св. Иероним, св. Мария Магдалина, Иоанн Креститель и ангел"
"Магдалина"
"Мария с корзиной"
"Мария, поклоняющаяся младенцу"
"Мученическая смерть четырех святых"
"Мученическая смерть четырех святых" деталь
"Не прикасайся ко мне !(Явление Христа Марии Магдалине)"
"Отдых на пути в Египет со св. Франциском"
"Отдых на пути в Египет со св. Франциском"
"Отдых на пути в Египет"
"Поклонение пастухов" (Ночь)
"Поклонение пастухов" (Ночь), деталь - Мария с младенцем
"Поклонение волхвов"
"Прощание Христа с матерью, Марфой и Марией"
"Рождество Христово со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем, а также спящим Иосифом"
"Святая Екатерина"
"Святая Екатерина Александрийская"
"Св. Иероним и ангел"
"Христос с сестрами Лазаря Марией и Марфой"
"Эссе хомо"
"Благовещение" фрагмент
"Четверо святых св. Петр, св. Марта, св. Мария Магдалина и св. Леонард"
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме." Видение св. Иоанна на Патмосе" общий вид
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме. деталь"Св. Лука, св. Амвросий"
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме. деталь "Св. Якоб младший, св. Фома"
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме. деталь "Св. Симон"
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме. деталь"Св. Варфоломей и св. Матиуш"
Фрески в церкви Сан Джованни Евангелиста в Парме." Св. Иоанн Евангелист"
Фрески в церкви Сан Джованни
"Иоанн Креститель"
"Благовещение". Деталь- ангелы
Потолочная фреска в женском монастыре Сан Паоло в Парме -"Диана в колеснице"
Потолочная фреска в женском монастыре Сан Паоло в Парме, деталь - херувимы
Потолочная фреска в женском монастыре Сан Паоло в Парме, люнет " Плененная Юнона"
Потолочная фреска в женском монастыре Сан Паоло в Парме, люнет "Три грации"
"Похищение Ганимеда"