Наверное, больше чем какая-либо группа, The Doors передают бунтарский дух 60-х. Cвоим одноименным альбомом они взорвали и без того насыщенную новым звуком музыкальную сцену 67-го года. В пик расцвета движения хиппи, во время лозунгов во имя любви и мира The Doors описывали темные стороны смерти, секс, проблемы войны. Помимо талантливого лидера, поэта и певца Джима Моррисона [Jim Morrison], остальные участники группы были одаренными музыкантами: барабанщик Джон Денсмор [John Densmore], клавишник Рей Манзарек [Ray Manzarek] и гитарист Робби Кригер [Robbie Krieger]. И хотя прошло вот уже больше тридцати лет со времени ухода из жизни Джима, всемирная популярность группы не уменьшилась.
Спустя годы, благодаря альбомам группы, Джон Денсмор известен своей яркой, динамичной и элегантной манерой в сочетании с джазовой техникой. Помимо музыкальной карьеры, он еще актер и писатель. В 1990-м году вышла его книга воспоминаний The Doors - Riders on the Storm [издательство Delacorte press]. Это очень личная и местами с душком здорового юмора книга. Работа над книгой, как отзывается о ней автор, была бальзамом для ран прошлого, связанных с потерей друга.
Опиши свой обычный распорядок дня.
JD: Встаю в семь утра, занимаюсь йогой, завтракаю. После работаю над новым романом или делаю необходимые звонки. Я постоянно чем-то занят, пешие прогулки или верхом на лошадке. Сейчас мое основное занятие - помощь певцу Джону Коинману [John Coinman]. Уже спродюссировал несколько демо записей, сыграл барабанные партии. Надеюсь в будущем на полноценный альбом.
В каком стиле проект?
JD: Ну сложно сказать, думаю это рок-н-ролл с дзен-буддистской лирикой. Саунд группы очень знойный, как в пустыне.
Знаю, что ты до сих пор занят делами связанными с The Doors.
JD: Недавно закончили переиздание в формате CD альбома стихов Джима "An American Prayer". Еще сняли видеоклип на одну из песен альбома, который отказались пускать в эфир MTV - USA. И все потому, что работа причислена к разговорному жанру, а им это не подходит. Во всем мире клип был воспринят на ура, но США вообще вне времени как мне кажется.
Как ты думаешь, в современном демократическом обществе Соединенных Штатов осталось место для искусства?
JD: Все внимание страны направлено на права, а искусство далеко не на первом месте. Отнять деньги у детей, стариков и людей искусства для баланса в бюджете - это в духе республиканцев. Тем не менее, у нас все еще делают великолепные вещи, но это вне интересов масс-медиа. Американское MTV и журнал Rolling Stone набрали такую силу, что превратились в корпорации и по большому счету консервативны. У них свой бизнес и они боятся потерять его, так что в борьбе с конкурентами лихо закручивают гайки.
Ты сотрудничал с Кригером и Манзареком на двух альбомах, что вы записали после смерти Моррисона.
JD: Мы не хотели терять нашу сыгранность, и в то же время никто не хотел заменять Джима. Кому достанутся кожаные штаны? Ха ха. Вообщем, Рэй и Робби пытались петь. Во время записи второго альбома возникли музыкальные разногласия, и мы решили, что раз уж потеряли лидера, костяк, то пора расходиться, и у каждого теперь свой путь.
Расскажи о своей работе в театре.
JD: Время от времени играю на барабанах в авангардных театральных постановках. В основном ради общения и самого процесса. Какое-то время постоянно играл в небольшой актерской труппе, руководил которой Тим Роббинс [Tim Robbins], еще до того как его ждал успех.
Моя жена актриса, и, когда ставили пьесу аргентинского драматурга Эдуардо Павловски [Eduardo Pavlovsky], меня пригласили подыграть. А уже когда ставили другую пьесу Павловски, об отношениях между полами, я уже не только играл на ударных, но и составил актерский дуэт с супругой. Она немного играет на барабанах , специально дал несколько уроков.
В каких еще барабанных проектах ты участвовал?
JD: Помимо театра у нас с женой есть еще одно увлекательное дело. Рассказываю. Один мой приятель запустил благотворительную программу по доставке барабанных установок заключенным Луизианской тюрьмы. Ему удалось договориться с тюремной администрацией. Эта идея поразила меня! Я срочно скупил двадцать установок и отправил в Луизиану. А спустя полгода вместе с женой мы ездили в эту тюрьму и весь вечер играли на барабанах, танцевали, плакали и смеялись вместе с заключенными. Это было невероятно! Мы даже хотели снять фильм о нашей программе, показать, что она приносит много пользы, но администрация тюрьмы побоялась привлечения лишнего внимания. Но все равно, мы экранизировали программу, выступления и собираемся показать по телевидению.
Сейчас программа ориентированна на работу вне тюремных стен. Основное направление борьбы с преступностью в обществе - упрятать в тюрьму и подольше не вспоминать о человеке. Мы же помогаем освободившимся получить образование, консультируем по юридическим вопросам. На занятиях я просто показываю простые биты, и после совместных музицицирований мы уже превращаемся в сообщество людей, объединенных любовью к инструменту. Что помогает многим раскрыться с хорошей стороны.
Книга "Riders on the storm" не только о днях проведенных c The Doors, но и твоя личная история переживаний. Ты вел дневник все это время?
JD: Нет, писал все по памяти, на книгу ушли годы работы. Взяться за перо меня сподвинул фильм Оливера Стоуна "The Doors". Я благодарен Оливеру за труд. В ту эпоху он воевал во Вьетнаме, так что фильм это просто фантазия из вьетнамского окопа - какого это быть Джимом. Думаю весь фильм о мучениях, наверное, это близкая тема для Оливера. Меня же больше привлекает начало 60'x, до того декаданс-периода конца десятилетия. На улицах чувствовался привкус надежды на социальные перемены. Мы и вправду думали, что в наших силах изменить мир. Может, это было и наивно, но я уверен, что завоевания движений за гражданские права, права женщин и за мир - ростки семян тех событий.
Я уже устал от людей, у которых 60-е ассоциируются с обдолбанными хиппи. Хотя, конечно, надо признать сами не без греха, чего уж тут говорить. Не буду обелять Джима и других самогубителей. Джерри Гарсия [Jerry Garcia] как пример всего хорошего и плохого в 60-х: он был неподражаем, создавал чудесную атмосферу на концертах, но и не предъявлял демонов зависимости. Так то.
Не знаю ни одного фильма или книги, где было бы показано все изнутри. Существует множество фильмов о войне во Вьетнаме, но события происходившие в это время в стране не менее важны. Мы остановили эту войну! Простые люди остановили войну!
Это я немного ностальгирую по страстям того времени. Но прошлого не вернуть, а спросите меня - "чтобы я изменил, будь такая возможность?", да ничего, потому что тогда я не был бы таким как сейчас, все мы, это продукт нашего опыта.
Вот уже больше 30ти лет прошло со времени выхода первого альбома. А ведь на тот момент группе не было и года.
А я и не в особом восторге от первого альбома. Вот второй [Strange Days] мне нравится куда больше, мы много экспериментировали и атмосфера на студии располагала. До The Doors я изучал джазовую манеру, и все остальные учились играть годами. Джим прочитал уйму книг и обладал поэтическим даром. Когда мы с Реем впервые встретились, мы говорили о Колтрейне [John Coltrane] и Дэвисе [Miles Davis], так что мы быстро сыгрались.
Вот недавно, ходил слушать Элвина Джонса [Elvin Jones], он играл у Колтрейна. Подарил ему свою книгу и сказал - "здесь написано, что вы дали мне руки!". Хехех, я нервничал немного, ведь джаз это форма искусства, а у меня репутация рок-н-ролл музыканта. Но он оценил и был любезен. Э, парень, ты даже не представляешь, как приятно возвращать старые долги, ведь я многому научился у Джонса, скопировал все его штуки. Правда, на альбомах The Doors вы их не услышите, но это моя база, корни, моя техника.
Кстати, о технике, в своей игре ты делаешь большой упор на руки, чем на ноги.
Как у Митча Митчелла [Mitch Mitchell], у меня очень быстрые руки. Как и принято в старой джазовой и би-боп манерах. А вот ноги, конечно, не такие быстрые как могли бы быть. Когда пришел стиль фьюжн, я чуть не сдох - у этих ребят такие быстрые ноги! И вообще, я люблю все эти штуки с бас-барабаном принятые в фанке и стиле фьюжн.
Считаешь ли ты, что твой уникальный стиль игры был оценен во время зенита славы the Doors как и в настоящее время?
Когда люди спрашивают меня, что является причиной непроходящей популярности The Doors, я отвечаю - партии ударных! Ха ха ха. На тот момент номером один в роке был Джинджер Бэйкер [Ginger Baker], настоящий мастер соло, более техничный чем я. Слава Богу, техника это далеко не все. Не знаю, как описать мой стиль, я скорее аккомпониатор, делаю упор на музыкальность.
Я бы еще отметил некий драматизм партий.
Да, люблю драматичные моменты и смену динамики. Этим мне и нравились The Doors. Еще Рэй отмечал, что играть сначала громко, а потом тихо - это наша фишка.
Какую музыку ты теперь слушаешь?
Ох, да все что угодно. Конечно, я не слушаю в больших количествах рэп или там грандж, хотя и отношусь с пониманием. Меня больше интересует этническая музыка народов мира. Прекрасно, когда англоязычные страны слушают музыку на других языках, считаю это оздоровительным процессом. Понять сущность чужой культуры можно и через музыку, не нужно никаких словесных интерпретаций.
У группы не было бас-гитариста, но в твоей книге упоминается, что для студийной работы приглашали сессионного музыканта.
Синтезаторы с хорошим басом тогда еще не придумали, но у Рэя был keyboard bass. Мы посчитали, что этого будет достаточно, бас-гитарист не нужен и это будет еще одним нашим отличием от других групп. Но в студии, на записи, Fender Rhodes piano bass зазвучал не так, как нам бы хотелось. Фактически прописали весь первый альбом на нем, но уже на запись второго и последующих приглашали всевозможных басистов, задачей которых было один в один повторить Рэя.
Ну а как отразилось отсутствие бас-гитариста на игре?
Как барабанщику мне было очень интересно играть не с живым бас-гитаристом, а с левой рукой Рэя - нет дополнительной поддержки ритма еще одним человеком. Так что на мне висела дополнительная нагрузка в сохранении темпа. Когда Рэй солировал правой рукой, он иногда ускорялся из-за необходимости держать партию баса в левой. Конечно, будь у нас бас-гитарист добавились бы новые линии, заполнения. Но с другой стороны, все это пространство досталось мне, и я заполнял его перкуссией, подчеркивал акценты в пении Джима.
Ты сам настраивал барабаны?
Я играю на барабанах еще с маршевого бэнда начальной школы. Что и послужило мне хорошей основой. С годами пришел к уникальному звучанию установки. Мне нравятся слабо натянутые пластики, с гулкой, неряшливой окраской, если послушать звук на "Hello i love you", вы поймете, о чем я. Поэтому, поставив новый пластик, приходится ждать несколько недель, прежде чем уйдет это ровное звучание, и появится звук какой мне нужен.
Американские барабанщики часто поминают добрым словом школьные маршевые бэнды.
Бытует стериотип, что музыка маршевых бэндов слишком уж прямолинейная, военноподобная, и это правда. Но игра в ансамбле из сорока человек научила меня умению слышать каждый инструмент.
А началось все с моей любви к джазу. У меня была возможность видеть многих великих джазменов в деле. Уже позже, со временем полюбил рок, блюз, но начинал я с джаза!
На какой установке ты играл?
Поначалу это была Gretsch, после долгое время играл на Ludwig. А сейчас у меня Pearl с малым барабаном Ludwig.
А сохранилась первая студийная установка?
Нет, но жив еще малый барабан и напольный том, на которых записывался первый альбом. Где-то дома валяются или отдал в Hard Rock Hotel в Вегасе, не помню уже. Ха ха ха.
Хех, ладно, вернемся к творчеству. Песня "L.A. Woman", записанная вживую, наполнена сменами темпа и общей структуры.
Спасибо, основа предполагалась блюзовая, но при этом у нас был ворох интересных ритмов.
А это правда, что Моррисон во время записи пел в другой комнате?
Да он вообще был в ванной. Надо заметить, предыдущие альбомы имели куда более четкую структуру, чем этот. Первый альбом писался вживую, затем наступил период, когда мы устали делать альбомы по подобию "Sergant Pepper", а на записи последнего альбома отказались от технологий и вернулись к 8-ми канальной записи. 16-ти канальную использовали на предыдущем альбоме "Morrison Hotel". Но "L.A. Woman" специально записывался вживую в репетиционной комнате, чтобы мы чувствовали себя расслаблено в привычной обстановке, и результат получился живой, с чувством и сырым звучанием как нам и хотелось.
В книге ты пишешь, что твои любимые работы это "Strange Days" и "L.A. Woman". А менее любимые?
Думаю это "Waiting for the Sun". Джим был только в начале своего падения, а у меня из-за этого случился нервный срыв. Я чуть не покинул группу. Мне нравилось заниматься музыкой, но Джим просто губил себя. На сцене он был великолепен, но именно с этого альбома он крепко запил. В книге я привожу слова многих очевидцев - Джим был алкоголиком, больным человеком.
Существует ли вероятность воссоединения группы?
Было бы здорово сделать инструментальный альбом. Может как саундтрек к фильму, ведь мы всегда писали музыку на слова Джима, и нам не составит труда написать и для картинки. Но это только идея в моей голове. Может в ближайшее время, не знаю.