ПЕРОВ ВАСИЛИИ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1833-1882) русский художник
Имя этого художника занимает достойное место в истории русской культуры. Его картины являются образцом не только блестящего живописного мастерства, но и глубокой драматургии. Они всегда обращены к сердцу, поэтому во все времена остаются современными.
Перов пришел в искусство вслед за такими известными русскими художниками, как Венецианов и Федотов, которые открыли в живописи поэзию крестьянского труда и положили начало русскому сатирическому жанру. Перов продолжил их искания, став основателем жанровой реалистической живописи и своим творчеством заложив традиции, которые потом развили художники-передвижники.
Будущий художник родился в Нижегородской губернии и был внебрачным .сыном губернского чиновника. Фамилию «Перов» придумал мальчику сельский дьячок, который обучал его грамоте. Мальчик был на удивление смышленым и ловко владел гусиным пером, поэтому дьячок не стал долго ломать голову и назвал его Перовым.
Он не только хорошо писал — у него рано обнаружились способности к рисованию, поэтому он оказался в Школе живописи, которая находилась в расположенном неподалеку от их села Арзамасе. Здесь Перов получил начальное художественное образование, потом отправился в Москву и поступил учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Ему пришлось нелегко в чужом городе без родных, без связей и без средств к существованию. Нередко приходилось голодать, скитаться, ночевать где придется. Однако живопись уже полностью захватила Перова, и все заработанные нелегким трудом деньги он тратил на кисти и краски.
Первые же крупные картины «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» принесли художнику известность. Хотя сразу же возникли и проблемы, поскольку в картинах молодого живописца власти обнаружили опасный критический настрой и даже издевательство над существующим порядком вещей. В них действительно отражалась реальная жизнь такой, какой она была на самом деле.
Дошло до того, что показанную на выставке картину «Крестный ход» убрали, а Третьякову, который купил ее, предложили спрятать ее подальше, «впредь не выставлять и не воспроизводить в печати».
Художник в это время собирался в заграничную поездку в Италию, но, как писал один из его друзей Третьякову, «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий...». Однако грозное предупреждение не подействовало, и, вместо того, чтобы перейти к парадным картинам, он написал другое, не менее острое полотно, с явно выраженным сатирическим подтекстом: «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»
Подмосковные Мытищи, которые располагаются по дороге в Гроице-Сергиеву лавру, когда-то славились своей родниковой водой. Здесь не только останавливались по пути на богомолье, но и приезжали любители «самоварной утехи», чтобы отведать изумительный но вкусу чай. Вот и на этой картине художник изобразил важного служителя церкви, который наслаждается мытищинским родниковым чаем в тени развесистого дерева. Рядом со столом стоит нищий солдат-калека. Где-то на полях сражений он потерял ногу и теперь вынужден побираться, чтобы не умереть с голоду. К его шинели приколота медаль, и солдат униженно тянет руку за подаянием. Мальчонка-поводырь даже и руку не смеет протянуть, боится служанки, которая в раздражении гонит нищих прочь. На фоне этой человеческой трагедии особенно выделяется самодовольное румяное лицо священнослужителя. Он закрыл глаза и даже не хочет смотреть на нищих.
С каждой картиной Перова связана своя история, и каждую из них можно читать как увлекательный и в то же время грустный рассказ. Это не удивительно, поскольку он был и превосходным писателем. Перов даже издавал свои рассказы, и о них с похвалой отзывались А.Островский и Ф.Достоевский.
Может быть, поэтому каждое его живописное полотно, словно рассказ или повесть, имеет свой сюжет и глубокую драматургию. Взять хотя бы картину Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», которая, как и многие другие картины живописца, висит в одном из залов Третьяковской галереи. Здесь ясно прослеживается нелегкая судьба молодой девушки из благородной обнищавшей семьи, которая вынуждена наниматься на работу в купеческий дом. Сразу видно, что жизнь здесь ей предстоит нелегкая, полная унижений. Хозя-
ин-купец оглядывает девушку, как будто приобретает товар для своей лавки. Его розовощекий сын смотрит на нее победно и снисходительно, на лицах челяди тоже проглядывают разные чувства — от любопытства до сочувствия. Казалось бы, больше па картине ничего не происходит, но изображение на ней сделано так конкретно и точно, что рамки картины как бы раздвигаются и за ними просматриваются будущие события.
С особым чувством Перов изображал на своих картинах детей. Они у него всегда грустные, а если безмятежные, то только во сне, как, например, на картине «Спящие дети»
Собственная нелегкая судьба воспитала у художника особое чутье к страданиям чужих людей, а сюжеты он брал из жизни.
Такая же интересная, но печальная история связана с известной картиной Перова «Тройка».
Художник изобразил на ней бытовую сценку; трое детей — два мальчика и девочка — везут на санях обледенелую бочку с водой. У среднего, старшего мальчика во рту щербинка, какую просто так не придумаешь. Бочка тяжелая, и мальчик дышит, приоткрыв рот, в котором не хватает несколько верхних зубов. Об этой картине сохранился рассказ самого художника.
Однажды у Тверской заставы он повстречал старушку с мальчиком, который привлек к себе внимание художника. Он позвал их к себе в мастерскую, показал начатую картину и едва уговорил женщину, которая оказалась матерью Васи, чтобы она разрешила мальчику позировать ему. Пока Перов работал, женщина рассказала ему о своей тяжелой жизни и о том, что Вася — ее единственная отрада и утешение. Перов заплатил мальчику за работу и даже дал сверх того.
Картина уже была закончена, ее купил Третьяков. Но в один из дней на пороге дома художника появилась та самая старушка, мать Васи, еще более потерянная и несчастная. Оказалось, что ее сын заболел и умер, и женщина, продав все, что имела, пришла к художнику, чтобы купить картину с его изображением.
Перов обещал женщине написать новый портрет Васи и выслать ей в деревню. Спустя немного времени он сдержал свое обещание.
По свидетельству современников, Перов жил и писал сердцем. Очевидно, поэтому его так любили ученики, которым он передавал не только свое мастерство, но и огромный талант любви к людям. Долгое время Перов преподавал в своем родном Училище живописи, ваяния и зодчества и был общепризнанным любимцем молодых художников. Один из учеников профессора Перова М.Нестеров писал позже: «Он оставил в учениках свое искусство, а в нем свое сердце».
В Московской, школе живописи... все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, восторженными, его учениками.
Он был истинным поэтом скорби,... Переживая лучшие свои создания сердцем, он, не мог не волновать сердца других... почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исторических драмах...
М. Нестеров
Кто не помнит [...] картин [...] Якоби [...], Журавлева [...], Максимова [...], Соломаткина [...], Перова и... много других. От этих небольших картинок веяло такой свежестью, новизной и, главное, - поразительной, реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни. Да, это был истинный расцвет русского искусства! Это был первый расцвет национального русского искусства.
И. Репин
После него (Перова.— Ред.) осталась целая галерея таких портретов, которые принадлежат к числу самых крупных его произведений и вместе — к числу значительнейших созданий всей вообще русской школы. [...] портреты купца Камынина, Погодина, Достоевского, Даля, Писемского, Островского, Аполлона Майкова, Безсоно-ва...— истинно великие создания...
Перов... начал своими картинами проповедь нового искусства... он был полон негодования на то, что видел [...], его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят, не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия.
Главные чер гы [...} обоих художников, и Перова, и Мусоргского, это была •— народность и реальность..., здесь лежала вся их сила и талант...
В. Стасов
Жаль, что Вы не видели еще портретов Перова, некоторые (особенно Достоевского [...]) отличны.
И. Тургенев
Искусство Василия Григорьевича Перова — искусство страстное, искусство обличающее. В жанровых картинах он критиковал существовавший общественный строй, иногда доводя образ до гротеска. В этом сила и цельность мастера: живопись, композицию и рисунок картин Перов подчинял заострению содержания.
Когда я бываю в Третьяковской галерее, где хранится лучшее и самое полное собрание произведений Перова, то не могу пройти равнодушно мимо его работ. Естественно, у каждого зрителя, а тем более зрителя профессионального, есть любимые полотна. В зале Перова я всегда подолгу рассматриваю их, каждый раз открывая все новые достоинства.
Небольшая картина «Учитель рисования», казалось бы, очень проста, по сколько в ней глубокого психологического содержания. Вся нелегкая жизнь пожилого человека, человека, очевидно, когда-то мечтавшего стать большим художником, как бы проходит перед зрителем. Учитель рисования проводит очередной урок. Показывая ученикам которых мы не видим на полотне, пособие по рисованию, пожилой человек задумался. В его глазах столько грусти и раздумий о своей жизни и нелегкой судьбе, что зритель невольно переживает его трагедию. Это написано так убедительно и точно, что поража-
ешься мастерству автора.
А портрет Достоевского! Я уверен, что это и лучший портрет, созданный Перовым, и лучший портрет Ф. Достоевского, и что его можно поставить в один ряд с лучшими портретами XIX века. Написанный с натуры, он перерастает в обобщенный образ гениального писателя России. Сложнейшие думы о судьбах человеческих переданы во взгляде Достоевского. А как написаны нервные руки, сомкнутые на коленях. Они не менее выразительны и портретны, чем лицо писателя. Образ Достоевского — вершина творчества Перова в портретном жанре.
И все же самая дорогая для меня картина Перова — «Последний кабак у заставы». Я сам пейзажист, люблю пейзажные работы классиков русской и мировой живописи. Может быть, поэтому мне дорог этот небольшой шедевр. Картина Перова, правда, не «чистый пейзаж», как принято говорить у нас о полотне, где изображена только природа. Это жанровая картина, по все-таки пейзаж определяет самую ее суть. Картина очень поэтична, но в поэтической форме выражены такое горе и. трагизм крестьянской жизни, что невозможно равнодушно смотреть на холст, не ощутить переданное в нем настроение. Холодное лимонно-золоти-стое небо к горизонту сгущается до почти красноватых оттенков. На фоне неба темным силуэтом написаны дома; плотен утоптанный снег. Две лошаденки, гривы и хвосты которых сечет холодный зимний ветер, женщина в розвальнях, закутанная в тряпье, собака-дворняжка, прижавшаяся к саням, да несколько тускло светящихся окон последнего кабака у заставы — вот, собственно, и все, что изображено на полотне. Но с каким мастерством, с каким душевным трепетом написана эта картина. Увидев ее раз, не забудешь никогда.
Вклад Перова в развитие русской жанровой живописи неоценим. От выставки к выставке росло мастерство Перова-жанриста, жанриста-обличителя, жанриста-гражданина. Но не менее ценный вклад внес он в развитие отечественного искусства как профессор Московской школы живописи. Он вел жанровый класс и воспитал целую плеяду замечательных художников. Рябушкин, С. Коровин, Нестеров и многие, многие другие мастера вспоминали о Перове, своем учителе, как о прекрасном, строгом наставнике и педагоге. Нестеров в воспоминаниях «Давние дни» прекрасно воссоздал ту атмосферу, то творческое горение, которые царили в мастерской, руководимой Перовым.
Нам, советским художникам, искусство Перова дорого как искусство страстное, искусство высокого гражданского накала. Перов в своих произведениях никогда не был равнодушным к явлениям, которые изображал. Следовать его гражданским, этическим и эстетическим заветам —- вот наша задача.
г. Ленинград Ю. Подлясский
Взгляд его был зорок и мудр. Он видел тяготы народные, горести, бесправие. Он видел человеческие слабости- и пороки от смешных и безобидных до по-животному бесчеловечных. Он беспощадно обличал строй, угнетавший парод. По он и воспевал духовную мощь русского человека, его глубину, благородную силу (портреты Достоевского, Островского. Даля) как залог будущего, достойного великого народа.
Можно спорить о чисто живописных качествах его полотен. Однако средств изобразительного языка, пусть аскетично скупых, хватило ему для образного и проникновенно достоверного показа необычайно широкого слои русской действительности. Весь интерес Перова-художника направлен на человека.
Перов писал картины, можно сказать, с научной конкретностью. Его персонажи отнесены к тем или иным слоям общества с точностью социолога. Их одежда, окружающая обстановка, подробности быта изображены с достоверностью и дотошностью этнографа. По это, аналитическая, изучающая зоркость — не сухая бесстрастность классификатора и не только особенность его зрения и, ума. В этом Пе-ров-гумаиист, которому дорог и безгранично интересен человек и его жизнь — вся, до мелочей житейских будней.
Искусство Перова •— искусство полноценное, большое, человечное. В нем боль и радость, любовь к народу, к России, неподдельные, выстраданные, пережитые. В нем то понимание искусства, которое составляет суть великой русской традиции. Принципиальность его жизненной позиции, искренность, правдивость, благородство служения своим искусством народу, делает сопоставление с ним особенно разоблачительным для произведений неискренних и легкодумных.
Выдающийся художник-реалист, замечательный педагог, талантливый литератор, Перов — один из создателей той русской культуры, которая является неотъемлемой составной частью нашей нынешней духовной жизни.
Г. Незпайкин
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.