-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в COMTESSE_LOMIANI

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2011
Записей: 2425
Комментариев: 122
Написано: 2601


про рубахи

Суббота, 28 Апреля 2012 г. 10:58 + в цитатник
Александра Нагирнер
ПРО РУБАШКУ
Оглавление
Оглавление 1
Плацентарность_ 2
Неуязвимость_ 3
Обнажённость_ 3
Социальность_ 4
Об этимологии_ 4
Прагматическое применение символических смыслов_ 4
Доля 4
Переход 5
Принадлежность 5
Сюжеты_ 6
Современные анекдоты и афоризмы (с www.anekdot.ru) 7
«Эпидемиология» рубахи в современных анекдотах 7
Смыслы_ 8
Рубашка как материнский оберег 8
Роль жены (женщины) относительно рубашки_ 8
Свадебные и эротические сюжеты с рубашкой_ 8
Состояние рубашки: социальное и эмоциональное лицо_ 8
Цветовые коннотации_ 9
Страшилки и Смирительная рубашка 9
Заключение 9
Приложения_ 11
Этимология: у Фасмера (2) 11
Word: руб, 11
Word: руба́ха, 11
Word: руз 11
Word: соро́чка, 11
Словарь украïнскоï мови (4) 12
Словарь русского языка XI-XVII вв (3) 12
Владимир Даль (1) 13
РУБАХА_ 13
РУБИТЬ_ 14
Пословицы русского народа (15, 16) 15
Загадки (15) 16
Присказки (15) 16
Докучная сказка (15) 17
Околоплодный пузырь на Балканах (9) 17
Из справочника (24) 18
Рубашка 18
Рубаха 18
Одежда 19
Сюжеты_ 21
Из «Роли мифических существ в славянских сказках»_ 21
Из Указателя сюжетов 21
Чудо-рубашка – Народная сказка 22
Царь и рубашка – Л. Толстой_ 23
Анекдоты с www.anekdot.ru_ 24
Страшилки_ 24
Свадебное 24
Социальное лицо – состояние рубашки_ 25
Социальное лицо – цвет рубашки_ 26
Рубашка- материнский оберег 27
Роль жены (женщины) относительно рубашки_ 27
Смирительная рубашка 28
Афоризмы и цитаты с www.anekdot.ru_ 28
Женская роль 28
Эротическое 29
Социальный облик 29
Парадоксальное 29
Философское 29
Использованные ресурсы и литература_ 30

Плацентарность
С классической психоаналитической точки зрения рубашка может символизировать
психологическую плаценту: защищённость, неуязвимость, и также претворение в
жизнь принципа удовольствия – пребывание в фантазийной реальности, идею
собственного всемогущества.
Чтобы не впасть в вульгарный психоанализ, необходимо помнить, что не печка или
нож символизируют матку или фаллос, а скорее печка, как и матка, на глубинном
уровне нашей психики означают женскую креативность, а фаллос или нож, и все тому
подобные предметы, – мужскую.
Так и в случае с рубашкой. Психологическая плацента – это залог материнской
любви и защиты, основа для формирования базового доверия к миру. Это очень
интимная область, практически тело, но всё же не само тело, и на этом «почти»
построены многие сюжеты, оно даёт возможность подмены. Можно «снять рубашку»,
отделить её от себя, поменять. Однако аутоагрессия традиционно проявляется в
виде разрывания на себе рубашки, то есть в таком случае она воспринимается не
как объектный предмет – принадлежность другого, а как часть собственного «я»
индивида. Не случайно, что в коллективном сознании (это видно даже из
поверхностного анализа современных анекдотов) присутствует не только сюжет о
рубашке «сшитой матерью», то есть плаценте как таковой, но и сюжет о том, что
жена должна «погладить (пришить пуговицу, постирать) рубашку» мужа. То есть
каким-то образом обновлять и поддерживать плаценту, то есть защиту и доверие к
миру, полученную от матери. Характерно, что в анекдотах (да и в жизни тоже) в
том, чтобы ему жена «погладила» рубашку-плаценту, нуждается брутальный, незрелый
мужчина, застрявший в своём развитии на фаллической стадии, не обретший зрелой
генитальности и истинной мужественности, нарочито демонстрирующий свою
«маскулинность». Оно и понятно, кто как не он нуждается в укреплении своей
психологической плаценты, в повышении уверенности в себе.
Есть ещё такой сюжет, что попав в чужую «рубашку» мы подвергаемся опасности,
потому как имеем дело со злой, враждебной матерью. В современном психоанализе
используется такой термин «злая плацента» - ощущение тотальной опасности,
ощущение полного отторжения со стороны матери. Согласно теории о стадиях
психо-сексуального развития, младенец не способен установить ни малейшего
синтеза бинарных оппозиций – то есть он способен воспринимать мир либо как
абсолютно дружественный (вернее, подчиняющийся полностью его воле), либо как
абсолютно враждебный, причём по его мнению это два разных мира.
Неуязвимость
Как только что упоминалось, если на нас надета «правильная», дружественная
материнская рубашка, то можно регрессировать во внутриутробное состояние.
Разумеется, это не предлагается делать реальным людям, но вот, например, герои
сказок этим занимаются нередко. Истинная материнская рубашка делает героя
неуязвимым.
Обнажённость
I
Данте да Майяно — к стихотворцам
Не откажи, премудрый, сделай милость,
на этот сон вниманье обрати.
Узнай, что мне красавица приснилась —
та, что у сердца в пребольшой чести.
С густым венком в руках она явилась,
желая в дар венок преподнести,
и вдруг на мне рубашка очутилась
с её плеча — я убежден почти.
Тут я пришел в такое состоянье,
что начал даму страстно обнимать,
ей в удовольствие — по всем приметам.
Я целовал её. Храню молчанье
о прочем, как поклялся ей. И мать
покойная моя была при этом.
II
Данте Алигьери — к Данте да Майяно
Передо мной достойный ум явив,
Способны вы постичь виденье сами,
но, как могу, откликнусь на призыв,
изложенный изящными словами.
В подарке знак любви предположив
к прекраснейшей и благородной даме,
любви, чей не всегда исход счастлив,
надеюсь я — сойдусь во мненьях с вами.
Рубашка дамы означать должна,
как я считаю, как считаем оба,
что вас в ответ возлюбит и она.
А то, что эта странная особа
с покойницей была, а не одна,
должно бы означать любовь до гроба.
Данте Алигьери “Малые произведения”
З. Фрейд в своих работах «Толкование Сновидений» и «Введение в психоанализ»
отмечает, что состояния «голый» - «одетый» нередко взаимно символизируют друг
друга. Так, когда одна из его пациенток увидела себя во сне идущей по улице
будучи одетой в рубашку, анализ этого сновидения показал, что латентный (не
прошедший цензуру, в отличие от манифестного) смысл этого образа следовало
трактовать как раз как то, что она видит себя голой. И наоборот, добавляет
Фрейд, если пациент видит себя во сне голым, это может символизировать его
ощущение о том, что на нём странная одежда.
Социальность
Нередко рубашка выступает как бы в качестве второго лица субъекта, демонстрируя
его социальный статус, состояние в данный момент – именно относительно норм
общества, - и принадлежность к той или иной группе. В определённом смысле рубаху
можно уподобить коже. Вспоминаются и Маяковский в жёлтой рубахе, и
чёрнорубашечники. Подробнее эти её свойства будут рассмотрены ниже в
соответствующих разделах.
Об этимологии
Видимо, без специального образования не стоит и пытаться вдаваться в этимологию
глубоко. Достаточно отметить, что у слова «рубашка», «рубаха» корень «руб», тот
же, что и в «рубить», «рубец», «рубеж». Что означает грубую ткань, иногда
лохмотья, тонкую ткань (4), кусок ткани, лоскут (3), край, кайму, недостоверно
возводится в краю щита (2). Также одно из значений слово «рубашка», «сорочка» -
плацента, если она не выходит вместе с последом, а в ней самой рождается
младенец.
Прагматическое применение символических смыслов[1]
Рубашка, как оболочка для сущности и в то же время как выставляемая наружу
поверхность, обозначает одновременно обе эти возможности. Это и суть
принадлежности человека – его «доля», его запас счастья, и репрезентация
человека вовне и, соответственно, у рубашки также имеются защитные функции, она
подобна коже – части существа, предназначение у которой – сохранять другие
части.
Доля
В русских и других славянских поверьях нередко всякая нечисть выпрашивает (или
обижается на отсутствие у себя) у людей себе одежду – чаще рубашку и штаны. То
есть рубашка – это то, что отличает людей от нечисти. Это связано с фактом места
человека в социуме и отсутствием такового у нечисти. С наличием и отсутствием
«человеческой доли».
«Противоположные» рекомендации: «у кого умре дитя на Русальной неделе, бабы
вывешивают на Розыгры пуд хату кошулю, сорочку, сподницу» (ПМ-С, Могулищи)
И на Русальной неделе нельзя стирать и вешать белье, - «русалка придёт и ножками
запачкает» (ПМ-С Заозёрная), нельзя сушить и выбеливать холсты, «бо русалка
нассé» (ПА Поворск) (19)
Не совсем понятно почему они противоположны по мнению автора (19), ведь тот, у
кого умер ребёнок, вывешивает для него или вообще для русалок сорочку – видимо,
как раз для того, чтобы те с ней что-то сделали..
Также рубашка несёт в себе смысл изобилия, множественности, продуцирующего
начала: во многих сюжетах, в частности, когда Полесская ведьма отбирает у коров
молоко, она волочит её по лугу, собирая в рубашку (или подол) росу, а потом эта
роса превращается в молоко.
Переход
Рубаха – это и элемент перехода, своеобразный скафандр, или капсула для
транспортировки. В ней рождается младенец как пришелец из мира неродившихся
детей, в ней же и отправляют умершего в его путешествие в мир иной. (О женской
«смертной» рубахе (21)[2]).
«Когда украинцы Екатеринославской губернии одевают покойника перед тем, как
положить его в гроб, они выпускают ему рубаху поверх штанов, если умерший –
женатый или вдовец, и заправляют её в штаны, если умерший был холост» (14
стр.227)
Характеристики рубахи должны отвечать её ответственному предназначению.
Важно и время изготовления рубахи – если её делать в специальное, «чистое» и
ассоциирующееся с пороговыми состояниями, время, то она адекватно будет служить
и для переправы покойника («смертная рубаха»).
…сакральным занятием представлялось и ткачество. Наиболее благоприятным для него
временем считался Великий пост. Согласно поверьям, всё приготовленное в эти дни,
будет тонким и ровным.(21 стр.106)
Напротив, пренебрежение этим правилом может иметь нехорошие последствия:
Может стать вампиром: если …похоронили в одежде из ткани, вытканной в «нечистое»
и опасное время, младенец, родившийся в «сорочке» (19)
Аналогично осмыслялась и вышивка. Выполненная накануне пасхальной, ивановской,
петровской заутрени, то есть в дни, отмеченные тем или иным знаком перехода
(«порога»), она обладает особой магической силой:
Как которая рубашечка
По три ночки была шитая,
По три ночки была строчена:
Перва ноченька – Христовская,
А друга ноченька – Петровская,
Третья ноченька – Ивановская.[3](21 стр.107)
Момент зимнего солнцестояния является переходным временем, когда «нарождается»
весь грядущий цикл солнечного года, поэтому важно пронести через этот переходный
период плодородную способность:
На рождество не надевай чистой рубахи, разве обновишь суровую, а то жди неурожая. (15)Принадлежность
Рубашка настолько связана со своим хозяином, что может его обозначать.
Если ты бегала к парню, а он не взял, надо сделать чтобы он сох, сох да так и
иссох, никому не понадобился. Взять его рубашку немытую, чтобы пот был. В лесу
найдешь - скрипит где-то дерево. И под скрипучее дерево зарой.
Как это дерево скрипит, так и он бы скрипел. (Вятский
фольклор)
Или такое:
Сделать невстаниху:
Берут нитку из покрывала мертвеца, влагают ее в иглу, которую и вдевают в подол
рубашки известной женщины: пока эта игла не вынута, то мужчине ничего нельзя с
нею сделать, ежели же ее найдут, то не вынимают, а раздирают рубашку, а лоскутья
жгут.
(видимо, потому что мертвец лежит, и встать не может..)
А здесь рубаха выступает тоже не только как защита, которая должна быть прочной,
но и как неотъемлемая часть человека, в одном ряду с «телом» и «грудью»:
(Заговор ратного человека, идущего на войну) (22)
будь твоё тело крепче камня, рубаха крепче железа, грудь крепче камня Алатыря..
Также рубашка создаёт дополнительные узы:
Новорожденного принять в отцовскую рубаху, чтоб отец любил, и положить на косматый тулуп, чтоб был богат. (15)Если рубашку, в которой крещено первое дитя, надевать по очереди на всех последующих, то все полюбят друг друга (белорусск.). (15)Связь эта, конечно, не только с телом, но по большей части с душою:
Кто спит с застегнутым воротом рубашки, успит свою душу. (15)Можно и узнать будущее:Вдевают нитку, держа иглу вниз ушком, втыкают в рубашку и ложатся спать: сон скажет, быть ли замужем. (15)
Сюжеты
В различных сюжетах рубашка фигурирует в нескольких традиционных ипостасях.
· ...А Израиль любил Иосифа из всех своих сыновей ... и сделал ему
полосатую рубашку ... И вот, когда пришел Иосиф к своим братьям, да и сорвали с
него его рубашку, рубашку полосатую, что на нем. И взяли его, и кинули в яму, в
колодец пустой, и нет в нем воды ... И взяли рубашку Иосифову и зарезали козла и
намочили рубашку в крови. И послали эту полосатую рубашку их отцу, говоря: вот,
нашли мы, узнай пожалуйста, не твоего ли сына эта рубашка? И он узнал ее...
Быт. 37:3,23-24,31-33
В приведённой цитате рубашка выступает как отличительный знак, данный отцом
(ближневосточная культура обычно трактуется как мужская, поэтому тут рубашка
может вызывать несколько иные ассоциации, равно как и её полосатость – не
позорный знак, а напротив, отличительный). Вероятно, рубашка входит в комплекс
предметов, вызывающих у братьев ревность к Иосифу по отношению к отцовской
любви. В результате истории она выступает как кожа, как символ общего состояния
Иосифа, то есть как фетиш (часть, деталь одежды, символизирующая её обладателя
целиком).
Вернёмся в Россию. Указатель сказочных сюжетов выдаёт следующие сюжеты в ответ
на запрос о рубашке:
· …герой или героиня приходят к Яге сами, по той или иной надобности
("матушка послала попросить иголку и нитку - мне рубашку сшить").
Баба-Яга – яркий образец символической фаллической праматери (26, 27) – женского
первоначала, обладающего мужской креативностью. Женской креативности
недостаточно для того, чтобы герой получил защиту-рубашку, и его «матушка
посылает в Бабе-Яге».
· св. Петр, сопровождая Христа в его странствованиях по земле, крадет
рубашку; Христос говорит, что Петр сделал доброе дело; эту рубашку не могли
разделить между собой при дележе наследства два богатых брата, теперь они
мирятся.
Редкий сюжет. Вероятно, рубашка выступает в качестве «доли».
· Неверная жена: завладевает чудесной рубашкой (огнивом, мечом и т. п.)
мужа и передает любовнику; после превращений в коня, дерево, селезня муж убивает
жену, любовника и женится на своей помощнице.
Этот же сюжет присутствует в приведённой в Приложении сказке «Чудо-рубашка» из
сборника Афанасьева. Это и «доля», и творческий потенциал, и обязательный
элемент инициации, взросления.
· Незнайка: царевич изгнан мачехой; по совету коня надевает рубище и на
вопросы отвечает "не знаю"; поступает садовником к царю, царевна его привечает;
тайно он трижды избавляет царя от врагов; о его подвигах узнают, и он женится на
царевне.
Тут рубище выступает как маскировка своей доли – садовник, «не знаю», и в то же
время как своего рода печать избранности – тайна, подвиги, принадлежность к
царскому роду, исход всей ситуации. Если рассматривать аналитическую символику
такого сюжета, то налицо регресс (вероятней всего, на латентную стадию развития
либидо) – поскольку герой отрекается от прежде приобретённых «знаний» и
«статуса». Своеобразным маркером этого психического регресса служит рубище,
возможно, указывающее на движение в направлении материнского лона.
· Авторская сказка Льва Толстого (см. Приложение)
На то она и авторская, и, скорее всего, представляет из себя «сказку-мутанта»
(27). То есть, не несёт ни инициационного ни ритуального смысла, вернее,
подменяет его, бывший в народном прототипе, на надуманный смысл, который,
взаимодействуя с бессознательным сказуемого, способствует его фиксации на
травматическом опыте, а не преодолению его. Ведь в этой сказке, пустившись на
поиски счастливой доли, царь обнаруживает, что её не существует под этим
солнцем, а единственный человек, свободный от невроза, не был рождён женщиной
(не имеет рубашки), то есть, собственно говоря, и не человек. Получается
безысходность, и тот, кому рассказывается сказка («сказуемый») так и остаётся ни
с чем, идентифицировавшись с больным царём и без надежды на выздоровление..
В традиционной культуре существовало множество бытовых и ритуальных предписаний
на разные случаи жизни. Понятие «рубашка» было многогранным и с ним был связан
целый комплекс символики. Ныне эта символика людям, не занимающимся этнографией,
по большей части не знакома. Однако, в детстве нам, всё же рассказывают сказки,
символика которых считывается нашим бессознательным. Для выявления места
«рубашки» в современном русскоязычном «общем» (чтобы избежать юнгианской
терминологии) бессознательном самым быстрым и «дешёвым» способом является анализ
юмора.
Современные анекдоты и афоризмы (с www.anekdot.ru)
«Эпидемиология» рубахи в современных анекдотах
Сайт существует с 8 ноября 1995 года (кажется), выпуски анекдотов и афоризмов ежедневные, в каждом выпуске примерно по 10 афоризмов и по 30 анекдотов (рассматривались группы: «анекдоты», и «читательских анекдотов» - а «повторные анекдоты» не рассматривались). То есть на момент исследования (февраль 2005) состоялось приблизительно 3300 выпусков анекдотов и афоризмов (в дни траура выпуска анекдотов не бывает), всего около 33000 афоризмов и 99000 анекдотов. В таблице приведены абсолютная встречаемость и частота встречаемости искомых слов. (на сайте есть автоматическая система поиска по ключевому слову) Всего в афоризмах и анекдотахв афоризмах и цитатах В анекдотах
Всего (абс/част)Абсолютное количествочастотаВсего в афоризмах (абс/част)Абсолютное количествочастотаВсего в анекдотах (абс/част)
«рубашка»435 раз / 0.003260 раз0.001869 раз / 0.0020305 раз0.0030366 раз / 0.0036
«рубаха»9 раз0.000361 раз0.0006

Эта оценка носит приблизительный характер, но показывает, что в трёх промилях современных русскоязычных анекдотах так или иначе фигурирует рубашка или рубаха. То есть это слово в современном фольклоре не то чтобы очень широко употребимое, но и не экзотическое. Дальнейшие статистические изыскания в задачи данной работы не входят, поэтому и не будут приведены.В соответствующем разделе Приложения приведены наиболее типичные примеры анекдотов и афоризмов, в которых употребляется слово «рубаха» или «рубашка». Они разбиты на условные группы по качеству употребления этого слова. В параграфе «Смыслы» даны комментарии и выводы.Смыслы
Найденные анекдоты и афоризмы были рассортированы по группам, которые приведены
в Приложении. Судя по этим группам можно взять на себя смелость и утвердить, что
в современном русскоязычном сознании рубашка выступает преимущественно в
следующих смысловых значениях:
Рубашка как материнский оберег
Мать сшила рубашку герою, далее ему либо удаётся сохранить её и пронести через
свои испытания, либо она у него рвётся. В анекдотах это высмеивается, но всё же
присутствует понимание того, что порвать материнскую рубашку – страшно, и
неизвестно чем это может обернуться.
Роль жены (женщины) относительно рубашки
Женщина должна постирать рубашку, её погладить, пришить к ней пуговицы. То есть
выступить в роли матери, обновить первоначально данную матерью рубашку.
Характерно, что в анекдотах такого рода подчёркивается, что это основное и чуть
ли не единственное предназначение женщины.
Свадебные и эротические сюжеты с рубашкой
По закону жанра упоминание о рубашке в бессознательном уже означает наготу. В
современных анекдотах рубашка часто упоминается в связи с такими событиями
жизненного цикла как свадьба, похороны. Характерно, что и тут «рубашку для
первой брачной ночи» героине готовит мать, или замещающая её «подруга».
Состояние рубашки: социальное и эмоциональное лицо
Жанр анекдота, короткой истории, не предполагает длинных подробных описаний.
Потому все приводимые слова и характеристики героев должны быть ёмкими,
многоинформативными. Обычно для описания растерянности, неготовности персонажа
используются такие описания его рубашки как: не заправлена, из-под пиджака
(куртки) торчит, для описания более тяжёлых нарушений в состоянии героя –
рваная, грязная рубашка. Такие описания приводятся не как частность – деталь
одежды не в порядке, - а предполагают, что и весь остальной облик под стать
этому беспорядку. То есть состояние рубашки – это индикатор и состояния всего
индивида.
Цветовые коннотации
В анекдотах встретились такие цветовые характеристики рубашек со следующими
значениями:
· Белая – порядок, социальная (гипер-)нормативность;
· Красная (шёлковая) – бахвальство, самоуверенность, лидерские качества;
· Чёрная – траур, агрессивность, пугающий персонаж;
· Коричневая – фашистские взгляды;
· Голубая – иконический символ принадлежности к сексуальному меньшинству;
· Розовая (с зелёным галстуком) – безвкусица, аляповатость, глупость;
· Гавайская (разноцветная, лёгкая) – легкомыслие;
· Зелёная – неестественность, опасность (фигурирует в страшилке);
· Полосатая – позорная, нередко маркирующая её обладателя как
существующего «вне закона»;
· Вышитая (с петухами) – плодородие, энергетическое изобилие.
И так далее.
Очевидно, что тут в трактовках не столько важен сам факт, что речь идёт о
рубашке, сколько символика самого цвета. Рубашка же выступает как поле для
манифестации, пространство для вывески, говорящей о той или иной принадлежности
человека.
Страшилки и Смирительная рубашка
Рубашка может не только являться вторым «лицом» субъекта, воплощением
благословения полученного им от матери (в «мужских» культурах – от отца), но и
может быть по-настоящему злым, уничтожающим явлением, выражающим материнскую
агрессию, воспринимаемую младенцем на до-объектной стадии. Что переживает
Карлсон в анекдоте про изобретение мясорубки, по трагической случайности
надевший свою чудо-рубашку наизнанку! Вот в какую жестокость оно превращается,
родительское благословение, если его «вывернуть наизнанку».
Кроме активного уничтожения, агрессия злой матери – в фантазийной реальности
младенца – может проявляться как сковывание ужасом, похищение воли, что
выражается символически лишением двигательной активности (где телесные движения
– это побудительные мотивы). Пациент, регрессировавший на этот уровень
переживаний, впадает в кататонический ступор. Тем более символична смирительная
рубашка, использовавшаяся в былые времена для фиксации, обездвиживания,
возбуждённых пациентов. Недаром вызвала она такие протесты, что сейчас её
запрещено использовать. Как будто бы связывать пациентов колготками, простынями,
ремнями, как это делается в психиатрических больницах теперь, - более гуманно.
Вероятно, столько протестов вызвала именно смирительная рубашка, поскольку она
своей «рубашечностью» бессознательно ассоциируется с матерью, со злой матерью, и
мы не хотим использовать такие жестокие методы – вот то ли дело связывать
простынями!
Заключение
Итак, «рубашка» была рассмотрена в некоторых традиционных и современных сюжетах.

Основные бинарные оппозиции, в них используемые, следующие:


· Одетый – голый
· Кожа неотделимая – отделимая
· Рубаха – тело
· Рубаха – душа
(Ведь же одно из значений слова «рубашка» - обратная сторона игральной карты.)
· Старая – новая
· Целая – рваная
· Чистая – грязная
· Своя – чужая (дружественная – враждебная)
· Красная, белая, чёрная (иного цвета)
· Рубаха – штаны


По характеру использования этих оппозиций современные сюжеты не имеют
принципиальных отличий от традиционных. Проводить какое бы то ни было
количественное сравнение не позволяет отсутствие данных.
Таким образом, была рассмотрена важная роль такого предмета как «рубашка» в
составе «общего» бессознательного – на материале традиционных славянских
ритуально-бытовых сюжетов и современного русскоязычного юмора.

Приложения
Для большей ясности изложения и чтобы избежать повторения уже кем-то сказанного
тут приведены основные сведения, используемые в основном тексте.
Этимология: у Фасмера (2)
Word: руб,
Near etymology: род. п. -а "грубая одежда, лохмотья", ру́ба ж. -- то же,
с.-в.-р., руба́ха, ру́бище, укр., блр. руб "рубец", др.-русск. рубъ "плохая
одежда, грубая ткань", сербск.-цслав. рѫбъ "pannus", болг. ръб "кайма, край",
сербохорв. ру̑б, род. ру̑ба "кайма, шов", словен. rо̑b "кайма, ткань, простая
рубаха", чеш., слвц. rub "изнанка, кайма", rubáš "саван, женск. сорочка",
польск. rąb "рубец", мн. rębу "кайма, край, изнанка ткани", в.-луж., н.-луж.
rub "грубая ткань, саван, одежда".
Further etymology: Родственно лтш. rùobs "зарубка", rùobi^t "делать зарубки",
лит. rum̃bas "зарубка на дереве, оторочка, широкая кайма", aprum̃ba
"зарубцовывается", rumbúoti, rumbúoju "подрубать", rémbėti "получать шрамы,
покрываться рубцами", далее пытаются сблизить с д.-в.-н. rant(t) "умбон щита,
край щита", др.-исл. ro.
Рубчастий, а. ѳ. ГранеиыЙ. Часпьува-т ку,иа з рубчастог чарки, Полт. Рубчик, ка,
м. Ум. отъ руб. Руб'я, б'я, с. Рубище. Рудч. Ск. 1.177. Мкр. Н. 4. Руб'ям
прикривати спкну. .Мкр. Г. 52. Треоа пряети, щоб руб'ям >ір трясти. Ном. Л«
7199, А ти, коте-рудьку, підтопи нам грі/дку. МІІ.ч. 13.
Словарь русского языка XI-XVII вв (3)
РУБЪ1, м. I. Кусок ткани, лоскут. Въ рубы, яко земьнъ, повиваеться, иже
сущьствъмь сы неприкосновенъ Богъ въ ясльхъ полагаемъ. Стнхирарь, 86. XII в. II
Полоска ткани. Аще ли простец [умерший], по омовении водою въ срачицу и в саванъ
с наголовьемь, и съвьют и укроемъ, и по челу обя-жут рубом, хрестьци нашиваны.
Корм. Балаш,, 363 об. XVI в. II Заплата. К той же [ри-зе] рубы пришиваше. Сл.
похв. С. Шаховско-го, 242. XVII в.
2. Тж. нн. Худая, изношенная одежда, лохмотья. Възлегъ на мъногомякъц-Ь
посте-ли... помяни наго лежаштааго подъ единѣмъ рубъмь и не дрьзнуштя но(гу)
своею прострѣти зимы дѣля. Изб. Св. І076 г., 233. Уэьр-вхъ на путн нища въ
рубѣхъ градуща фокофоройѵта - по вар.). (Ж. Нифонта) Выг. сб., 95. XII в. Возри
и вижь: ци се непранный рубъ, а в немже хожю, и раздранный, и да и то ти вдамъ.
И се... съволкъ убогаго того порта, на безличное его лице верже и нача нагъ
ходити (тб... (юкіоѵ). (Ж. Андр. Юрод.) ВМЧ, Окт. 1-3, 132. XVI в. - XII в. 11
Тряпка. Злии запоици, видъвъ мертваго пежаща и не усумнѣѳшася, яко рубъ пхающе
ногами. Ж. Пафн. Бор., 133. ХѴІ-ХѴІІ вв. - XVI в. РУБЪ2,.*. 1. Зарубка, А знамя
в том ухож{ь)ю муторса з двема рубы ?= . Кн. п. Путивл., 112 об. 1628-1629 гг.
2. Разверстка. Прикажзиваеши про риби, а мни смедри не платя без руба. Берест.
гр. III. 26. XIV в.
РУБАТЕНКА, ж. Унинижителъно о рубашке (ср. укр. рубатка 'грубая рубашка"}.
Принесъ [старец Иосиф] три алтына четыре денги, что продалъ шубенко да двв
рубатенки поношсны выморскые. АЮБ II, 270. 1603 г.
РУБАХА, ж. То же. что рубашка. |Подобает] дозирати, как рубахи красные моют н
лучшее платье. Дм., 86. XVI в. И онъ це Федка, боясь огня, выбѣжалъ изъ того
зи-монья въ одной въ рубахѣ. ДАИ VII, 30. 1676г.
РУБАХОВЫЙ, прил. Предназнаненный для рубах. 2 подушки малыхіь, оболочены камкою
жолтою; наволочки полотно руба-ховое. Д. Шакловит. I, 591. 1689 г.
РУБАШЕНКО, с и РУБАШЕНКА, ж. Уменьш.-уничиж. к рубаха и рубашка. Продал
рубашенко бело, взял 10 денег). Кн. прих. Кир. м., 6. 1586 г. Куплено 3 а-ьтошки
руба-шенки к оброзовому дѣлу. Кн. прих.-расх. Во-локол, м. № 6, 64. 1588 г.
Ездил де я для того на Ебугу... жывет тамо моя купленая жонка якутцкая, н взял у
нен рубашенко мытое. Якут. а., карт. 2, № 6, сст. II. 1639 г. Платьиш-коиъ
ободралися, ни сапоженокъ, ни рубашенокъ купить нечѣмъ. Заб. Ик., 51. 1664 г.
[РУБАШЕННЫЙ]. прил. Относящийся к рубашкам, белью. У копейщика у Зинова Ливонева
[взяли] лошедь, серги зсмчюж-ные... и всю платеною и рубашеною рух-ледь. Баг.
Мат., 86. 1680 г.
РУБАШЕНЦЕ (РУБАШЕНЦО), с. Униниж. к рубашкя. Игнат(ь)ю на рубашку дал три денги.
Четыре рубашенца, дал ал-тын; ногавичишка, дал денгу. Кн. расх. Корел. м.
№935,43. 1551-1560 гг. А снесла де от попа старое женское шубенко да вѣтошное
рубашенцо, да котишка на ногах снесла. Якут. а., карт. 3, >6 23, сст. 37, 1642
г.
РУБАШЕЧКА, ж. Уменьш.-ласк, к рубашка. Святая Улита... подлѣ ея Кирикъ въ
рубашечкн, а коленцы голы. Подлинник новг., 34. XVI в. И тотъ Григорей... живота
моего съ собою сн

Серия сообщений "славянское язычество":
Часть 1 - СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Часть 2 - Храним память былых времён?
...
Часть 7 - дети солнца
Часть 8 - ЯЗЫЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА СЛАВЯНСКИХ АРХАИЧЕСКИХ РИТУАЛОВ
Часть 9 - про рубахи
Часть 10 - кологодие от Велеслава
Часть 11 - Именослов- женские имена
...
Часть 30 - >Сорванные цветы...
Часть 31 - О писанках..
Часть 32 - Как наши предки почитали деревья

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку