!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! КНОПКА ПЕРЕХОДА ПО СТРАНИ...
Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растениями, часики, погода и др. - (0)Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растениям...
Учебник ЛиРу. - (9)Учебник ЛиРу. Слева - новый баннер женского клуба. Вот код этого баннера, будем благодарны...
Шпаргалочка по тегам Берём к себе в цитатник. - (0)Шпаргалочка по тегам Берём к себе в цитатник. Шпаргалочка по тегам Берём к себе в цитатник. ...
Ссылочная коллекция для блога - (3)Без заголовка Ссылочная коллекция для блога Информер погоды Счётчики посещаемости Curs...
25 января - День рождения замечательного художника Ивана Ивановича Шишкина! |
Автопортрет. 1854 год
Иван Иванович Шишкин (1832 — 1898) — один из крупнейших и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” и любил ее со всей силой могучей натуры. Из этого знания и любви родились образы, давно ставшие своеобразными символами России. Сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
Шишкин родился в Елабуге в семье небогатого купца 13 января 1831 года. Его отец, Иван Васильевич Шишкин был предпринимателем и инженером, археологом и краеведом, автором “Истории города Елабуги”. Иван Васильевичпосле долгих колебаний поддержал желание сына стать художником. Стремясь привить сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. В 1844 отец отдал мальчика в Казанскую гимназию, там он нашел себе товарищей, с которыми “мог рисовать и рассуждать” об искусстве. Однако уклад гимназии, по словам Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям, и после летних каникул 1848 года он не вернулся в гимназию.
Иван Ивановичу Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного русского пейзажиста. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм деревьев, листвы, травы, с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, то есть тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где они растут.
Изображал ли Шишкин дубы или березы, они принимали у него правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
За грибами
Среди всех произведений живописца наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Лесные дали
Уголок заросшего сада. Сныть-трава
Иван Иванович Шишкин с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни — “Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872), “Рожь” (1878), “Среди долины ровныя” (1883), “Лесные дали” (1884) и другие, где раскрываются особенности русского национального пейзажа. Эти работы намечали направление, развитое впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок
Лес вечером
Вместе с Крамским, Перовым, Мясоедовым, Саврасовым, Ге в 1870 Шишкин становится членом-учредителем Товарищества. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогал ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872), картина сейчас называется “Сосновый бор”. Он писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — это человек-школа”.
Рябина
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Ивана Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным. Это же свойственно пейзажам “Дубы” (1887), “Золотая осень” (1888), “Мордвиновские дубы” (1891), “Осень” (1892), “Дождь в дубовом лесу” (1891).
Автопортрет. 1886 год
В 1891 в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 вышел альбом “60 офортов Шишкина. 1870 — 1892”. Он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.
Ещё: Русский художник Шишкин И.И.
Рубрики: | ИСКУССТВО/Живопись |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |