-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в collezionistaDImulta

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей: 648
Комментариев: 32
Написано: 716


Венецианское гетто

Понедельник, 12 Августа 2013 г. 17:31 + в цитатник
Нет в Европе города красивей Венеции – дивный лабиринт каналов и улиц, прекрасные дворцы и обшарпанные временем дома. Ориентироваться в нагромождении фантастически кривых переулков трудно. Нужно просто бродить и наслаждаться каналами и мостами, цветами на подоконниках, архитектурой соборов и отражением дворцов в воде, бликами воды на стенах зданий и расписными гондолами с покрытыми красным атласом сиденьями.

От основания до XVI века

Венеция расположена в лагуне Адриатического моря на ста восемнадцати островах, разделенных между собой ста шестьюдесятью каналами, через которые переброшено более четырехсот мостов. С башни на площади Святого Марка город красных черепичных крыш виден как на ладони. Он прорезан зигзагами Канала Гранде – главной «улицы» Венеции, вдоль которой нет тротуаров. По обе стороны этого канала лежат шесть городских районов – по три на каждом берегу. Справа главный – Сан-Марко. Далее район Кастелло. В этом районе на верфях Арсенала строились огромные корабли и выковывалась морская мощь республики. По той же стороне – район Каннареджио с древними монастырями и еврейским духом Венеции – Гетто.

С другой стороны Большого канала районы Сан-Паоло и Санта-Кроче, где расположен знаменитый мост Паоло-Риальто, он же главный рынок и главный банк. И слева от канала район искусств Дорсодуро, где расположены Академия живописи и университет.

Один из островов, Мурано – родина венецианского стекла. На живописном Бурано плетут уникальные венецианские кружева. Венеция – это не только каналы с плывущими по ним гондолами. Венеция – это неподражаемый Дворец дожей с потрясающими картинами Тициана и Тьеполо, Беллини и Веронезе, величественный собор Сан-Марко, построенный в честь покровителя города евангелиста Марка.

Вспомним имена венецианцев, оставивших неизгладимый след в мировой музыке, живописи, истории, географии: Антонио Вивальди, Карло Гоцци и Марко Поло. Но это парадная Венеция – Дворца дожей и Академии живописи, магазинов венецианского стекла и умопомрачительных ювелирных изделий.

Как известно, Венеция основана в начале VII века. Первые еврейские семьи переселились в город каналов в XIII веке. Они прибыли из разных городов Европы. В основном это были купцы, прибывшие в Италию из ганзейских городов или с Ближнего Востока. Впервые евреи упоминаются в документах сената Венеции (945 и 992 гг.), запрещавших судам, приходившим с Востока и направлявшимся на Восток, брать на борт евреев.

Еврейский квартал Венеции впервые упомянут в документах, относящихся к 1090 г.; в 1152 г. в нем было 1300 жителей. Поток иммигрантов увеличивался, и в 1382 году венецианский сенат заключил официальный договор с еврейской общиной, разрешив евреям проживать в городе в течение трех лет. По окончании установленного срока они должны были покинуть Венецию, но позднее договор был продлен на десять лет. Когда же и этот срок истек, евреев из Венеции изгнали.

Причем изгнали, по сути, из маленького городка – Гетто, окруженного каменной стеной с запирающимися на ночь воротами. Изгнали из Гетто, где из-за нехватки территории уже в XVII веке выросли девятиэтажные дома, в которых многодетные еврейские семьи теснились в крошечных комнатах с низенькими потолками. Оттуда нельзя было выходить в дни христианских праздников, а в остальное время всякий выходящий должен был иметь отличительный знак на одежде: мужчинам полагался желтый круг, нашитый на левое плечо (позже – желтые шляпы), а женщинам – желтый шарф.

На протяжении XV века евреев то звали в Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не только симпатией или неприязнью к ним, а материальными причинами. Когда экономическое положение Венецианской республики ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный сенатом процент мелкие займы горожанам. В таком качестве евреи были полезны вдвойне: они помогали сенату выходить из финансового кризиса и отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть. Исключением из этого правила были еврейские врачи, которых в Средние века ценили несравненно выше, чем христианских.

В середине XIV века евреи многократно просили сенат выделить им землю, на которой они могли бы жить постоянно. Но каждый раз получали отказ. И все же в начале XVI века большой группе евреев дано было разрешение поселиться в Венеции бессрочно. Именно тогда Римский Папа Лев X повелел изгнать евреев из итальянских городов, а венецианцы предложили компромиссный вариант: 29 марта 1516 года был провозглашен указ правительства Светлейшей республики, в котором говорилось: «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в Гетто возле Сан-Джироламо. Иудеи не должны выходить оттуда по ночам. С одной стороны гетто им можно выходить через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».

Отдав евреям в их полное распоряжение квартал, власти Венецианской республики разрешили жить в Гетто только ашкеназским евреям и переселенцам из еврейских общин других итальянских городов. Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более четырех сотен лет – Гетто.

Сегодня в Гетто можно добраться по суше с материковой части города – семь минут ходьбы от железнодорожного вокзала до района Каннареджио – (sestiere Cannaregio). Можно на гондоле или на катере.

Мы с женой выбрали путь на гондоле. И трепетно ждали встречи со старинным Гетто. Но подплыв к одному из входов в Гетто, мы были удивлены: ничего особенного, еврейского, с внешней стороны Гетто мы не увидели. Не было никаких отличий от остального города. И только внутри Гетто мы стали замечать признаки еврейской жизни.

От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось. А вот жилые дома сохранились до нынешних времен, и это дает возможность приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого.

Снаружи Гетто ничем не выделяется от большинства остальных жилых районов города – те же самые обшарпанные фасады. Большинство улиц Гетто выглядят, как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не вызывать зависти христиан. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса.

В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых приглашали в самые благородные венецианские дома. Здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета порой искали итальянские епископы.

В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и изучение Талмуда. Занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, посещали многие христиане из соседних кварталов. Естественно, что в венецианском Гетто евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, ибо были ограждены от проявлений религиозного фанатизма Пап и толпы.

За всё это приходилось платить. Евреев обложили большими налогами и запретили заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. А разрешили лишь торговлю подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на достаток. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из евреев выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегунов забрасывали в спину гнилыми помидорами, а то и камнями.

Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако названия не свидетельствуют о последовательности возникновения.

Первым появилось в 1509 году и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто. Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места. На территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте старого литейного цеха. В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке.

В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.

В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться, многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации. При этом евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения евреев от притеснений.

В 1943 году венецианских евреев отправили в Заксенхаузен. Но после Второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.

Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек. В самом Гетто живут всего несколько семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют тяжелое впечатление. Лишь недавно в Гетто снова появились ешивы, где учатся еврейские юноши, приезжающие сюда со всего мира.

Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран – Германии, Испании, Франции, – каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, две из которых размещаются в Гетто Веккьо и три – в Гетто Нуово.

Если вы выйдете на площадь Гетто Нуово, то слева вы обязательно увидите Скуола Гранде Тедеска – Большую Немецкую синагогу (внутри есть музей еврейской общины), построенную выходцами из Германии, чьи предки были в числе первых еврейских переселенцев, появившихся в Венеции. Она была возведена в 1528 году. Рядом Кантональная синагога – Скуола Кантон (ныне закрыта), возведенная в 1531 году. Поблизости находится Итальянская синагога – Скуола Итальяна (ныне закрыта), но в них можно зайти с экскурсией от Музея еврейской истории (Музей расположен рядом).

В Гетто Веккьо действуют Большая Испанская и Левантийская синагоги, построенные соответственно в 1660 и 1638 годах по проекту известного архитектора Бальдассара Лонгено, автора одного из чудес Венеции – церкви Санта-Мария делла Салюте. В свое время Испанская синагога стала первым архитектурным украшением района, затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает взгляды туристов, оказавшихся в Старом Гетто. Ее роскошный интерьер, выдержанный в красных и золотых тонах с великолепной резьбой по темному дереву, считается одним из красивейших в Италии.

Кстати, Большая Испанская – самая крупная венецианская синагога, построена по заказу испанских беженцев. Поскольку евреям в Венеции было запрещено использовать мрамор, то в интерьере преобладает деревянная резьба, а потолки расписаны по эскизам архитектора Бальдассара Лонгено.

Увы, Венеция в течение веков не обзавелась еврейским кладбищем. Все жители города вынуждены были хоронить своих родных и близких на одном острове. Дело в том, что хоронить на территории города было строжайше запрещено: боялись, что массовые захоронения могут вызвать эпидемии. Могилы накладывались одна на другую, создавая многоуровневые погосты, в которых перемешивались католики, лютеране, иудеи и мусульмане. С XIX века единственным кладбищем Венеции стал крохотный островок Сан-Микеле.

Считается, что Гетто ежегодно посещают триста тысяч еврейских туристов.

(с) Взято отсюда: http://www.sem40.ru/ourpeople/world/italy/18042/

1.
image_big (1) (198x250, 53Kb)

2.
image_big (250x188, 48Kb)
Рубрики:  Венеция
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку