У этого термина существуют и другие значения, см. Ахиллес (значения).
Ахилл. Греческий античный барельеф.
Ахилл (греч. Ἀχιλλεύς) или Ахилле́с (лат. Achilles) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) [1] зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди .
Мифы об Ахилле
Детство Ахилла
От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.
Сказания [3] единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных [4].Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса [5] или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребимая поговорка — «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.
В детстве носил имя Пиррисий («Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый») [6]. По другим авторам, его в детстве звали Лигирон.
Воспитывался Хироном на Пелионе [7], не был женихом Елены [8]. Лишь Еврипид называет его женихом [9]. Хирон кормил его костным мозгом оленей и других животных, поэтому его называют а-хилос «бескормный» [10], т.е. «невскормленный грудью». По истолкованию, нашёл траву, которой можно излечивать раны [11].
Воспитание Ахилла и начало войны
Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию, Ахилл не знал врачебного искусства, но исцелил Телефа [12].
По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца, он присоединился к походу против Трои в сопровождении 50 кораблей [13] (либо 60 [14]), своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру, он прибыл в войско Агамемнона из Фтии [15]. Согласно поэме Лесха, буря занесла его на Скирос [16].
Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скирос, где он в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила его пол, и Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков [17].
По некоторым авторам, в начале похода ему было 15 лет, а война длилась 20 лет [18]. Первый щит Ахилла тоже изготовил Гефест [19], эту сцену изображают на вазах [20].
В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении [21].
В начале войны пытался взять город Монению (Педас), в него влюбилась местная девушка [22]. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой» [23].
Ахилл в «Илиаде»
Главный герой «Илиады».
На десятом году осады, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах, а Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.
На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.
В «Илиаде» убил 23 троянца, названных по имени. Например, он убил Астеропея [24]. Сражался с Энеем, Эней бежал; с Агенором (которого спас Аполлон).
[править]
Смерть Ахилла
При дальнейшем течении осады Ахилл, как об этом повествуют эпосы эпического цикла, умертвил Пенфесилею [25], царицу амазонок, равно как эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона он убил, мстя за смерть своего друга (по некоторым авторам, возлюбленного) Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена [26]. Всего убил 72 воина [27].
По убиении последних, он проник до Скейских ворот Илиона [28], но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона [29], поразила его в пяту, и герой погиб. По некоторым авторам, убит самим Аполлоном [30], либо стрелой Аполлона, принявшего облик Париса [31], или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского [32]. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла – Стаций [33], однако есть соответствующее изображение на амфоре VI в. до н.э. [34].
Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры [35].
Согласно Птолемею Гефестиону, был убит Геленом или Пенфесилеей, Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Ад [36]
[править]
Последующие предания
По версии, его тело выкуплено за равный вес золота с Пактола [37].
Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи его, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. По Одиссее, Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей [38]. Похоронен в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).
Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка[39] (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей [40]. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.
Именуется «царящим над скифами» [41]. Песнь о нём поет Демодок [42]. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей [43].
Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины [44]. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии [45]. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса [46]. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами [47].
[править]
Образ в искусстве
[править]
Литература
Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл – убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).
[править]
Изобразительное искусство
Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.
Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.