Португалия. Келуш |
Вот запала же в душу Португалия... Настолько, что захотелось увидеть её зимней. До поездки лиссабонский прогноз не радовал - всё дожди и дожди... Но не отказываться же до поездки, о которой чуть не с лета мечталось (билеты куплены, отель забронирован)! В аэропорту Мурманска в ночь вылета (а вылетали в рождественскую ночь) бы -38! в Москве - -12. В Вене - -4, но не почувствовали - не выходили, стык был короткий. Прилетели в 9 вечера в Лиссабон - а там пасмурно, но +16. Тепло так! В первые дни было тепло, но пару раз пришлось достать зонтики. А потом наступило почти лето - по мурманским меркам))) В последние дни вообще было +21 - +22.
Просыпаемся утром 11 января - а в окна солнце! А поедем в Келуш? Поедем!))) Так получилось, что в прошлые наши поездки в Португалию мы в этом прекрасном месте не были, хотя расположено оно совсем рядом - 20 минут электричкой в сторону Синтры, станция называется Келуш-Белаш. Хотя, может быть, и хорошо, что не были там раньше, потому что в предыдущие годы вовсю велись реставрационные работы. Они не закончены и сейчас: площадь перед дворцом раскопана, в парке возле канала тоже идут работы, но сам дворец (со стороны парка) уже отреставрирован и радует глаз, как и великолепный парк. Выйдя из электрички, надо спуститься под мост и пойти влево вдоль старого акведука, а потом по прекрасному городскому парку. По его дорожкам бегают спортсмены, нам попадались, в основном, пожилые, что неудивительно - был понедельник, рабочий день, но представляю, как здесь многолюдно в выходные.
Но вот уже и дворец виден. На площади перед ним, где, как я уже сказала, идут работы, видим памятник королеве Марии I.
Может возникнуть вопрос - почему именно ей, а не её мужу - королю Педру III? Мария I была первой правящей королевой Португалии. Король Жозе I не имел мужских наследников, и, чтобы сохранить династическую преемственность, заблаговременно выдал Марию, свою старшую дочь, за своего же младшего брата Педру, который, таким образом, приходился ей дядей (такие близкородственные династические браки не были редкостью - чего не сделаешь ради сохранения короны, приумножения земель и прочих весьма уважительных причин - и церковь в лице папы Римского дала официальное разрешение на этот брак). В июне 1760 года состоялась свадьба Марии и Педру, который автоматически стал королём-консортом Педру III после её вступления на престол в 1777 году. Дворец строился раньше, именно для них.
Здесь, наверное, уместно будет немного рассказать о самом дворце. Национальный дворец Келуш построен в 1742- 1767 годах в качестве загородного дома для короля дона Педру III и его племянницы, затем жены, доны Марии I. Строительство дворца происходило под руководством придворного архитектора Матеуша Висенте ди Оливейра, и сегодня его творение принято считать последним дворцом в стиле рококо. За красоту дворцово-паркового ансамбля Келуш часто называли и называют "португальским Версалем", хотя искусствоведы считают это сравнение не совсем точным, потому что Версаль построен в стиле барокко, поэтому в качестве сравнения лучше подходит потсдамский дворец Сан-Суси, представляющий стиль рококо, как и Келуш. Своим причудливым, воздушным дизайном дворец Келуш как будто отделялся от столицы, от государственных политических передряг.
Поскольку использовался дворец в качестве летней резиденции, то место для строительства специально выбирали уединённое. Об этом мы и говорили, идя от станции к дворцу: это при современных транспортных средствах попасть во дворец не проблема, а как добирались сюда короли и придворные? Ну, как, как... Личным транспортом - каретой, как ещё)))
Лиссабонское землетрясение 1755 года почти на затронуло дворец, но из-за опасности новых землетрясений его сделали невысоким по сравнению с величественными европейскими дворцами. Король дон Педру III умер в 1786 году, а королева дона Мария, будучи признанной безумной (её психическое состояние ухудшилось после смерти мужа и потери сына в 1788 году), продолжала жить во дворце, фактически в заточении. В 1794 году, когда пожар разрушил королевский дворец Ажуда, Келуш стал официальной резиденцией принца-регента, а потом короля Жуана VI. В 1807 году королевская семья вынуждена была покинуть его и бежать в Бразилию из-за вступления в Португалию наполеоновских войск (возвращение состоялось только в 1821 году), и в течение следующего столетия дворец постепенно пришел в упадок. В 1908 году он перешел в собственность государства. После серьезного пожара, который случился в 1934 году (особенно пострадал интерьер дворца), здесь была проведена полная реставрация, и дворец стал одной из самых известных достопримечательностей Португалии. Одно крыло дворца, выстроенное в 1785-1792 годах. архитектором Каэтано Мануэло де Соуза для доны Марии I, в настоящее время является местом размещения важных гостей страны, глав других государств.
Проходим через чугунные ворота, покупаем билеты - и вот мы во дворце. Фотографировать можно только без вспышки, это и понятно. Ну, и что? Лучи солнца, освещающего утренний полумрак залов и комнат дворца сквозь высокие окна, блеск хрустальных люстр, отражение света в зеркалах создают неповторимую атмосферу какой-то воздушности, красоты, от которой чуть грустно... Может быть, потому, что много всего видели эти стены, разного... не только балы и развлечения. Но... пожалуй, слишком много слов, пойдём, пойдём смотреть на всё это королевское великолепие!
Особенным великолепием выделяется Тронный Зал, украшенный хрустальными люстрами и канделябрами, зеркалами, позолоченной лепниной.
Залы сменяют друг друга. Изысканная мебель, фарфор, хрусталь, позолота... и блики солнца на полу.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Коридор азулежу. Куда же без этой португальской плитки! Панно азулежу представляют аллегории четырёх времён года и четырёх континентов, а также обычные для 18 века галантные сцены.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Посольский зал украшают расписанный фресками потолок и мраморный пол, хрустальные канделябры, зеркала, прекрасные фарфоровые вазы...
1.
2.
Знаменитая комната Дон Кихота, королевская спальня. Зал, украшенный фресками по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот». Спальня имеет куполообразный потолок и пол, отделанный экзотической древесиной. Маленькая картина на переднем плане изображает смерть короля Педру (1798—1834), императора Бразилии как Педру I и короля Португалии Педру IV. Он родился в Келуше и здесь же, в этой спальне, умер. Между двумя датами - бурная жизнь, насыщенная политическими событиями. Недаром заслужил прозвище Rei-soldado, король-солдат, король-воин. А его полное имя, данное при рождении, - Педру ди Алкантара Франсишку Антониу Жуан Карлуш Шавьер де Паула Мигел Рафаэл Жоаким Жозе Гонзага Пашкуал Киприану Серафим де Браганса и Бурбон (Pedro de Alcântara Francisco António João Carlos Xavier de Paula Miguel Rafael Joaquim José Gonzaga Pascoal Cipriano Serafim de Bragança e Bourbon).
Вышли из дворца - и зажмурились. Солнце, зелень, синее-синее небо с причудливыми облаками - и голубые стены дворца, так изумительно вписывающиеся в этот пейзаж! Снаружи, со стороны площади, дворец покрашен розовой краской (этих стен реставрация ещё не коснулась). Но со стороны парка он уже голубой с белым и отдельными жёлтыми акцентами. Споры по поводу "правильной" окраски велись долго, и всё же было решено, что изначально дворец был голубым. "Исторический" цвет фасадов был восстановлен.
Чудесный парк вызывает не меньшее восхищение, чем дворец. Парк дворца Келуш расположен на 16 гектарах на месте Real Quinta de Queluz (Реал Кинта де Келуш – королевское поместье Келуш). Парк был спланирован во французском (регулярном) стиле, украшен большим количеством статуй, привезённых из Италии и Англии, и фонтанов. Когда-то здесь устраивались рыцарские турниры, фейерверки, концерты для королевских особ.
По каналу длиной 129 метров, облицованному азулежу с изображением охотничьих и галантных сцен, катались на лодках... Когда закрывались шлюзовые ворота, канал заполнялся водой (сейчас только посередине в углублении бежит поток).
1.
2.
3.
Мы обратили внимание на то, что многие скульптуры не мраморные, а из какого-то серого материала. Оказывается, из свинца. Эти скульптуры созданы английским скульптором Джоном Чиром (John Cheere, 1709-1787). Их выбрал король Педру III в Лондоне и приобрёл для парка Келуш маркиз де Помбал в 1756 году. Эти скульптуры изображают античных героев и различные пасторальные сцены
1.
2.
3.
4.
5.
6.
.
Гуляя по парку, ловила себя на том, что к лицу приклеилась какая-то блаженная, безмятежная улыбка. Зелень, цветущие купальницы на газонах, яркие фонарики лимонов и мандаринов на деревцах, тихое журчание фонтанов... неужели это январь?
Рубрики: | путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |