Спокойный центр вращающейся вселенной
Автор –
Джун Хадсон (оригинал статьи
тут)
Перевод – Мумрик
Я стала заниматься костюмами для "Доктора Кто" в 1978 году. Пришлось долго упрашивать начальство разрешить мне там поработать. Другие художники думали, что я чокнутая, все отмахивались от "Доктора" как от детской программы или "всего-навсего научной фантастики". Большинство хотeло работать над "Пьесой дня"
(популярная антология телепьес, обычно на современную тему. – Прим. переводчика) или другими большими проектами, обещавшими номинацию на BAFTA. Но мне нравилась научная фантастика, потому что только она предоставляет телевизионному художнику по костюмам полную свободу и побуждает по полной использовать воображение.
В 1979-м на моём счету уже были две других больших научно-фантастических программы для Би-би-си, "Выжившие" и "Семёрка Блейка", и меня назначили главным художником по костюмам "Доктора Кто". Продюсер "Семёрки" Дэвид Малони вдохновил меня быть посмелее в моих работах, и, думаю, именно это привлекло внимание продюсера "Доктора" Грэма Уильямса. Он поручил мне три из шести эпизодов сезона 1979 года, и я наслаждалась каждой минутой работы над ними. Когда Грэм покинул проект и Джон Нейтан-Тёрнер, директор производства, стал продюсером и попросил меня оформить все эпизоды нового сезона, я ухватилась за этот шанс. В конце концов мой начальник отклонил эту идею, потому что объём работы был слишком велик, и мы решили, что я буду работать параллельно с другим художником.
Было условлено, что я как главный художник буду работать над четырьмя сериями из семи и над всеми специальными заданиями. Главнейшим из них стала переработка костюма для Тома. К тому времени, то есть к 1980 году, Том был международной звездой. Он играл Доктора уже шесть лет, нельзя было и помыслить о каких-либо изменениях в его костюме, но моей задачей было придумать невозможное. Поэтому я решила, что новый дизайн должен стать предельной точкой развития старого облика, а не отказом от него. Я всегда любила "Доктора Кто", некоторые вещи из сериала производили на меня сильное впечатление. Мне особенно нравилась работа Джимми (Джеймса) Эйчсона, Джона Блумфилда и Роли (Л. Роуланда) Уорна, и, по моему мнению, много всего замечательного в программу привнесла Барбара Кидд.
Джимми и Барбара были те самые люди, которые создали облик Тома Бейкера. Джимми работал над самой первой серией Тома и отвечал за его "товарные знаки": мягкую фетровую шляпу от Герберта Джонсона – федору – и тринадцатифутовый вязаный шарф. Подобные широкополые шляпы были очень популярны в 1970-м; помню, какой поднялся переполох, когда такую надел Рой Стронг, директор музея Виктории и Альберта. На рубеже 60–70-х годов в Лондоне впервые в моду вошла ностальгия, или то, что мы теперь называем "ретро"; сейчас широко известно, что Джимми думал об афише Тулуз-Лотрека, изображавшей Аристида Брюана
(поэт, шансонье и владелец кабаре. – Прим. пер.), когда решил примерить на Тома шляпу и шарф.
Том очень любит рассказывать, почему его шарф получился таким длинным, – как старенькая леди, которой Джимми дал цветные мотки шерсти, всё вязала и вязала, пока не израсходовала их все. Думаю, остальные элементы его костюма подобраны у Бермана
(очевидно, имеется в виду Bermans and Nathans, фирма по пошиву костюмов для кино. – Прим. пер.). Зачастую это лучший способ подобрать одежду для звезды сериала, особенно фантастического, – вы просто копаетесь в вещах, пока не найдёте те, которые точно пойдут актёру. Шляпа и шарф Тома в конце концов были доукомплектованы кардиганом, ярко-красной охотничьей курткой из мелкорубчатого вельвета с кожаными вставками на рукавах, свободными твидовыми брюками, мятым шейным платком и поношенными туфлями-оксфордами. Том выглядел совсем как вечный студент, которым его Доктор во многом и является: ему свойственны бесконечное любопытство и неиссякаемое чувство восторга перед вселенной, думаю, за это дети и любят этого персонажа. У Тома также было маниакальное, анархическое чувство юмора в стиле Харпо Маркса, и его одежда, широко открытые глаза и огромная шапка кудрей придавали ему такой харповской чучельности.
Однако в следующие два года Джимми и Барбара Кидд постепенно переключались на более романтичный образ, и Тому это подошло. Для его второй серии Барбара Кидд, опираясь на всё тот же постер Тулуз-Лотрека, придумала ему просторное, свободное пальто с бантовыми складками сзади, а в следующем году, в эпизоде "Пирамиды Марса", она нарядила Тома в очень величественный бархатный сюртук гранатного цвета. Том почти сразу отказался от охотничьей куртки и носил сюртук почти всё время, что оставался в "Докторе Кто". На смену стилю а-ля Харпо Маркс пришёл более байронический образ, который мне очень понравился.
Хотя Джон Блумфилд работал только над двумя сериями "Доктора Кто"
(The Face of Evil и The Talons of Weng-Chiang. – Прим. пер.), он придумал много замечательного для Тома. Джону больше всего нравятся богатые текстуры, многослойные ткани, аппликации. Его эскизы обычно напоминают не столько зарисовки, сколько коллажи из кусочков ткани. В "Докторе Кто" воображение Джона взлетело до самой стратосферы.
Джон придумал те пальто и брюки, которые Том чаще всего носил в 1978 году, когда я присоединилась к программе. Пальто было из уютного каштанового бархата, очень широкое и длинное – на Томе оно смотрелось потрясающе, – а брюки были не серого, а скорее пшеничного цвета. Именно пальто окончательно придало Тому вид путешественника-романтика. Обычно голос Тома описывали как "тёмно-коричневый", и, как мне кажется, Джон, создавая гардероб вокруг оттенков коричневого, нашёл чудесный способ подчеркнуть богатство и притягательность голоса Тома и его личности в целом.
Том любил визуальные шутки, при условии, что они были бы не слишком очевидны. Он всегда хотел сделать шарф как можно более длинным, чтобы использовать его в комедийном ключе. К моему приходу у него был, наверное, уже четвёртый шарф, самый длинный на тот момент, но он всё ещё хотел шарф подлиннее. Он предложил мне сшить вместе оригинальный шарф и используемый каскадёром дубликат, и получился шарф длиной более двадцати футов. Отныне Тому приходилось оборачивать его вокруг плеч несколько раз, благодаря чему шарф смотрелся скорее как шаль.
To be continued...