Пасха |
На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели. К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею.
И. Бунин. "Жизнь Арсеньева"
Воскресение Христово суть православной веры. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша", обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: "Мы послушаем тебя в следующий раз". Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. "Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой радостью освобождения от рабства смерти. "Слово "Пасха", пишет святой Амвросий Медиоланский, означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам [власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12).
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?"
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: "Радуйтесь!". Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали "Евангелием" благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит:"Христос Воскресе!", и она же отзывается в нем главными словами его жизни: "Воистину воскресе Христос!"
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Песнопение "Христос воскресе из мертвых" тропарь Пасхи< это своего рода "визитная карточка" праздника. Тропарем в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей. Закрытые двери храма обозначают "гроб затворенный" погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.
На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы называем воскресеньем в память о воскресении Христа), когда жены-мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес!
Радостная песнь "Христос Воскресе" многократно повторяется в церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования Пасхи. Весть о воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех уголках земли, и в православных церквах можно услышать пение тропаря Пасхи на разных языках.
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.
Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень [легкоеk и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие "христосуются" приветствуют друг друга целованием и словами "Христос воскресе!"
Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе самой торжественной ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный "каток" и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к "катку" и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на "команды", и каж]дая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
Дети любили и "чокаться" яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от вашей фантазии. Однако, есть обязательный атрибут пасхального поздравления. Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря "Христос Воскресе!", очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.
Пасхалия - система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название - пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45г. до н.э. Нередко этот календарь называют "старым стилем". Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется "новым стилем".
Согласно правилам Первого Вселенского собора (325г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и переходящих праздников
на 2008-2020 годы (даты указаны по новому стилю)
Год | Начало Триоди | Прощеное воскресенье | Вход в Иерусалим | Пасха | Вознесение Господне | Троица | Петров пост |
2008 | 17 февраля | 9 марта | 20 апреля | 27 апреля | 5 июня | 15 июня | 19 дней |
2009 | 8 февраля | 1 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 7 июня | 27 дней |
2010 | 24 января | 14 февраля | 28 марта | 4 апреля | 13 мая | 23 мая | 42 дня |
2011 | 13 февраля | 6 марта | 17 апреля | 24 апреля | 2 июня | 12 июня | 22 дня |
2012 | 5 февраля | 26 февраля | 8 апреля | 15 апреля | 24 мая | 3 июня | 31 день |
2013 | 24 февраля | 17 марта | 28 апреля | 5 мая | 13 июня | 23 июня | 11 дней |
2014 | 9 февраля | 2 марта | 13 апреля | 20 апреля | 29 мая | 8 июня | 26 дней |
2015 | 1 февраля | 22 февраля | 5 апреля | 12 апреля | 21 мая | 31 мая | 34 дня |
2016 | 21 февраля | 13 марта | 24 апреля | 1 мая | 9 июня | 19 июня | 15 дней |
2017 | 5 февраля | 26 февраля | 9 апреля | 16 апреля | 25 мая | 4 июня | 30 дней |
2018 | 28 января | 18 февраля | 1 апреля | 8 апреля | 17 мая | 27 мая | 38 дней |
2019 | 17 февраля | 10 марта | 21 апреля | 28 апреля | 6 июня | 16 июня | 18 дней |
2020 | 9 февраля | 1 марта | 12 апреля | 19 апреля | 28 мая | 7 июня | 27 дней |
Рубрики: | стихи Разное психология новости |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |