Напишу про людей "хани", которые, как считается, придумали, осуществили и на протяжении тысячелетий поддерживают и расширяют рисовые террасы Юаньянь (я писала о них
здесь). Народность hani (哈尼族, Hānízú) живет в Китае и Вьетнаме. Более 90% от общей численности (1,5 миллиона человек)всех хани живет в провинции Юньнань. Откуда есть пошли хани, неизвестно, но считается, что предки хани - племя Qiang - пришли в горы между Меконг и Юаньцзян с Цинхай-Тибетского плато еще до 3 века нашей эры. Среди самых хани бытует легенда, что хани ответвились от народности "и" пятьдесят поколений назад. Как бы то ни было, на террасах Юаньян обе народности живут бок о бок, и видно взаимное влияние культур.
Религия хани - традиционное поклонение духам предков, также буддизм (тхеравада), кое-где в регионах проживания прижилось и христианство. Новый год хани празднуют в октябре, тогда же начинается их собственный лунный календарь. На праздник готовят свинину и колобки из клейкого риса. Хани ходят друг к другу в гости, договариваются о помолвках, а замужние женщины навещают своих родителей. Молодежь больше любит Июньский фестиваль (24 числа в июне по лунному календарю) - парни и девушки поют, танцуют, свистят в свистелки из листиков, ночью зажигаются факела и молодежь идет шествием по деревне, выгоняя огнем злых духов. Девушка на фото ниже свистит из только что сделанной самодельной свистульки - это даже не свистулька, просто сложенный листик, звук звонкий и веселый:
Язык хани относится к тибето-бирманской группе, очень близок к языку "и". Письменность есть на основе латиницы, а когда-то была своя собственная, возможно, пиктографическая - когда-то существовал древний манускрипт на ней, потерянный затем во время миграции с Цинхай-Тибетского плато.
Хани моногамны, но раньше, до 1949 года, мужчине разрешалось кроме жены брать в дом наложницу, если жена не могла родить ему мальчика через несколько лет после свадьбы. Свадьбы в основном до сих пор происходят по сговору родителей. В одном из регионов, где живут хани, есть интересный обычай: родители потенциальных жениха и невесты должны пройти какое-то расстояние вместе, и если на пути им не попадется ни одно животное, помолвку можно считать состоявшейся. Еще интересный момент: через несколько дней после свадьбы молодожены возвращаются в дома своих родителей и живут там, чтобы объединиться вновь своей молодой семьей на время пересадки рисовых ростков на террасах.
Жилище - обычно двух-трехэтажный дом камня, дерева, бамбука, стены часто обмазаны глиной, или сразу используются глиняные кирпичи.
.
.
В деревнях у каждой семьи есть один или несколько буйволов, "лепешки" сушат и используют как топливо:
.
еще в деревнях встречаются вот такие загадочные птицы:
.
на дверных проемах вешают надписи обереги:
а это более современный домик:
.
Мальчиков, как и у многих других народностей Китая, здесь больше - потому что рожают их охотнее, чем девочек. Вот откуда и надпись на стене пропагандистская, что "девочка - тоже хорошо":
В традиционной одежде преобладает темно-синий цвет. Мужчины носят короткие куртки с застежками спереди и длинные широкие брюки. Женщины одеваются в зависимости от клана, на террасах Юаньян у них синие платки-намотки на городу, черные или темно-синие брюки и синяя же блуза без воротника. На брюках в районе колен есть вышивка - для повседневного варианта темными нитками, для праздничного - цветными.
.
Детишки до семи лет одеваются совершенно одинаково и мальчики, и девочки, потом девочки начинают носить более девочковую одежду.
.
.
это дети во время перерыва в школе - они уходят есть домой или едят на улице из мисочек, мы таких встречали - но охотнее что-нибудь сами мутят что-нибудь съестное на улице:
.
.
А это довольно торжественные костюмы - это я уже не террасах подсмотрела, а в музее под открытым небом "Деревня народностей Юньнани" в Кузьмине.
Узорный пояс:
.
.
в таких рюкзачках носят малышей:
.
и напоследок покажу произведение одного из художников из народности хани - он вырезает лица из причудливых деревяшек: