Некоторые заметки про национальность
бай (по ссылке англоязычная статья в вики, там про численность, например, цифры есть - байцев не так уж и мало по сравнению с другими малыми народностями Китая, около 2 миллионов человек), жителей Дали и окрестных деревень: наблюдения и сведения, которые я собрала специально по заданию сестры-этнографа.
У национальности бай есть свой язык, принадлежит к тибето-бирманской подсемье сино-тибетской языковой семьи, а вот своей письменности нет, используют китайские иероглифы. Образования на национальном языке нет, все дети учатся на путунхуа. Религия: буддизм, но есть у каждой деревни и свой бог-покровитель и всякие почитаемые духи природы и народные герои. У многих домов и во двориках с утра зажигают благовония, палочки с красными концами, по запаху очень близко получается к тибетским запахам (хотя никакого чьего масла ячьего я тут не видела). Устройство дома покажу попозже с иллюстрациями, хотя я была все-таки скорее в традиционном доме по архитектуре, но не по наполнению. Но в любом случае, жилье - это дом-двор, обнесенный стеной, внутри открытый двор и жилые помещения. В деревнях есть дома из камня и из глиняных кирпичей (про деревню будет отдельно в посте про деревни у озера Эрхай).
Про костюм. У мужского костюма специального не видели, как везде - рубашка и штаны.
Женские интереснее - во-первых, головной убор, я уже писала про него вчера. Он разной степени сложности, но в основном идея такая, что на мягкий обод нашивается полоса с вышивкой, также бисер или блестки, бахрома. У женщин постарше убор обычно темных цветов, темно-синий с цветочками например.
.
.
Сзади убор завязывается - раньше на лямочки, сейчас за резинку, держится довольно плотно на голове. Некоторые женщины надевают на убор сзади украшение из бисера со свисающими кончиками.
Вариант головного убора или скорее просто украшения головы - красная нитяная лента, вплетенная в косу (волосы почти у всех длинные) и обмотанная вокруг головы (у тибетцев тоже такое видела, в том числе и у мужчин).
Еще один вариант - что-то вроде большой кепки с торчащим вверх козырьком, надевается на косу или на узкий вариант вышеописанного убора. Фото пока нет, если найду, покажу.
.
Одежда: в основном темные брюки, сверху рубашка внапуск (чаще всего встречалась в синих тонах, но есть и малиновые, и других цветов) с боковой застежкой, сверху - жилетка тоже с такой застежкой. Жилетка бывает, как и рубашка, из хлопка или льна с хлопком, а бывает и бархатная.
Сверху часто набрасывают шерстяной платок (его во время работ наматывают на головное украшение), популярен клетчатый вариант с ярко-розово-малиновым цветом.
.
На жилетках иногда встречается украшение из серебра со свисающими цепочками и большой красной бусиной, что-то вроде застежки, носят в основном женщины постарше. К костюму относится обязательно небольшой фартук - короткий выше середины бедра или как вариант чуть подлиннее почти до колена. По рукавам и нижнему краю рубашки, а также по нижнему краю фартука идет вышивка - в основном гладь, но встречалась и вышивка меленьким крестиком. Интересная деталь - пояс, которым подпоясываются женщины поверх рубашки и фартука, полностью или частично вышитый гладью - самая изящная его часть - чуть расширенные концы, которые свисают сзади и виднеются ниже жилетки.
Украшение в ухе у замужних женщин - зелененький диск - нефрит, красный - какой-нибудь простой шарик или стекло, дарит жених перед свадьбой.
.
На ногах многие носят вышитые матерчатые туфли.
Причем даже те, кто идет в поле работать, у них тоже могут быть такие туфли, понятное дело, не новые, но все-таки. То же касается и головного убора - просто на поле на него сверху обязательно намотают шерстяной или газовый платок или наденут шляпу с широкими полями.
Вот обладательница туфель с предыдущего фото, мы ехали на великах по дороге, догнали ее и попросили сфотографировать. Кстати, на фотографии многие соглашаются, но не все - особенно старушки не все:
Вещи часто носят в плетеных корзинах, или по типу рюкзака или - если очень тяжело, корзину несут с помощью плетеной из какого-то лыка плоской веревкой, которую вешают на лоб или на плечи в районе ключиц.
Детишек носят в чем-то типа рюкзачков, спереди лямки перекрещены, сзади рюкзак часто украшен вышивкой, очень красивая гладь. Основной мотив вышивки, как и на поясе - цветок пиона. Детиков иногда носят и в обмотках по типу слингов - сзади или на боку.
.
.
.
.
Назначение вот этой штуки, похожей на власяницу, пока не понятно, но кое у кого из крестьян ее видела, а эту сняла на базаре, надевается как накидка сзади, сделано из каких-то растительных волокон: