СКАЗКОТЕРАПИЯ: ЛЕЧЕБНЫЕ СКАЗКИ. |
Детство без сказок — не детство. Никакие современные игрушки, детские передачи и фильмы не заменят те незабываемые моменты, когда мама читает своему засыпающему малышу сказку на ночь... И как часто мы в своих воспоминаниях возвращаемся в сказочное детство (именно так!), потому что само детство и есть — одна большая сказка!
Однако оказывается, что детская сказка — это далеко не «безобидное» чтиво, как может показаться на первый взгляд. Почему в последнее время так часто говорят о лечебных сказках, о сказкотерапии в целом? Потому что сказки оказывают огромное влияние на формирование ребенка — формирование логического мышления, развития фантазии у детей. Что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка - очень важному фактору при формировании личности.
В одной больнице доктора ввели практику рассказывать детям сказки. По прошествии некоторого времени все были в изумлении — детки выздоравливали в полтора раза быстрее! На самом деле всё предельно просто — малыши, в отличие от взрослых, верят в сказки, а значит, волшебные сказки могут оказывать на деток влияние. Хотя у многих людей термин сказкотерапия до сих пор вызывает улыбку и кажется каким-то несерьёзным. А ведь такое лечение сказкой, при котором психотерапевт придумывает сказку под конкретную проблему или страх ребёнка, и взрослым помогает. Детская сказка оказывает поддержку, вселяет веру в лучшее, подсказывает, как найти решение в трудной ситуации, построить отношения с людьми, найти свой путь в жизни.Любая сказка — это установка (формирование личности ребенка) на принципы справедливости, любви, дружбы, добра и зла.
Часто бывает, что у ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать снова и снова, - любимая сказка на ночь. Проанализируйте сказку, под которую засыпает ребенок, и вы сможете увидеть в вашем малыше скрытые таланты и способности, черты характера и восприятие действительности. А возможно, эта сказка затрагивает очень важные для ребенка вопросы...
Трехлетний малыш без конца просит дедушку, с которым остается дома, когда мама и папа уходят на работу, читать сказку о Серой Шейке – раненой уточке, которая не может из-за своей беспомощности улететь со своей стаей в жаркие страны, остается зимовать в замерзающей полынье и боится погибнуть. Подумайте, почему ребенок выбрал именно эту сказку? Возможно, он, как уточка, переживает какие-то страхи (например, остаться без родителей), чувство беспомощности, невозможность предпринять что-то самому, болезненно переносит ожидание. Читая сказку, дедушка и внук жалеют уточку, сочувствуют ее трудностям, радуются с ней, рассказывают вернувшимся с работы родителям о том, как уточка справилась со страхами и какой хороший сам малыш, как он хорошо ел, гулял, играл и ждал маму с папой. Со временем пристрастие ребенка к сказке меняется, и это означает, что происходит развитие ребенка и он ставит перед собой новые жизненные вопросы. Возможно, ему захочется многократно слушать сказку про смелого Кота в сапогах.
Через сказку можно узнать о таких переживаниях и мыслях ребёнка, которые им самим ещё явственно не осознаются или которые дети стесняются обсуждать со взрослыми. Например, можно узнать об отношении ребенка к разводу родителей. Расскажите ребенку, как от сильного ветра упало на землю гнездышко, в котором спали три птички – папа, мама и птенчик. Взрослые птички разлетелись на разные ветки. Спросите, что будет делать птенчик. Чаще всего дети говорят, что птенчик полетит к маме или папе, или будет звать на помощь, и родители прилетят к нему. Если ребенок говорит, что птенчик погибнет от голода, холода, дождя, останется на земле, и на него кто-нибудь наступит, то это является признаком скрытой тревожности ребенка и требует особого внимания и правильного разговора с ним. Нужно найти выход через сказку, придумав вместе с ребенком, как помочь птенчику, проговорив все тревоги ребенка, возможно, подключить к разговору обоих родителей.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), то сказка с ее героями, их похождениями и подвигами может помочь решить вашему малышу эту проблему. Сначала мы должны описать героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру, а потом рассказать сказку так, чтобы малыш смог увидеть в главном герое себя. Далее следует описать проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписать герою все переживания малыша. После этого сказочный герой (а с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, его находит.
Сказки очень важны в воспитании, так как они помогают ненавязчиво скорректировать поведение детей. Например: ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»; легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»; эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке»; робкому и пугливому – сказку о «Трусливом зайце» и т.д. Только не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком – малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Ещё ни одно детство не обошлось без сказки. Почитайте вашему малышу сами или дайте ему послушать любимые ещё с нашего детства аудиосказки: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка», «Волк и семеро козлят» - и посмотрите, как ваш ребенок станет добрее и мудрее. Ведь детские сказки несут тепло и душевный покой, а значит и детское здоровье!
Очень многие родители не читают своим детям сказки, а зря. Важно понимать, что именно сказки дают надежду на лучшее, именно сказки заставляют верить в чудеса, учат любви и преданности. В сказках ребенок может найти много ответов на волнующие вопросы, поэтому не откладывайте книги, а сейчас же приступайте познавать сказочные миры.
Хочу предложить Вашему внимаю замечательные сказки, которые станут Вам верными помощниками в решении разнообразных проблем.
Текст сказок смотрим здесь.
А название сказок и описание проблем, которые они решают, смотрим здесь.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.
Обсуждение каждого этапа работы.
Источник: http://vsegda.by/library/
http://ulianna-life.blogspot.com/
Полезные статьи для развития ребёнка:
Песочная терапия - путь в страну психологического здоровья ребёнка
Рубрики: | Маленький мир Большого Волшебства/Сказкотерапия для Взрослых Полезняшки О детях и для детей Психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |