-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в chernobylez

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

борьба против забвения подвига чернобыльцев история поэзия святая русь чернобыль

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Авто-Любитель О_Самом_Интересном kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Без заголовка

Четверг, 05 Июня 2014 г. 17:40 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Рисунки Марины Цветаевой

ЦВЕТАЕВА




История обнаружения рисунков Марины Цветаевой, сами рисунки и их первичные обсуждения были опубликованы музеем в издательстве Kontinent (США,Чикаго) в 2006- 2008 годах. Рисунки МЦ находятся, в архиве фонда «Никитинские субботники» рукописного отдела Российской государственной библиотеки РГБ. Они были представлены в этой библиотеке на цветаевской выставке 1992 года. Попробуем ещё раз проанализировать ситуацию с этими рисунками, отчасти повторяясь для полноты картины и приведя некоторые новые соображения
источник



РИСУНКИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ /архивная находка/




Рис. 1

В «Вашингтонский литературно-музыкальный музей русской поэзии» поступили копии рисунков поэта Марины Цветаевой.

Не секрет, что хорошо рисовали дети Марины Цветаевой, Ариадна и Георгий. Не чужды этому были и её муж Сергей Эфрон, и младшая сестра Анастасия, и сын сестры Андрей Трухачёв, а сводный брат сестёр Цветаевых Андрей Цветаев был уникальным экспертом по живописи.

О том, что сама Марина Цветаева рисовала, в литературе, по нашим данным, сообщений нет. Её сестра Анастасия Ивановна Цветаева утверждала, что их мать передала ей любовь к живописи, а Марине — к стихам. И всё-таки, как мы увидим ниже, Марина Цветаева в молодости рисовала и неплохо. Таланту и тем более гению даётся, как известно, многое.

В 1992 году (год столетия поэта, объявленный ЮНЕСКО годом Марины Цветаевой) в Российской государственной билиотеке (бывшей «Ленинской») проходила скромная и кратковременная (чуть ли не однодневная или даже полдневная) цветаевская выставка из материалов архивов библиотеки. При открытии выставки говорились речи. <...>
Выставка быстро закрылась. Несколько месяцев я звонил в библиотеку, но ничего не добился. В 1996 году я уехал в Америку, основал в Вашингтоне «Музей русской поэзии», где Марина Цветаева занимает ведущее место, имея самую большую экспозицию<...>


002 (см.Рис1)

Об увиденных тогда, в 1992 году, на открытии библиотечной цветаевской выставки рисунках Марины Цветаевой я не забыл. В литературе ничего о них не появилось до сего дня. Не забыл о них и мой московский друг, организатор ежегодных Цветаевских костров в Тарусе, фотожурналист А.В.Ханаков, которому тоже ничего не удалось узнать об этих рисунках (он их видел на той же выставке 1992 года) даже в недавнее время.

И вдруг у меня появилась ниточка, потянув за которую, я вышел непосредственно на архив Росийской Государственной Библиотеки (РГБ).

Я уже десять лет дружу с моими вашингтонскими соседями супругами Гутчиными, людьми творческими, любознательными, общительными.



003 (см.Рис1)


<...>Где-то осенью 2005 года, общаясь однажды по телефону с Надеждой Яновной Гутчиной, узнаю, что дочка её лучшей московской подруги Марина Ваганова работает в архиве РГБ. Она знакомит меня с ними, и я прошу Марину от имени «Вашингтонского музея русской поэзии» поискать цветаевские рисунки. Марина с охотой и пониманием отозвалась на мою просьбу и через некоторое время я получаю необходимые данные: в архиве библиотеки содержатся 8 рисунков Марины Цветаевой, писать прошение на копирование рисунков от имени музея надо тому-то, дело по копированию рисунков иметь с тем-то!


004 (см.Рис1)

Посылаю в РГБ официальный запрос на копирование этих рисунков для моего музея. Получаю согласие, данные о стоимости заказа и способах копирования. Отправляю гарантийное письмо, обращаюсь к другу нашей семьи москвичке Галине Эмильевне Трифоновой, подарившей нам в своё время пушкинскую памятную медаль 1899 года, она оплачивает наш заказ, через некоторое время возникает оказия и копии рисунков оказываются в «Вашингтонском музее русской поэзии»!

Кажется, всё очень просто, но на это ушло несколько месяцев, заполненных телефонными звонками, электронными письмами, волнениями и ожиданиями очередных сообщений из Москвы и прежде всего ожиданиями самих цветаевских рисунков, загадочно промелькнувших на выставке ещё в 1992 году, т.е 13-14 лет тому назад.



005 (см.Рис1)


В лаконичной сопроводительной бумаге архива РГУ приведены следующие сведения о рисунках: автор — Цветаева Марина Ивановна, карандаш, фонд «Никитинские субботники», мужские и женские головы, [1910-е годы].

В шестом томе семитомного собрания сочинений Марины Цветаевой на с. 216 («Эллис Лак», М., 1994-1995) есть примечание о литературоведе и библиографе Никитиной Евдоксии Фёдоровне (1895-1973). В 1914 г. она организовала в Москве литературное объединение, собрания которого проходили на её квартире. С 1921 г. эти заседания получили название «Никитинские субботники». В 1922 г. при литобъединении под тем же названием было создано кооперативное издательство. Цветаева посещала «Никитинские субботники» в 1921-1922 гг., выступала с чтением стихов...». Там же сказано, что 31 декабря 1921 года Марина Цветаева прочла на очередном заседании «Конец Казановы» (третье действие своей пьесы «Феникс» ). Цветаева вела также издательскую переписку с Е.Ф.Никитиной.



Е. Ф. Никитина. Худ. Е. Е. Лансере. 1920. Б., кар.


<...> издательство просуществовало до 1931 года и почти все его книги впоследствии вошли в гослитовские списки на изъятие. В первый период существования «Субботников» (1914-1933 гг.) его посещали Антокольский, Белый, Вересаев, Городецкий, Ивнев, Сельвинский, Телешов, Федин, Инбер, Шенгели, Юон, Бабель, Булгаков, Пришвин, Асеев и другие известные авторы. «Субботники» возобновились в 1959 году в «хрущёвскую оттепель». Всего в литобъединение Никитиной входило в разное время не менее 128 писателей.



006 (см.Рис1)


Творчество и судьба Марины Цветаевой интересовали и волновали проф. МГУ Е.Ф.Никитину, так что при возобновлении после большого перерыва заседаний объединения «Никитинские субботники» в её квартире на Вспольном переулке, д.5, она сделала о ней в 1965 году доклад, на котором присутствовал друг Анастасии Ивановны Цветаевой и хранитель её архива Глеб Казимирович Васильев. В своём письме ко мне он привел следующие слова сообщения Евдокcии Фёдоровны, записанные им в тот же вечер: «...Я очень любила Марину Ивановну как поэта и как человека... Когда-то я собирала её книги и имела все без исключения сборники её стихов. Особенно радовала меня маленькая книжка «Феникс» — это очень редкое нумерованное издание, не вошедшее даже в наиболее полную библиографию Тарасенкова... Однажды ко мне зашёл поэт Осип Мандельштам, увидел этот сборник и попросил для прочтения на пару дней...». Никитина и Цветаева встречались до 1922 года, т.е до отъезда поэта за границу к мужу Сергею Эфрону. О нём Никитина тоже рассказывала в той же своей лекции.

Так что, наверное, цветаевские рисунки неслучайно оказались в никитинском архиве.



007 (см.Рис1)

Итак 8 карандашных рисунков: 4 женских головы и 4 мужских головы. Общее впечатление благоприятное. Рисунки выполнены твёрдой рукой. Изображённые портреты очень выразительны и эмоциональны. Лица персонажей имеют правильные черты, прекрасно выписаны глаза, волосы и другие детали. Создаётся впечатление, что выдержаны точные размеры и пропорции изображаемых объектов. Возможно, что всё это просто перерисовка из какой-нибудь книги с иллюстрациями портретов её героев. Вот слова Марины Цветаевой: «...Я рождена для прекрасного, заселённого тенями героев и героин» (1919 г.). К сожалению, мы не располагаем в настоящее время сведениями о том, кто представлен на графических портретах, выполненных Мариной Цветаевой. Тем не менее графика поэта не оставляет равнодушным и безучастным смотрящего на иные написанные ею портреты (надеюсь, в будущем удастся распознать, кто на них представлен).



008 (см.Рис1)


В результате проведённых поисков становится всеобщим достоянием знание о расширении творческого диапазона великого русского поэта ХХ века Марины Цветаевой. Её художественные способности ярко проявились в рассматриваемых здесь графических работах. Наверное, и цветаевская экспозиция в «Вашингтонском литературно-музыкальном музее русской поэзии», где хранятся полученные из Москвы копии цветаевских рисунков, станет теперь значительнее и интереснее. Цветаевские художественные работы будут демонстрироваться абсолютно всем посетителям музея.


Юлий Зыслин.
Вашингтонский литературно-музыкальный музей русской поэзии




009 (см.Рис1)



А вот ещё интересный факт.

В Болшевском музее Марины Цветаевой уже много лет экспонируется подлинный рисунок, выполненный МЦ примерно в 1925-1926 годах (дар Е.Б.Коркиной, 30 лет проработавшей в главном литературном архиве). Рисунок опубликован музеем в 1997 году в книжечке «Цветаева М. Здравствуй, порода моя – гранит! Неизвестные автографы Цветаевой».


Рисунок МЦ в Болшеве.

Описание рисунка сделано С.Н.Клепининой, лично знавшей поэта.
Марина Ивановна так ловко рисовала, что могла дать поручение по хозяйству своему мужу с помощью рисунка.

В этом рисунке видна твёрдая рука, умение, наблюдательность, детали, психологизм. МЦ графически изобразила целый сюжет, где представлены муж в виде льва (его домашнее имя - Лев), сын в коляске в виде кота (домашнее имя Мур), фрагмент кухни. Сергею Яковлевичу было тем самым дано задание скипятить молоко. Сверху над рисунком почерком МЦ написано: «Сыр, масло, молоко за окном. Сыр и масло – справа. Не упусти молоко (!!!). Не забудь <отправить>письма. – Простись!!!». Какова выразительность, детализация, ироничность рисунка.



Сестра МЦ А.И.Цветаева и биограф А.А.Саакянц не раз говорили о наличии нераскрытых ещё тайнах великого русского поэта ХХ века Марины Ивановны Цветаевой.

Анализ творчества, биографии, натуры Марины Цветаевой и её оригинального и неоднозначного творческого почерка требуют продолжения глубоких исследований, поисков, уточнений.

«Хотелось бы надеяться на то, что впереди нас всех ожидает ещё немало новых открытий и удивительных находок» (архивист-исследователь Е.И.Лубянникова, СПб.-Москва, 2004).


Об авторе:
28 (298x343, 14Kb)Юлий Зыслин (www.museum.zislin.com)– коллекционер и культуролог (с 1996 года живёт в США, г. Вашингтон); автор четырёх сборников стихов, двух книг прозы, десятков статей, 25-ти концертных и телевизионных музыкально-поэтических программ и сотен песен на стихи более 50-ти русских поэтов (провёл сотни выступлений в шести странах); основатель «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки»(1997,«Вашингтонской аллеи русских поэтов и композиторов» (2003), Цветаевских фестивалей в России (1994-1995) и Америке (2003-2004), музыкально-поэтических клубов «Свеча» (1979-1995, Москва, 1996-2000, Вашингтон), Вашингтонских Цветаевских костров (1996); инициатор проведения «Всемирного Цветаевского костра» 2002 года и создания русского отдела в новой библиотеке Большого Вашингтона (2005), коренной москвич, инженер-физик, кандидат технических наук, изобретатель.

Автор идеи создания «Американского многопрофильного музея русской культуры» для широкой публики.

Источник:
Прислал Юлий Зыслин
Веб сайт: www.museum.zislin.com
m-tsvetaeva.org
Номер телефона: 1-301/942-2728.


http://m-tsvetaeva.org/Раздел/О-ЦВЕТАЕВОЙ/Музеи-МЦ...етаева-пробовать-рисовать.html
http://www.museum.zislin.com/rus/publications/Tsvetaeva-pictures-3.html
http://e11enai.livejournal.com/1819.html
http://old.rk.karelia.ru/blog/tsvetaeva-zhiva-poka-goryat-kostryi/
http://adelina3.diary.ru/p180084064.htm?oam
http://polinapolli.mmm-tasty.ru/tag/Марина%20Цветаева
http://www.nashagazeta.ch/news/12780
http://www.belcanto.ru/or-shostakovich-zvetaeva.html

.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку