Настроение сейчас - Иногда в Колизее проходили дни для извращенцев - без убийствПродолжаю вопить одиноко в пустыне, находя в этом некую ветхозаветную радость.
В том, что касается Древнего Рима, на втором месте по степени вызываемого интереса после оргий находятся, безусловно, гладиаторские бои. Мы с вами, по большому счету, не слишком отличаемся от древних римлян по кровожадности и желанию полюбоваться чужим несчастьем. Что, скажете, нет? Будете бить себя в грудь: «Мы не такие, мы гуманные!» ? А кто намедни аварию на телефон снимал, да потом в интернетах комментировал, в том смысле, что «сама, дура, виновата»? Кто смотрит «Игру престолов» и жалуется, что первая серия скучная, ибо никого не убили и не изнасиловали? У кого оживление вызывают только новости про цунами, аварии на шахтах или катастрофы авиалайнеров? У нас, у гуманных, у цивилизованных! Так что не будем стесняться своих природных позывов, своей натуральной кровожадности, и поговорим про Колизей.
Гигантское сооружение это не зря считается символом Рима. Несмотря на то, что все с детства знают, как выглядит Колизей по многочисленным картинкам, при первом взгляде он все равно и удивляет, и поражает – размерами, величественностью и размахом.
Колизей, как известно интеллигентной общественности, это народное прозвание амфитеатра Флавиев, построенного уже упомянутыми императорами Веспасианом и Титом. Спонсорами амфитеатра выступали евреи – правда, не то, чтобы добровольно. Сто тысяч рабов, пригнанных из Иудеи и груды сокровищ, награбленных, в частности, в том самом иерусалимском Храме – вот что лежит в основе строительства этого римского символа.
И надо сказать, вышло весьма презентабельно. То, что мы видим, и чем восторгаемся сейчас – всего лишь 33% от прежней постройки. А раньше-то, раньше! Представьте себе не обгрызенную шляпную картонку, а четыре полных этажа, сверху облицованных мрамором, в нишах стоят статуи знаменитых воинов…. Загляденье!
Жалкие, жалкие остатки былой роскоши
Умещал театр около 50 тыс. зрителей – не каждый современный стадион таким похвастается. А еще меньше современных сооружений способны похвастаться такой удивительной продуманностью: зрители могли наполнить или покинуть театр за 15 минут – ведь у них было 80 (!) входов и 76 лестниц(!!!).
Кстати, игры проходили в любую погоду – и в дождь и даже в жару (жара в Риме гораздо неприятнее дождя) – ведь сверху при надобности натягивались специальные тенты. Было это делом непростым, для этого приглашали специально обученную команду матросов из императорского флота. Ну и правильно, делать-то им все равно нечего, мир, считай, завоеван…
Если кто-то скажет вам, что идти внутрь Колизея не стоит, что там одни развалины и ничего более – не верьте. Это говорят люди серые, обделенные всяческой фантазией. Впечатление Колизей производит, что изнутри, что снаружи – колоссальное, как и полагается.
Итак, все трибуны были разделены на 4 яруса, нижний самый престижный, а галерка, как и сейчас – для всякой шушеры. Но не все допускались на игры, разнообразным отбросам общества - рабам, а также могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам – вход был заказан. Сейчас, чтобы войти в Колизей надо купить билет, а в Древнем Риме на игры билеты не продавались. Различные общины, братства, гильдии, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения.
Кстати, даже с последнего яруса видно было преотличнейше
В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее (как перед выпуском нового айфона). Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Сенаторам даже разрешали приносить свои личные стулья. Понятно, что с сенаторов и прочей знати приглашения не требовали – их и так все знали в лицо. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем, стоячем ярусе.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось (очередное опровержение того, что Москва – это третий Рим), писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки. Ну, Коммода вообще было за что покритиковать, мерзкий был типок.
Гладиаторами обычно становились военнопленные, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник. Таким образом польза выходила двойная, или даже тройная: во-первых, негодяев преступников перебили, во-вторых, назидательное зрелище с воспитательной целью обеспечили, в-третьих, палача кормить не надо. Безотходное производство.
Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), поэтому в сериале «Спартак» ланиста, принимающий в своем доме видных римских граждан – не более, чем выдумка. Публика требовала профессиональных зрелищ, потому до выхода на арену обучение занимало несколько лет.
Кстати, в 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах.
Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть», на античных играх оттопыренный палец вне зависимости от направления означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Это сейчас можно посылать смс на платные номера, а тогда можно было просто докричаться.
Сцены охоты тоже пользовались огромной популярностью в Колизее. Это был отличный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей - ведь до рождения господина Дроздова оставалось еще почти 2 тыс. лет. Сначала охота была некой прелюдией к "основному блюду", убиению гладиаторов. Но потом римляне распробовали и охота сама переместилась в ранг главного представления, продолжаясь иногда по нескольку дней. Оно и правильно - гладиаторы-то все одинаковые, а звери разные, звери интереснее. Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.
Как видно на фотографиях, сцена в Колизее убрана, и можно рассмотреть подземные помещения, где эти самые звери содержались и откуда выпускались на арену. Чтобы гладиатор не расслаблялся, ему не сообщали в каком месте, на арене появится зверь – выпустить его могли практически отовсюду.
Хотя в Колизее и установлен крест в память о погибших в этом амфитеатре мучениках-неофитах, но исторических сведений о казнях именно христиан в стенах Колизея нет. Т.е. может, кого-то и убили ненароком, но без особого фанатизма. И количество их измеряется уж точно не сотнями и тысячами. Тем не менее, именно благодаря этому кресту Колизей сохранился до наших дней. Ведь до того, как папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью, амфитеатр растаскивали просто по кускам. Многие римские церкви, виллы и палаццо изготовлены из мрамора и кирпича Колизея. Ну, а уж после того, как крест установили – то разбирать театр было уже не с руки. Даже наоборот, приклеили некоторые отвалившиеся куски.
Крест серый, видно плохо – но он там есть, присмотритесь
Хотя… туристические посещения Колизея начались задолго до нашего времени. Как вам вот такое граффити на стене? Какой-то забредший рыцарь или оруженосец накарябал на стенке свою подпись с гербом «Здесь был Вася» - и через несколько сотен лет она сама стала достопримечательностью.
Pavlo de Veteris и герб в виде солнышка
Так что ничто не меняется, никто не меняется…