minirussia.ru/#articles.php?id=111
«Воробушек» — так переводится «ПИАФ» с французского. Это сценическое прозвище молодая уличная певица Эдит Джованна ГАСЬОН получила от своего первого продюсера ЛЕПЛЕ, хозяина кабаре «Джернис», человека, который в 1935 году привел ее на профессиональную сцену.
Холодной декабрьской ночью 1915 года на тротуаре одной из грязных парижских улочек рожала женщина. Потом циркачка Аннетт МАЙАР завернула свою новорожденную дочку в плащ, любезно предложенный прибежавшим на крики полицейским и тотчас дала ей имя — Эдит. Вот, пожалуй, и все, что непутевая родительница смогла сделать для своего ребенка. Вскоре она уехала, оставив девочку на попечение бабки и деда, которые, хоть и не были обрадованы появлением в семействе нового рта, от внучки не отказались. Маленькая Эдит все свои детские годы кочевала из дома в дом: сначала обитала у стариков Майаров, затем у бабушки по отцовской линии, Лиузы ГАСЬОН, работавшей кухаркой в борделе и там же жившей, после — перебралась к отцу, Луи Гасьону. В школу девочка толком не ходила: добропорядочные преподаватели упорно не хотели принимать в стены благородного учебного заведения ребенка, воспитываемого в доме терпимости. Эдит с малых лет приходилось учиться нелегкому ремеслу уличного артиста. Она работала с отцом (Луи был акробатом): он показывал публике трюки, а она пела песни и собирала «гонорар». Но отец Эдит, по ее же собственным словам, больше стремился обеспечить себе личную свободу, чем заработать денег.
В четырнадцать Эдит Гасьон начала самостоятельную жизнь. Вместе со сводной сестрой Симоной, они зарабатывали около 300 франков в день — этого было достаточно, чтобы снимать вдвоем комнатушку в дешевой гостинице, иногда пить вино, есть консервы и покупать новую одежду. Примерно тогда в жизни Эдит появились и мужчины. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь. Она будто следовала девизу: «От мужчины надо уйти до того, как он подумает, не уйти ли ему».
С отцом своего единственного ребенка, Луи ДЮПОНОМ, Эдит повстречалась, когда ей было семнадцать. Он переехал к сестрам в тот же день, когда с ними познакомился, и в ту же ночь оказался в их кровати (второй просто не было). Причем Симоне столь тесное соседство с влюбленной парочкой не доставляло совершенно никаких неудобств: она спокойно спала на своей половине. А через год в этой же кровати оказалась и маленькая дочка Эдит и Луи — Сесель. Но спустя несколько месяцев Сесель умерла от менингита... А у Эдит не было денег на похороны. Тогда она, девятнадцатилетняя девчонка, вышла на бульвар Шапнель в надежде заработать древнейшим способом. «Клиент», пораженный жалким видом Эдит, спросил: «Зачем ты это делаешь?» «Мне не хватает десяти франков на похороны дочери», — ответила она. Мужчина дал ей денег и ушел...
Но, что бы ни случилось, юная Эдит не переставала верить в то, что наступит день, когда ее имя станет известно всей Франции. Ее мечты очень скоро сбылись. Судьбоносная встреча с Лепле, с «папой», как она его называла, дала Эдит возможность петь в мюзикле «АВС».
Эдит Пиаф постепенно и упорно проходила путь от сборных концертов в маленьких клубах до сольных выступлений во всех самых престижных залах мира, включая «Олимпию», «Мулен-Руж», «Карнеги-холл», «Версаль» (самое известное кабаре в нью-йоркском районе Манхэттен).
Поначалу у Пиаф не было даже своего репертуара. Иногда ей удавалось убедить кого-то написать песню именно для нее. Но чаще всего Эдит исполняла произведения молодых авторов, которые, как и она, только начинали свой путь в шоу-бизнесе. Один из них, Раймон АССО, поддержал Пиаф после смерти ее «папы». Их просто притянуло друг к другу. Пиаф доверила Ассо некоторые факты своей биографии, и они легли в основу прекрасных лирических стихотворений, ставших песнями «Мой легионер», «Большое путешествие бедного негра», «Мое сердце выбрало его», «Париж — Средиземноморье» и других. Музыка к песне «Мой легионер» была написана Маргаритой МОННО, которая впоследствии стала не только «своим» композитором, но и близкой подругой певицы. Позже Пиаф создала с Монно еще несколько песен и среди них «Маленькая Мари», «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».
К этому времени Эдит начала сочинять сама. Первая же из авторских вещей Пиаф, песня «Жизнь в розовом свете», написанная в 1945 году под впечатлением одной встречи в ночном поезде, стала визитной карточкой певицы. Тираж пластинки с этой песней достиг огромной цифры — трех миллионов экземпляров. Впоследствии «Жизнь в розовом свете» исполнялась такими выдающимися певцами, как Бинг КРОСБИ и Луи АРМСТРОНГ.
Жить для нее значило — любить. У Пиаф было много мужчин из самых разных слоев общества. Но, наверное, единственным, кто оставил глубокий след в ее сердце, стал боксер Марсель СЕРДАН. Его трагическую кончину Эдит переносила долго и мучительно. Она пила до бесчувственного состояния, искала утешения в спиритизме, колола морфий. Ее мучил тяжелейший артрит. Список ее бед довершил рак. С ним она справиться не смогла...
далее читайте в июньско номере журнала
Интересные факты:
* Певица поллучила свое имя в честь английской медсестры Эдит Кэвелл, растрелянной немцами во время Первой мировой войны.
* У Аннет, матери Эдит, были Итальянские и марроканские корни. Отей Луи родом из Нормандии.
* Рост Эдит всего 1 м 47 см.
* Чтобы прокормить себя Эдит подрабатывала в кафе и на фабрике.
* Во время гастролей по США Эдит познакомилась с Марлен Дитрих. Их дружба продолжалась вплоть до смерти Эдит.
* Узнав о смерти Эдит, ее друг поэт Жак Кокто, произнем: «Я хотел бы умереть следом.» И скончался спустя несколько часов.