Эдмунд Блэйер Лейтон
Мысли. Венцель Ульрик Торнё (1844, хутор Леншой близ Свендборга - 1907, Фредериксберг), датский художник-жанрист. |
Павел Федотов,1848 г
Действие происходит в гостиной купеческого дома. Жених — немолодой офицер в мундире со сверкающими эполетами — прибыл для знакомства с невестой и её родней. Ожидая приёма, он всем видом демонстрирует уверенность в своей значимости и ценности в качестве будущего мужа.
«Молодым жёнам старых мужей свойственно рано задумываться о выборе того, кто утрёт их вдовьи слёзы». Карло Освальдо Гольдони , венецианский драматург, комедиант и переводчик, либреттист. |
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец». |
Картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Картина «Неравный брак» впервые экспонировалась на академической выставке 1863 года. Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением она сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора. |
«К венцу (Прощание)» Владимир Маковский
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя.
Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь.
А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами. |
Перед венцом Фирс Журавлёв 1874
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант.
В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью.
Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. |
"После венчания" Фирс Журавлев
Шарль Луи Бонье «Невеста», середина XIX века
На этой картине мы видим невесту в белом платье и фате, которая, облокотившись на стул, печально смотрит на картину на стене. На первый взгляд может показаться, что девушка молится, но картина, на которую не отрываясь смотрит невеста, вовсе не похожа на икону. Скорее всего там изображён кто-то из её предков, возможно даже отец. Вглядываясь в портрет, юная красавица словно просит совета и поддержки. Видно, что предстоящий брак очень беспокоит героиню. Возможно, она выходит замуж не по любви и её охватывает тревога за своё будущее. Девушка очень молода и хороша собой. Платье у неё сшито из дорогой ткани и оторочено мехом. Из этого можно сделать вывод, что на дворе зима или поздняя осень. Очень мило смотрится и венок на голове невесты, он словно подчёркивает её молодость и невинность. Интерьер комнаты довольно шикарный. На стенах висят картины в тяжёлых, широких рамах, высокая кровать отгорожена роскошным балдахином, старинный резной комод красного дерева с ножками в виде львиных лап на котором лежит букет невесты и белые перчатки. Отдельного внимания заслуживает стул, на котором девушка стоит на коленях. Он достаточно не обычный — очень низкий. Дело в том, что это специальный стул для молитвы. Такие стулья назывались Prie-dieu, что в переводе означает «молитва». Изначально такие стулья использовались только в церквях, но позже знатные люди стали пользоваться такими стульями и дома. Вся мебель, окружающая девушку, явно древняя и фамильная, то есть девушка из богатой семьи и скорее всего из знатного рода. Однако предстоящий брак её почему-то не радует. Наоборот, невеста имеет страдальческий вид, её что-то тяготит. Но, судя по всему, выбора у неё нет. Пока девушка в растерянности, но светлый и позитивный тон картины оставляет надежду на то, что брак героини всё-таки будет счастливым. У Шарля Бонье есть несколько картин с изображением невест и ни на одной из них невесты не выглядят счастливыми. Сегодня картина «Невеста» хранится в частной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|