Бидермейер стиль, бидермейер стиль. |
Бидермейер (Бидермайер) — это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815—1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер—стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.
Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих
стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах. Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.
Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.
В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.
Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.
На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.
Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.
В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.
Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.
От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.
От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.
Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.
Типичным предметом обстановки—небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.
Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.
Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло — массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.
Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.
Что касается тканей, то они могли быть разными — сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное — спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.
Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.
Популярнейшим предметом обстановки становится стол, за которым читают, пишут, играют – на стол можно также поставить цветы. Практически для каждого случая существует стол определённого вида. Становятся популярными секретеры с потайными ящичками. Большим спросом пользуются конструкции с раздвижными столешницами, а также с откидными крышками.
Мебель тёплых тонов, написанные акварелью картины, различные гравюры, а также большое количество декора, украшений и сувениров характерны для интерьеров того периода. При этом бидермейер можно назвать практичным: он допускает наличие только тех предметов мебели, которые являются функциональными и комфортными. Мебель наконец стала в первую очередь удобной, и только потом красивой – у ампира бидермейер позаимствовал идею лаконичности и практичности.
Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.
Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.
После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |