-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 24532


...Хорошо бы такой в подарок получить.

Суббота, 31 Декабря 2005 г. 20:53 + в цитатник
...Никто не хочет подарить? :)

Предупреждаю - картинка большая.



Шаман

Настольная композиция "Шаман. В ущелье духов".
Дамасская сталь, эбеновое дерево, белый металл.
Ковка, резьба по дереву, художественное травление, оксидирование.
Автор - А. Кисурин.
Тула, 2005 г.
Метки:  

Seiril   обратиться по имени Суббота, 31 Декабря 2005 г. 20:57 (ссылка)
Хочу подарить. Себе. Ага)
Ответить С цитатой В цитатник
Celt   обратиться по имени Суббота, 31 Декабря 2005 г. 22:41 (ссылка)
seiril, ага :)
Ответить С цитатой В цитатник
_virtue_   обратиться по имени Воскресенье, 01 Января 2006 г. 15:46 (ссылка)
Навороченно!
А сама композиция, наверное, маленькая в натуральную величину? Почему-то у меня такое ощущение, что она практически 1:1 с фоткой
Ответить С цитатой В цитатник
Celt   обратиться по имени Понедельник, 02 Января 2006 г. 18:39 (ссылка)
_virtue_, угу, навороченно. Ну дык это ж больше художественное, нежели функциональное. А сама композиция... Хм, не знаю, может и побольше :)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 15 Июля 2010 г. 22:24 (ссылка)
Настольная композиция "Шаман. В ущелье духов". (2005г)
Автор — Андрей Кисурин
Дамаск — Роман Окушко и Сергей Епишкин.
Дамасская сталь, белый металл, эбен.
Ковка, гравировка, резьба, канфарение, оксидирование.
Клинок, надо сказать, интересен ещё и тем что с другой его стороны мы видим шамана со спины.
Многие задаются вопросом - откуда мастера - оруженики берут идеи и вдохновение, создавая шедевры авторского художественного оружия.
Андрей постарался ответить на этот вопрос в своей статье «Грани ирреального», посвященной его творению - настольной композиции "Шаман. В ущелье духов".
ХО считалось у шаманов священным, было сильным талисманом и оберегом, использовалось для очищения от злых духов после камлания. Мне хочется раскрыть собственные мысли на возникновение начального помысла к творчеству, зарождение идеи, которая, материализуясь, насыщаясь образами, постепенно становилась на твердую почву накопленного материала. В композиции «Шаман» нет ничего случайного…

С трудом, преодолевая валуны и мелкие обломки скал, перепрыгивая с камня на камень, ища хоть какой то намек на тропинку здесь можно плутать бесконечно долго. Только обретя в бесконечных поисках внутреннее равновесие можно, интуитивно почувствовав направление звука, придти на голос бубна и увидеть сквозь дымку старого шамана. Тихий неразличимый шепот скал толи вторит, толи отвечает ему. Высокие сосны почти вплотную подступают к чертогам ущелья, в некоторых местах пытаясь взобраться на темные почти черные, отполированные ветрами стены. Окружающее пространство наполнено первобытной силой. Кажется, кто-то невидимый вот-вот коснется, заставляя вздрогнуть и обернутся. Так бывает когда чувствуешь на себе предостерегающий взгляд дикого животного. Непонятно как, некоторые из деревьев смогли, здесь закрепится и вырасти? Причудливо цепляющиеся за скалы, устремленные вверх. Поросшие серебристым мхом, древние и сильные, издали они кажутся, пронизаны серебром. Одинокая фигура, ритмично двигающаяся в такт ударам бубна, завораживает. «Дум-дум» звучит сначала задумчиво. Медленно раскачиваясь, старик двигается, как будто освобождаясь от мешающего груза. Среднего роста, сухой, жилистый, с движениями полными внутренней энергии, с неистовыми глазами, всем обликом напоминающий скорее мифического зверя, нежели человека. Он одет в костюм из оленьей кожи пестреющий всевозможными металлическими фигурками, колокольчиками и кружочками. С плеч и рукавов свисают многочисленные ленточки. Ритмично бьет колотушка в большой бубен, и он отвечает в такт ударам сердца «дум- дум». Движение ускоряется, переходя в неистовый танец. В какой то миг пространство вокруг начинает дрожать, сворачиваться, следуя движениям шамана. Искажаясь, оно преображает его лик. Разрастаясь текучим маревом плавно скользя по стенам устремляется вверх . Духи предков, помощники шамана, возникая, туманными силуэтами движутся следом. А потом все растворяется. Старик исчезает. Оставив в голове лишь звук бубна «дум- дум».
Не сон, не явь, только образ, возникшый перед глазами, настойчиво требующий воплощения. Повествуя иносказательно, хотелось раскрыть собственные мысли на возникновение начального посыла к творчеству, зарождение идеи ,которая материализуясь, насыщаясь образами, постепенно становилась на твердую почву накопленого материала. Предлагаю, слегка коснутся историко-этнграфического описания явления называемого шаманизмом.

Термин «шаманство» («шаманизм») вошел в литературу в XVIII веке. Слово шаман воспринято из языка эвенков. Упоминается в письменных источниках «отписках» и «доездах» русских служилых людей в документах XVII столетия. Сейчас с достоверной точностью сказать не возможно когда появились первые шаманы. Но рождены они были самой жизнью природной средой и самим человеческим обществом. Известно, что любая религия связана изначально с верованием в высшие и сверхъестественные субъекты не подвластные обычным органам чувств. В суровом полном опасностей и необъяснимых событий мире человеческому разуму нужно было найти точку опоры, можно сказать сильного союзника. Одухотворяя окружающую среду, явления , человек пытался выстроить взаимоотношения с неподвластными , могущественными и всепроникающими силами ,задабривая испрашивая помощи у них . Постепенно выясняется , что у кого-то подобные действа получаются лучше , а кого то духи не слышат вовсе. Обязанности эти, со временем ложатся на одного человека, священнослужителя в своем обществе, который выступает посредником между своим коллективом и миром божеств и духов.

Археологи считают, что анимизм имел место уже в каменном веке, о чем свидетельствуют наскальные рисунки того времени. В западной Европе на потолке грота Труа-Флер изображен известный в научной литературе «танцующий колдун». Необычен его облик, объединяющий сразу семь персонажей: у него рога оленя , глаза волка , лик совы , борода серны , лапы медведя , лошадиный хвост и человеческое тело. Неподалеку есть немало фантастических изображений Людей с рогами на голове. Ученые пришли к выводу, что так могут быть нарисованы только «колдуны», а точнее и ближе, по сути, шаманы. Рисунок этот наиболее ранний. Подобная тематика, правда, датируемая более поздним временем найдена и в Сибири. На озере Байкал есть наскальные рисунки, носящие ритуально-религиозный характер. Скала Саган-Заба уникальна изображением людей с воздетыми в молитвенной позе руками. В бухте Ая на откосе угадывается человеческая фигура в обрядовом костюме и шапке с рогами. На территории Якутии в долине реки Мая находится уникальная шаманская писаница, помимо четырех рогатых фигур присутствует солнце, ритуальный сосуд и нож. В устье реки Синэ – сложная наскальная композиция. Центральное место занимает фигура лося, группа человечков выполняющих какое-то действие и равная по величине лосю фигура атрибутами напоминающая шамана. В силуэте угадывается посох , головной убор и бубен. Сравнение археологических находок и современного образа и костюма шаманов, а так же деталей найденных и существующих в наше время не вызывает сомнений в возрасте шаманизма и религиозной принадлежности этих артефактов.
Следует отметить, что шаманизм как религия был присущ всем культурам, являясь важнейшим этапом в истории человечества связанный с обретением единой картины мира, представлении о вселенной, обретении собственного я. Во многих уголках земли она переживала свои расцвет и угасание, но существует и в наше время. Своеобразны и в то же время удивительно похожи ритуалы и обряды посвящения в шаманы, методы лечения и формы общения с духами у народов Севера, Сибири, Америки, Австралии, и Африки. Хочется сказать, что шаманы и сейчас востребованы, как правило, в наиболее трудных и экстремальных для выживания человека условиях. Это и не удивительно. Круг обязанностей, уровень комплексных знаний, практического умения применимого в данном конкретном месте, под силу только уникальной личности. Необходимо пояснить: находясь на большом удалении от всех доступных цивилизованных методов врачевания, шаман опирается только на собственный ум, знания накопленные предками, приобретенные за годы жизни и собственную интуицию. Все это непостижимая смесь из траволечения, умения добыть и приготовить лекарства из животных, иными словами весь доступный комплекс народной медицины. Все это в равной степени дополняет «психотерапия» полная слуховых, а также зрительных образов религиозно-поэтического содержания. Очевидно, что это позволяет влиять на весь спектр органов чувств человека и как органичная терапевтическая смесь исцелять.

Приведу мнение хорошо известного на западе ученого М, Харнера. «Шаманство — это необычайно увлекательный интеллектуальный и психический процесс, в котором принимают участие, как сам шаман, так и его пациент. Совершая героические путешествия и поступки, шаман помогает больным людям переступить границу обычного, повседневного осмысления действительности, в том числе и осмысления своей болезни. Шаман дает им понять, что духовно и психически они не одиноки в борьбе с болезнью и смертью. Он делится с пациентами своими тайными силами и внедряет в их глубинное сознание мысль о том, что есть человек, который рад принести себя в жертву, чтобы помочь им. Эта готовность шамана к самопожертвованию вызывает у пациентов соответствующее стремление к соучастию, они чувствуют себя обязанными встать рядом с шаманом и сражаться за свое спасение. Так лечение и увлечение начинают идти рука об руку. Сегодня мы постоянно обнаруживаем, что даже чудеса западной медицины подчас не способны сами по себе решить все проблемы лечения и профилактики болезней. Все чаще и чаще медики-профессионалы, и их пациенты ищут новые, дополнительные пути лечения. При этом сплошь и рядом случается, что даже профессиональный врач не в состоянии отделить действенные приемы от шарлатанства. Отличие древних методов шаманства в том, что они уже проверены временем, причем испытание это они выдержали на протяжении неизмеримо более долгого периода, чем, например, психоанализ и множество новых психотерапевтических методов лечения...».

Откуда начинается дорога настоящего шамана, на которую он становится зачастую помимо своей воли, по которой должен идти всю оставшуюся жизнь? Пока не наступит время, когда высшие силы не сочтут долг выполненным, тогда дар божий слегка отпустит уставшего старика.
Момент инициации происходит в юности или отрочестве, Юноша переживает глубокий психологический кризис, длящийся несколько лет, который перерастает в кризис физический. Однажды происходит условная «смерть», длящаяся от трех дней до недели. Это обязательная форма посвящения. Только преодолевший ее обретает тайные знания и шаманский дар.
Приведу выдержку из наиболее известного описания этнографа А.А.Попова записанные со слов вилюйского шамана: «…Зимою, в один из теплых дней я верхом поехал разыскивать своих оленей. Время близилось к ночи; вдруг я почувствовал сильный удар в спину неизвестно от чьей руки; все тело пронзило холодом, словно кто-то облил ледяной водой. Подняв голову, я увидел трех воронов: один был с белой головой, другой — пестрый, а третий - обыкновенный черный. Заинтересовавшись их необычностью, я до того загляделся, что, теряя сознание, упал на землю. Падая, услышал чей-то голос: «Оказывается, здесь тот, которого искали». Дальнейшые события длятся бльше полутора лет. Впадая в беспамятство он переживает страшные страдания. Происходит так называемый акт пересотворения шамана. Духи расчленяют тело , дробят кости, затем складываю заново . «В начале второго года мне во сне все время приходилось спорить с духами. Я говорил, что ни за что не буду шаманом. Они настаивали: лучше согласись, все равно будешь!». «…В таких мучениях я провел весь второй год. Весной поехал ловить оленей и, приблизившись к стаду, увидел перед собой большую собаку. В ушах зашумело. И я опять лишился сознания. Очнулся крепко-накрепко связанным. Это родные, обеспокоенные моим долгим отсутствием, отыскали меня и увезли домой. Ночью я услышал голоса: «Добудь себе одежду, бубен и будь шаманом».
Во время моей последней болезни родные догадались заказать бубен и колотушку, чтобы заставить меня скорее шаманить и этим избавить от мучений. Поправившись, я стал шаманом».

Молодой человек становится учеником более сильного опытного шамана.
Порой учитель уже ждет его выздоровления, зная каким то образом заранее, иногда кандидат, встав с ложа, призывает опытного шамана. Обучение может продлиться до двадцати лет, все зависит от возможностей ученика. Красиво и поэтично пишет о пути шамана, известный этнограф В.Л. Серошевский: «…Обязательства, которые берет на себя шаман, нелегки, борьба, которую он ведет, опасна; есть предания о шаманах, заживо похищенных на небо, о шаманах, убитых духами или замертво падших от лицезрения тех мощных сил, которые они осмелились вызвать. Чародей, решающийся на эту борьбу не из-за одних только материальных выгод, но и ради облегчения страдания ближнего, чародей по призванию, верующий и убежденный, принимающийся за дело с каким-то восторженным пренебрежением к собственной опасности и озаренный высоким светом жертвы, — такой чародей производит всегда на слушателей громадное впечатление. Раз и два увидев настоящих шаманов, я понял деление их на великих, средних и лживых. Иной из этих кудесников так мастерски располагает свет и темноту, тишину и заклинания, модуляции его голоса так гибки, жесты так своеобразны и выразительны, удары барабана, и тон их так соответствуют моменту, и все это перевито такой оригинальной лентой неожиданных слов, остроумных загадок, художественных, часто изящных метафор, что невольно поддаетесь, прелести созерцания этого дикого, свободного творчества дикой, свободной души».
История, этнография, мистика все связано непостижимо и притягательно. Цитируя известных этнографов хочется показать глубину и насыщенность явления. Особого внимания заслуживает мнение М. Элиаде собравшего обширнейший материал по всему миру: «…Хотя шаманы выполняют свой экстатический танец в юрте, полной зрителей, в ограниченном пространстве, в нарядах, содержащих свыше 15 килограммов железа в форме кружков и разных других предметов,
они никогда никого не задевают. И хотя во время транса казахско-киргизский бакса бросается во все стороны с закрытыми глазами, однако всегда находит нужные ему предметы. Эта поразительная способность контролирования даже экстатических движений подтверждает замечательную нервную конституцию. Сибирский или североазиатский шаман не выказывает признаков умственного расстройства, его память и способность самоконтроля явно выше средних; У самоедов, остяков шаман обычно здоров, а в интеллектуальном отношении часто превосходит свою среду! У бурят шаманы являются главными хранителями устного эпического творчества. Поэтический словарь якутского шамана включает 12 000 слов, тогда как общеупотребительный язык — всего 4000. Интеллектуальные усилия даякского шамана-пророка огромны и указывают на значительно более высокие, чем у большинства, умственные способности».

Возвращаясь к воплощению художественного образа шамана, хочется показать конечный результат, сложенный из поэтического языка символов людей находящихся в гармонии с окружающим миром. Используемые элементы многомерны в силу принадлежности и требуют детального пояснения. Композиционное решение по содержанию напоминает ущелье с хаотическим нагромождением скал. Священнодействие у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, в ограде или юрте - это проявление биосферной сущности человека, его стремление и воля к жизни. Деревья пронизанные серебром, как положительный источник движения хтонического низа направленное вверх. Почитание Неба и Земли - стержень всего комплекса верований. Они наполняют человека первородной силой. Две стороны клинка как две составляющие времени. Шаман, опираясь на прошлое, коллективный разум предков способен заглянуть в будущее. Сторона обращенная к прошлому увенчана фигуркой духа помощника - имеющего отношение к духу предков . Сама фигура Шамана находится в действии , борьбе, полна внутреннего напряжения. Постоянно прилагая максимальные усилия, восстанавливая гармонию мира, гася возмущения. Острота глаз волка помогает еще дальше вглядываться в окружающее обнажая таящееся зло, а перья гагары – подняться выше к божественному началу, стремясь к совершенству.
Бубен имеет очень большое значение, без него не осуществлялось ни одно таинство. Понимается как транспортное средство шамана: лодка, плот или олень. Как лодка и плот воспринимается живым существом. Символизирует Вселенную и дороги по разным мирам. Он является местом сбора духов помощников и символическим средством передвижения. Бубен вогнут, как бы резонирует, звучит. Под ним клубится дым: понимается как пространство и время. Если присмотреться, в нем заключены три «проруби» шамана. Это тоннели в разные миры: верхний средний и нижний. Вспомните трех воронов . Сам кинжал трактуется, как: обладание способностью действовать в мире стихий. Шаман рассекал облака, поднимаясь в небо. Интересный факт, что холодное оружие считалось у шаманов священным. Было сильным талисманом и оберегом. Использовалось для очищения от злых духов после камлания. Навершие напоминает головной убор. Является знаком возможности достигать верхнего мира. В совокупности с рукоятью очень похожи на Шаманское дерево. Количество ответвлений на рогах возрастает с уровнем шаманского посвящения и увеличения его сакральной силы. Связь шамана с небом воспринимается приближенностью к божественному началу, персонифицированному закону природы. Рукоять, имеющая следы восходящего дыма, как приобщение к таинству действа. Гарда: пояс костюма, который помогает проникать в недоступные для человека миры и общаться с духами. Символизирует дорогу ,меридиан опоясывающий землю. Лезвие: незыблемость, изначальность, действие. Прошлое и будущее: оборотные стороны и связь между ними. Фактура отделки поверхностей, рисунок дамасской стали: живые проявления не живой природы. Лишайник, стоящий на грани живой и не живой природы тоже выбран мной не случайно.

Рассматривать композицию, в главном, следует: тематическим сгустком традиционных представлений, отражающих свойственное архаическим культурам отношение человека к окружающему миру. Не противопоставление себя природе, не противоборство с ней, не покорение и не преобразование ее, а осознание себя - человека частицей мироздания, Космоса, восприятие своего существования только в гармонии с природой.
--
Статья вышла в специализированном номере журнала «Оружие», посвященном АХХО no12, 2006 г.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Четверг, 15 Июля 2010 г. 22:38 (ссылка)
Я знаю ) Выложенная картинка - именно та, которую публиковали в этом журнале, если мне не изменяет память )
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 15 Июля 2010 г. 23:46 (ссылка)
Нет, вот скан из журнала
//s40.radikal.ru/i087/1007/79/82c98727b5f0.jpg
Это фото с сайта гильдии
http://rusartknife.org/images/kisurin/shaman.html
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 01:18 (ссылка)
Аноним, это обложка журнала ) Я её сам сканировал. Правда, не помню, в этом ли журнале была приведённая Вами статья, или в другом.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 01:53 (ссылка)
Я привела вам фото из журнала «Оружие», посвященном АХХО no12, 2006 г. в котором была размещена статья и это не его обложка была) Собственно, держу номер в руках))
Вы сканировали другой журнал)
Но суть вовсе не в этом, а в том что вот чем мне нравится Андрей, так это подходом к своему делу. Удивительный он человек, очень его люблю и уважаю и как мастера и как личность)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 15:17 (ссылка)
Вы правы ) Поковырялся в подшивке - убедился )
А работы у Андрея замечательные, и видно, что человек в них душу вкладывает.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 16:57 (ссылка)
Да, душу вкладывает в работы и плюс ко всему много пишет, делится опытом, мыслями. Приходите на осенний Арсенал, познакомлю))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 17:00 (ссылка)
И с Валентином Тимофеевым и с Еленой Ивановной Ефимовой чьи работы вы выложили - тоже)) и с Геннадием Дмитриевичем Соколовым и с Андреем Корешковым. Собственно, хоть со всей гильдией *)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 17:30 (ссылка)
Спасибо большое за приглашение ) Но увы, боюсь, в Россию мне нескоро доведётся попасть...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 21:46 (ссылка)
О, простите, я не посмотрела, а где вы живете? Если не секрет.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 21:49 (ссылка)
В Тбилиси. К нам из России гораздо проще добраться, чем наоборот - визы, суета, бюрократия и прочие прелести.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 16 Июля 2010 г. 22:47 (ссылка)
Знаете такого мастера как Заза Ревишвили?)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Celt   обратиться по имени Суббота, 17 Июля 2010 г. 14:32 (ссылка)
Нет, лично не знаю, хотя работы видел в интернете )
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 17 Июля 2010 г. 19:01 (ссылка)
Замечательный мастер и человек, тоже посещает российские выставки. Арсенал в том числе. Если вы интересуетесь авторским художественным холодным оружием, погу кинуть несколько интересных ресурсов, в том числе тех, где можно пообщаться с мастерами интерактив )
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку