Александр Савко - «Демоны моей мечты»
С 15 июня по 14 июля в Айдан галерее на Винзаводе
Источники:
Врубель М. "Демон"
Врубель М. "Царевна-лебедь"
Голембиевская Т. "Урожай"
Ефанов В "Незабываемая встреча"
Иогансон Б. "Допрос коммунистов"
Коржев Г. "Поднимающий знамя"
Кукрыниксы "Конец"
Пластов А. "Родник"
Пластов А. "Первый снег"
Репин И. "Бурлаки на Волге"
Репин И. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Рубенс П. П. "Похищение дочерей царя Левкипа"
Составные части:
Тинки-Винки, Дипси, Ляли, По (телепузики)
Персонажи из мультсериала "Футурама" (черт их знает, как их зовут)
Спайдермен
Капитан Америка
Семейка Симпсонов
Кошки, собаки
Монеты ценностью в 1 и 10 копеек
Коллективное бессознательное
Результат:
Художник Александр Савко работает в жанре палимпсеста, то есть рисует свои картины "поверх" хрестоматийных. "А так как мне бумаги не хватило, то на твоем пишу черновике" (А. Ахматова). Черновиком является отечественная (подкрепленная в данном случае великим Рубенсом) классика, привычная, знакомая, растиражированная до безликости, ставшая элементом массовой культуры, опущенная в самом деле до формата черновика, бессмысленного изображения на страничке альбома, календаря или учебника. И Савко дарует ей новую жизнь, актуализуруя канонические шедевры путем наполнения оных современными персонажами и сегодняшними реалиями - в качестве таковых могут выступать и копеечные монеты. Эти персонажи и эти реалии в самом деле копеечные, почерпнутые из недр детских телесериалов, комиксов, мультиков, развлекательных фильмов. Да, масскульт. Но ведь и Репин с Пластовым тоже стали таковыми, утратив былую ауратичность. Савко сталкивает вроде бы несовместимое, но типологически схожее, приевшееся, выпадающее из границ искусства - ведь Врубель с Пластовым сегодня тоже являются чистейшими образцами китча, увы. И Гитлер, появляющийся на картинах Савко, - уже не тиран и деспот, а персонаж из кинокомедий. Тираж уничтожает подлинность. Но для того, чтобы ее воскресить, следует, вероятно, не писать "энергичной кистью" пейзажи, проникнутые "неподдельной лиричностью", а сознательно аннулировать себя, убить в себе художника. Известный, кстати, рецепт: "смертию смерть поправ". Савко воскрешает искусство, работая с анти-художественным, искусственным материалом. Клин - клином.
Картины Александра Савко нельзя оценивать с точки зрения мазка, композиции, светотени. Они буквально анонимны (хоть и профессионально мастеровиты), тем паче, что и сюжеты заимствованы у арт-мэтров, а персонажи - у создателей культового ширпотреба. Но, тем не менее, это в самом деле подлинное искусство: "дух веет, где хочет". И понятно, почему эстетски-снобская элитарная Айдан Галерея работает с этим художником-ерником. Никакой это не постмодернизм, не полицитатность и гипертекст. После экспозиции Савко очень хочется заново посмотреть на Врубеля, Репина и даже Иогансона. Только вживую, в музее, а не на репродукции.
Только нет времени оторваться от телевизора и пересчитывания копеек в кошельке. О музее остается только демонически мечтать.
P. S. Кстати, недавно польское Правительственное агентство по защите прав детей уличило телепузиков в пропаганде гомосексуализма. Там кто-то из этих бесполых существ носит дамский ридикюль. Так что, оказывается, телеперсонажи в самом деле куда актуальней и радикальней художников-классиков. Они оказываются в зоне правительственного внимания. А кому придет в голову обличать в мужеложестве пьяных запорожцев, грязно пристающих к султану, или думать о сомнительном происхождении Царевны-лебедь с неизвестными родителями?!
Федор Ромер