-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Красная_Фурия

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.03.2008
Записей: 3653
Комментариев: 166821
Написано: 319922


Ветер ли старое имя развеял ...

Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:02 + в цитатник

  В периоды крайне острой загруженности, когда даже в единственный выходной (если он случается, конечно) в голове скакуны на рабочую тему, когда пытаешься отвлечься, но смотришь кино и через час не вспомнить, что было в начале, в этом случае всегда на выручку приходит классика. Любая. Но лучше Островский или Диккенс. Или вообще кто другой.

  Так случилось и неделю назад. И я по этому поводу даже начала скидывать наброски для будущего сообщения. О двух моих любимейших великих "бородах" мировой литературы старожилам бложика напоминать не надо - Толстой и Тагор. Всегда! 

  В этот раз лечебной пилюлей был Тагор. Собственно, с этого я и начинала запись в черновике, которая так и осталась нерожденной в бурном потоке текущих событий.2410721_20210703_234550 (700x165, 26Kb)

   Его "Последняя поэма" (Shesher Kobita) - про любовь, сильную, взаимообогощающую и ... не возможную. Во всяком случае, в этой жизни героев. Но у них там все сложно со следующими рождениями, поэтому они обязательно будут вместе. Потом. А сейчас, в финале повести Лобонно пишет последнее письмо своему Омито с чрезвычайно пронзительными строками, которые в изрядной переработке стали у нас популярны благодаря фильму "Вам и не снилось". 

 И вот идешь такая по Шанхаю, совсем далеко от мыслей недельной давности и даже не помышляя к этой теме возвращаться, а на тебя из-за угла внезапно "выскакивает" памятник. Но еще внезапнее, что это Рабиндранат Тагор!

  Точнее, в местном произношении - Лобиньдэланатэ Тайгээр.

photo_2021-07-04_00-05-10 (525x700, 511Kb)
photo_2021-07-04_00-06-59 (525x700, 436Kb)

Ну, не знаю, кому как, а по мне так это жжж неспроста. Точно знак, еще бы угадать какой))

PS. И только хотела нажать кнопку публикации, как вспомнила об еще одной касательно связанной теме. Еще раньше, отмечая уход того или иного актера, я писала неоднократно, что день смерти Сумитры Чаттерджи станет для меня "чёрным днём" календаря. Еще один бенгалец, чье имя достойно стоять если не на одной ступени с Тагором, то быть в списке им возглавляемом. Прошлая осень стала для Мастера последней. Да, возраст, но это всё равно ковид... По хорошему, о Сумитре-джи надо написать отдельно. А пока - прочитанное им письмо Лобонно из "Последней поэмы" Тагора. Бенгальский я знаю точно на таком же уровне, как и любой сейчас читающий это сообщение - никак. Но все равно не могу не восхищаться звучанием, потому что это - Искусство. А оно над языковыми барьерами.

  Друг мой, прощай! 



 
... Слышишь ли шорох летящего времени?
Вечно его колесница в пути...
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, -
Как не рыдать им у тьмы на груди?..
 
Друг мой!
Время мне бросило жребий,
В сети свои захватило меня,
Мчит в колеснице опасной дорогой,
Слишком от мест, где ты бродишь, далекой,
Там, где уже не увидишь меня,
Там, где неведомо, что впереди...
Кажется мне: колесницей захвачена,
Смерть уже тысячу раз победив,
Вот я сегодня взошла на вершину,
В блеске зари обагренно-прозрачную... -
Как не забыть свое имя в пути?
 
Ветер ли старое имя развеял?
Нет мне дороги в мой брошенный край...
Если увидеть пытаешься издали, -
Не разглядишь меня...
 
Друг мой,
Прощай!
Знаю - когда-нибудь в полном спокойствии,
В позднем покое когда-нибудь, может быть,
С дальнего берега давнего прошлого
Ветер весенний ночной принесет тебе вздох от меня!
Цветом бакуля опавшим и плачущим
Небо тебя опечалит нечаянно, -
Ты погляди, не осталось ли что-нибудь
После меня?...
В полночь забвенья
На поздней окраине
Жизни твоей
Погляди без отчаянья, -
Вспыхнет ли?
Примет ли облик безвестного сонного образа,
будто случайного?...
 
...Это не сон!
Это - вся правда моя, это - истина,
Смерть побеждающий вечный закон.
Это - любовь моя!
Это сокровище -
Дар неизменный тебе, что давно еще
Был принесен...
В древний поток изменений заброшена,
Я уплываю, - и время несет меня
С края на край,
С берега к берегу, с отмели к отмели...
Друг мой, прощай!
 
Ты ничего не утратил, по-моему...
Вправе и пеплом и прахом играть -
Создал бессмертной возлюбленной образ, -
Блеск и сиянье бессмертной возлюбленной
вызвать из сумрака можешь опять!
 
Друг!
Это будет вечерней игрою,
Не помешает меня вспоминать...
Жадным движеньем обижен не будет
Трепет левкоев на жертвенном блюде.
Ты обо мне не печалься напрасно -
Дело достойное есть у меня,
Есть у меня мир пространства и времени...
Разве избранник мой беден? О нет!
Всю пустоту я заполню опасную, -
Верь, что всегда выполнять я намерена
Этот обет.
Если же кто-нибудь, озабоченный,
Ждать меня будет с тайной тревогою, -
Счастлива буду - вот мой ответ!
 
Из половины светлой месяца в темную
половину вынеся
Благоухающий сноп тубероз, -
Кто - пронеся их дорогою долгою,
В ночь теневой половины месяца
Жертвенный мог бы украсить поднос?
 
Кто и меня увидал бы в радости
Безграничного всепрощения?..
Соединятся злое и доброе, -
Им на служенье себя отдам!
 
Вечное право я получила,
Друг мой, на то, что сама отдала тебе...
Ты принимаешь мой дар по частям.
 
Слыша печальных мгновений течение,
Ими наполни ладонь - и напейся:
Сердце мое, как пригоршню, любовно
Я подставляю твоим устам...
 
О, несравненный!
Я дар принесла тебе:
Все, что дарю, - мне тобою даровано:
Сколько ты принял - настолько должницею
Ты меня сделал...
О друг мой, прощай.
Рубрики:  Культ-Просвет//Книжная полка/
Zhongguo//ChinaPost/
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 21 пользователям

В_А_Ш   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:13 (ссылка)
И повторю утреннее - это прекрасно!
А он и вправду Дебендранатович? Да?
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:20 (ссылка)

Ответ на комментарий В_А_Ш

Ага. А еще Дебендранатховичи и другие сыновья, братья Рабиндраната - Сатьендранатх, Хемендранатх, Джотириндранатх, Диджендранат.
Причем, заметь, только более известные Рабиндранат и Диджендранат в русском написании потеряли окончание Х, просто так исторически сложилось, не переписывать же про них все заново))
Ответить С цитатой В цитатник
В_А_Ш   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Красная_Фурия

Сейчас перелистал за их биографию. Там ещё и сестра была тоже. И тоже поэт и композитор и т.д. Ну, брахманы же, чё...
Ответить С цитатой В цитатник
Vinchentcio   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:35 (ссылка)
прекрасные стихи....
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:47 (ссылка)

Ответ на комментарий В_А_Ш

Да и Лёвушка наш, чай, тоже из графьёв))
Но отдать должное этим брахманам, не мироедничали, и таланты в правильное русло направили. Не прожгли-с! С такими-то капиталами.
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:51 (ссылка)
Vinchentcio, я тоже Тагора - поэта ценю больше Тагора - прозаика. Зато его проза - удивительно кинематографична, что доказал еще один великий бенгалец Сатьяджит Рай ("Тагор кинематографа"), и фильмы Рая - экранизации Тагора - по праву входят в золотой фонд мирового киноискусства.
Ответить С цитатой В цитатник
В_А_Ш   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 22:52 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Lemniscata   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:06 (ссылка)
Надо же! Гуляя в нашем парке на Речном, и закладывая петлю мимо Тагора, каждый раз бормочу: здравствуйте, Робиндранат Дебендратхович!))) Я как наша Глав-Борода поэзию не люблю, но несколько произведений всё же и меня пробирают до костей, и среди них как раз это!
Ответить С цитатой В цитатник
В_А_Ш   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:07 (ссылка)
В августе буду в Калуге. Там тоже Толстого улица есть. Ну, на окраине, но это ж не важно... :)
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:18 (ссылка)

Ответ на комментарий В_А_Ш

Да! Мы не делим улицы по важности. Главное, она есть!
Наверное, я когда-нибудь вернусь в Москву, и тогда наконец-то и московские толстовские места начнут каталогизировать)
Ответить С цитатой В цитатник
Vinchentcio   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Красная_Фурия

Верю :)
Ты же знаешь, не по фильмам я.
Ответить С цитатой В цитатник
Vinchentcio   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Красная_Фурия

Хорошо что т не потеряли :))
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Lemniscata

Теперь ты, как порядочный человек, после таких слов должна (жениться) ответить пантретом нашего памятника Тагору).
Интересно, как в нашем памятнике портретное сходство отражено.
Я тоже не поклонник поэтического творчества. Но повторю твои слова, есть такие произведения, которые намертво прикипают к душе и сердцу.
Ответить С цитатой В цитатник
Lemniscata   обратиться по имени Суббота, 03 Июля 2021 г. 23:52 (ссылка)
Завтра спецом пойду в парк днём, а не вечером, и сфоткаю, это будет проще, чем убить сутки на поиски фото на моём компе, у меня порядочек только на одном из пяти дисков, а фотки, разумеется, не на нём))
Ответить С цитатой В цитатник
Мак_Ар   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 00:19 (ссылка)
а вот почему от лица женщины?
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 01:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Мак_Ар

Исходное сообщение Мак_Ар
а вот почему от лица женщины?

Эмммм, Макс, а в тексте разве не понятно?
"А сейчас, в финале повести Лобонно пишет последнее письмо своему Омито"
Если Лобонно пишет "своему" Омито, то очевидно же, что Лобонно - она, а Омито - он. Не?))
Ответить С цитатой В цитатник
Lu_Chik   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 11:20 (ссылка)
До слез пронзительно....

Вот почему ты пошла в обувку, а не стала писать свои наблюдения? Или в кинокритики? Хотя, я полагаю, обувщик из тебя тоже хороший. Талантливый человек талантлив во всём. Сейчас еще Ритка придёт со своими двумя копейками. Спросит, кто такой Тагор....
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_новая   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 12:23 (ссылка)
Мне уже приходилось слышать бенгали. На нем создано много поэм, которыми вдохновлялся мой бывший муж Паоло, или Кришна Према дас. И писал песни, очень красивые получались. А вот у меня вопрос. В Италии все китайцы, которых я слышала, не произносили букву "р". Полагаю, в Китае все точно так же. Но вот в заголовках ты эту букву пишешь. И имя Тагора – Лобиньдэланатэ Тайгээр. Как они произносят эту последнюю букву?
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 12:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Ирина_новая

Исходное сообщение Ирина_новая
Как они произносят эту последнюю букву?

Нет ничего проще - услышать похожее звучание в аудиоверсии переводчика

https://translate.google.ru/?hl=ru&tab=mT&sl=ru&tl=zh-CN&text=Тагор&op=translate
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_новая   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 12:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Красная_Фурия

услышала. Ок. А скажи, часто ли в речи вот такая ихонная "р" с придыханием встречается?
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 12:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Ирина_новая

Нет, не очень. В сочетании с первой гласной э - эр. Чаще в именах собственных.
Ответить С цитатой В цитатник
svet_R   обратиться по имени Воскресенье, 04 Июля 2021 г. 21:18 (ссылка)
Все-таки как все взаимосвязано. И знаки...
Ответить С цитатой В цитатник
Lemniscata   обратиться по имени Понедельник, 05 Июля 2021 г. 18:20 (ссылка)
Вот ведь я курица! Сходила, сфоткала и успокоилась - дело сделано! А что сфоткала для того, чтобы сюда выложить, как-то вылетело из головы)))
Короче, думаю, похож! У нашего тапки клёвые, я их всё время трогаю)))
IMG_20210704_175301_BURST002 (700x668, 211Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Lemniscata   обратиться по имени Понедельник, 05 Июля 2021 г. 18:22 (ссылка)
хз как тут в комментах прикреплять фото больше одного, так что вот, тапки))
IMG_20210704_175313 (493x700, 223Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Коллекционерка   обратиться по имени Среда, 25 Августа 2021 г. 22:15 (ссылка)
Спасибо..Больше сказать нельзя..
Самое пронзительное о жизни любви уходе..
Ответить С цитатой В цитатник
Lemniscata   обратиться по имени Воскресенье, 29 Августа 2021 г. 08:43 (ссылка)
carminaboo, ну похож жеж))
Ответить С цитатой В цитатник
Красная_Фурия   обратиться по имени Воскресенье, 29 Августа 2021 г. 17:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Lemniscata

Конечно! Я вообще считаю, что наши очень хорошо передавали портретное сходство в памятниках.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку