Уж если китайцы решают снять сериал про "ихвсё", можно быть уверенным, что сценарий будет писаться отнюдь не посредством воспаленных фантазий автора, пропускающих через призму своего восприятия историческую культовую личность. Вот и в случае с Су Дунпо сценарий писался в течении нескольких лет профессором китайской литературы Китайского Народного Университета Лэн Чэнцзинем. "Су Дунпо" ‒ отнюдь не типичная китайская костюмная драма с кучей придворных дам и служанок, погрязших в заговорах и мелодраматичной романтике. Это достаточно серьезный сериал, максимально близко согласующийся с основными историческими деталями, и где язык общения героев в основном классический китайский. Смею предположить, как и в случае с
"Чжан ‒ Великий Секретарь", для массового западного зрителя история Су Дунпо может показаться слишком сухой и скучной, но для поклонников китайской истории эта драма обязательна к просмотру.
История начинается с его выдающегося выступления во время сдачи экзамена в столичном Кайфэн и охватывает более четырех десятилетий жизни. Су Ши (псевдоним Дунпо он взял позже по названию места, куда был выслан по за критику реформ правительства, которую его противники довольно умело использовали в обвинении якобы критики императора). И хотя Су Ши в первую очередь известен своей поэзией, он также был весьма профессиональным администратором, инженером, фармакологом, художником, талантливым каллиграфом, учителем, военным губернатором, писателем и гастрономом. Другими словами, он был квинтэссенцией версии "человека эпохи Возрождения" династии Сун. Он просто был гением. Его современники ‒ ученые мужи и истрики объективно констатировали, что по крайней мере в ближайшие сто лет не будет другого такого талантливого ученого как Су Ши.
Несмотря на многочисленные таланты и высокий интеллект, прямолинейность, импульсивность и чрезмерная оптимистичность часто приводила его к беде. Из‒за интенсивной фракционной борьбы внутри правительства династии Сун, Су Ши часто оказывался мишенью для политических преследований, что делало его жизнь подобной горкам, то вверх, то вниз.
Несмотря на то, что основной сюжет сериала сосредоточен на политической карьере Су Ши, не забыта так же и его личная жизнь. В его жизни было последовательно три важных женщины: Ван Фу (1‒я жена), Ван Жуньчжи (2‒я жена), и прислуга (/наложница) Ван Чжаоюнь.
Первая жена Ван Фу, вероятно, оказала наибольшее влияние на Су Ши. Они вступили в брак в довольно раннем возрасте, Су Ши было 19, а Ван Фу ‒ 16. Несмотря на молодость, в историографии она фигурирует как очень умная женщина, давшая ряд ценных советов в самом начале карьеры Су Ши. Их брак был очень счастливым, но, к сожалению, спустя 10 лет она умерла от болезни, оставив маленького сына Су Мэя. И даже спустя 10 лет после смерти Ван Фу, Су Ши посвящает ей поэму, считающейся самой лучшей в его творчестве.
Ван Жуньчжи приходилась младшей кузиной Ван Фу, и её брак с Су Ши, вероятно, был обусловлен в первую очередь необходимостью материнской заботы для его маленького сына и общим управлением делами семьи. В общем, Су Ши нужна была хозяйка. К сожалению, она была неграмотна и не могла разделять страсть Су Ши к искусству и литературе. Но меж тем, будучи отличной хозяйкой, Жуньчжи сумела сделать их продлившийся 26 лет брак очень крепким. На её долю так же пришлись первые взлеты и падения Су, его первое политическое изгнание. От этого брака родились два сына, Су Тай и Су Гоу. Позже Су Ши отмечал в качестве добродетели второй жены, что она воспитывала троих сыновей одинаково, не делая разницы между родными сыновьями и пасынком.
Наиболее драматична линия наложницы Ван Чжаоюнь ‒ последней спутницы жизни Су Дунпо. Несмотря на 26‒летнюю разницу в возрасте, Су Дунпо воспринимал Чжаоюнь своей второй половинкой, кто так же тонко чувствует и разделяет его любовь к музыке и искусству. Когда казалось, что никто не понимает Су Ши, Ван Чжаоюнь обладала способностью читать его мысли.
Ван Чжаоюнь происходила из очень бедной семьи пришли из очень бедной семьи и была продан родственниками в дом развлечений в очень молодом возрасте. Там она получила начальную музыкальную подготовку, входившую в обязательную программу обучения будущих куртизанок. Но в возрасте 11‒12 лет её выкупают из дома куртизанок в семью Су Ши в качестве личной прислуги (рабыни) Ван Жуньчжи и для общей помощи по хозяйству. Следовательно, ей дается родовая фамилия хозяйки ‒ Ван. Историки не имеют ни малейшего представления, когда Ван Чжаоюнь стал наложницей Су Ши. Достоверно лишь известно, что она родила младшего сына в 21 год. Ван Чжаюнь была наиболее известна среди друзей Су Ши. Кроме него самого, посвящавшего множество поэм, восхваляющих её красоту и прекрасный голос, есть еще и стихи ‒ посвящение наложнице Дунпо, написанные Цинь Гуанем.
В поздние годы своей жизни последние годы Су Ши потерпел еще одно довольно серьезное политическое поражение. На этот раз он получает назначение на ссылку в местную Тьмутаракань, к южной границе ‒ на остров Хайнань. О. это у современного жителя Хайнань ассоциируется с одним из райских мест на земле. Во времена же 11‒го века этот маленький остров в Южно‒Китайском море был дистанционно отделен и совершенно неразвит, что ни один цивилизованный китаец не желал его посещать, не то что жить. Только хайнаньские аборигены, преступники, и политические изгои составляли население острова, где антисанитария и заболеваемость имела устрашающие размеры. Су Ши, в общем, был реалистом и не строил иллюзий относительно своей предстоящей ссылки на Хайнань. Он заранее распустил свое хозяйство, распределил сыновей по другим местам жительства и решил отправиться в ссылку самолично. Он также хотел даровать Ван Чжаоюнь свободу, чтобы та могла начать новую жизнь. Сожительство с наложницей во времена династии Сун не приравнивалось к браку и потому у Ван Чжаоюнь не было никакой правовой защиты брачного договора. Юридически Чжаоюнь считалась собственностью семьи Су, а не супругой Су Ши. Но к немалому удивлению Су Ши, Ван Чжаоюнь категорически отказывается покинуть супруга и господина и настаивает на своем сопровождении его на Хайнань. К сожалению, Ван Чжаоюнь не выжила в суровых условиях жизни тогдашнего южного Китая и умерла, еще не достигнув Хайнаня, в провинции Гуандун. Су Ши в конечном итоге добрался до Хайнаня и провел там несколько последних лет, понаоткрывав там кучу школ. После смерти Чжаоюнь Су Ши больше не вступал ни в какие брачные отношения и написал немало стихов в честь любимой наложницы, демонстрирующих свою благодарность за её преданность. Она действительно пережила с ним и болезни, и лишения, и горе, "пока смерть не разлучит нас". Су Дунпо же дожил в ссылке до очередного политического кризиса, реабилитации и возвращения в большую политику, но, увы, умер в возрасте 64 лет в пути к новому месту назначения.
Как уже отмечала, что касается сценарной базы сериала, она великолепна; отличная политическая драма с элементами романтики, когда сюжет затрагивает личную жизнь Су Дунпо.. Возрастной грим, костюмы заслуживают только похвалы. Однако, узнаваемые декорации построек Запретного города вызывают искреннее удивление грубейшим анахронизмом.
Об актерском мастерстве Лу И вроде тоже ни к чему разглагольствовать, он отличный актер и давно не нуждается в рекомендациях. Интересен один момент. Лу И сыграл еще одну знаковую, я бы даже сказала эпохальную роль приблизительно в то же время ‒ роль Чжугэ Ляна в "Троецарствии" (2010). Но так как по невыясненным причинам сериал о Дун По, снятый в 2007, вышел на экраны только в 2012, то опыт, полученный на съемках сериала о Дун По был использован в роли Чжугэ Ляна, а не наоборот, как может показаться по датам выпуска сериалов. Эти две серьезные драматические роли ‒ большие актерские достижения в фильмографии Лу И.