Этакий мини-каталожик экранизаций "Анны Карениной", которые я тут активно просматривала. Скажу сразу, что о сравнении фильмов с романом лучше и не заикаться, иначе по каждому будет чуть ли не разгромная статья. Поэтому просто ознакомительные гифки одного эпизода, который уж точно во всех фильмах присутствует; со всеми остальными значимыми по сюжету эпизодами, как рождение дочери, выход в оперу, встреча с Лёвиным и разговор с Китти, сценаристы и режиссеры обходятся слишком вольготно, отчего глубокий роман Толстого превращается на экране в банальнейшую мелодраму внутри любовного треугольника.
В некоторых случаях будут и капсы-бонусы, без них никак :)
Поехали!
"Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке."
1.1927 — США. "Любовь" (реж. Эдмунд Гулдинг).
Анна Каренина — Грета Гарбо.
Питаю особую страсть к Великому Немому, поэтому про фильм чуть подробнее. Какая там железная дорога! В России исключительно на тройке, да с бубенцами... Между прочим на картинке изображена дорога от Гатчины до СПб. А вы что подумали?)). Полагаю, что дальше уже рассказывать и не стоит.
Вот на этой самой дороге в снежных завалах Вронский и спасает от неминуемой гибели Каренину, путешествующую в шляпке с вуалеткой и туфлях-лодочках. Так что судьбоносной встречи у вагона не произошло, но весьма кстати оказалась в чистом поле гостиница, где Вронского встречают, как хорошего знакомого. Тут-то в тепле Анна и скинула шляпку. Вронский заполыхал глазищаме, даже попытался насильно сорвать поцелуй, но был выставлен за дверь ледяным взглядом Греты Гарбо и не менее ледяным окриком "Go out!"
По возвращении в Петербург, у Вронского риальне снесло крышу и он стал преследовать Каренину повсеместно с целью вымолить прощение. Ну, вода и камень точит, мы знаем. Дальше чуток по Толстому. Каренин кричит, что уничтожит их обоих, они уматывают в Италию, возвращаются. Великокняжеские покровители Вронского активно прессуют Анну, чтоб она не ломала ему жизнь и не рушила карьеру. В общем, Анна сбегает от Вронского, а тот возвращается в свой полк и между делом ищет Анну. И так три года. Случайно увидев в газете объявление, что кадет Сережа Каренин занял первое место в конкуре, прибегает по месту учебы мальчика и начинает его тормошить давно ли он видел маму. "Фигня вопрос! Каждый день вижу со дня смерти отца" - отвечает Каренин младший. Дверь отворяется, входит Анна.
Happy End!
2. 1935 — США. "Анна Каренина" (реж. Кларенс Браун).
Анна Каренина — Грета Гарбо.
Первая звуковая экранизация "Анны Карениной" и снова же с ГГ. Начало впечатляющее - офицеры гуляют). Икра ведрами, цыгане таборами, водка бочками. До "упал замертво". Утром все откисают в бане. Понятное дело, что самый главный кутила - наш славный парень Вронский. В одном этом фильме Вронский выпивал столько, сколько суммарно не соберешь по всем остальным экранизациям. В тирах пишут, что консультантом фильма был граф Андрей Толстой. По башке ему надавать бы за такой развесистый а-ля рюс.
Над сюжетной канвой сильно не издевались, урезали до любовного треугольника (кому нужен этот Лёвин с его философией)). Но по мне так даже в любовном треугольнике "химии" не получилась. Ай, ну какую страсть может показать Снежная Королева. Но рельсы были, все как положено, с поездом.
Потомственный дворянин, аристократ Вронский по Риму в косоворотке крестьянской любит разгуливать, знаете ли)
Долго смотрела на Каренина, весьма импозантного мужчину, пытаясь вспомнить откуда мне эта личность знакома. Бэзил Рэтбоун - мировая легенда, классический Шерлок Холмс 40-х, сыгравший в 14-ти картинах. (*но скажу по секрету, я его не очень люблю, такого надменного фейса еще и поискать надо*)
3. 1948 — Великобритания. "Анна Каренина" (реж. Жюльен Дювивье).
Анна Каренина — Вивьен Ли.
Скарлетт повзрослела. Так и не смогла отделаться от этого ощущения, хоть и совершенно разные характеры сыграны. А Вронский еще противней, чем Эшли Уилкс.
Интересная деталь. На бал Карениной соорудили любимую прическу императрицы Сисси, с точно такими же звездами. Кто в теме, сразу поймет о чем речь.
4. 1953 — СССР. "Анна Каренина" (реж. Татьяна Лукашевич, экранизация спектакля МХАТа).
Анна Каренина — Алла Тарасова.
Я вполне понимаю, что Тарасова и Массальский - глыбы театрального искусства. Но вот играть Каренину в 55 лет ... да будучи весьма корпулентной дамой. В общем, наши молодые любовники не очень-то и отличались от старика Каренина (которому по книге вообще-то около 45 лет). Спектакль начинается со сцены в Бологом во время возвращения Анны обратно в СПб, когда Вронский объясняется, что он будет следовать за ней куда угодно, лишь бы рядом. *Странно слышать такие пылкие признания из уст возрастных актеров.
Как-то в одном из интервью Олег Ефремов сказал по поводу этого спектакля, что не стоило его вообще снимать на пленку. Пожалуй, соглашусь на все сто.
5. 1961 — Великобритания. "Анна Каренина" (ТВ). (Реж. Рудольф Картье).
Анна Каренина — Клэр Блум.
Внешний облик Вронского кагбэ намекает). Никогда еще Джеймс Бонд Шон Коннери не был так близок к провалу. Впрочем, как и весь фильм.
6. 1967 — СССР. "Анна Каренина" (реж. Александр Зархи).
Анна Каренина — Татьяна Самойлова.
Наверное в этом случае достаточно ограничиться одним словом - классика. Но все же добавлю свежих впечатлений от пересмотра. Слишком театрально-постановочным сейчас уже смотрится этот фильм после масштабных интерьерно-костюмных экранизаций. Самойлова очень старательно играет Вивьен Ли, играющую Анну Каренину. А так, да, хоть и небезупречно по отношению к первоисточнику, но это самая близкая к тексту экранизация. С поправкой на характеры главных героев.
7. 1974 — СССР. "Анна Каренина" (фильм-балет). Реж. Маргарита Пилихина.
Анна Каренина — Майя Плисецкая.
Право слово, мне неловко обсуждать творчество Плисецкой. Она для меня величина безусловная и неоспоримая. Так рассказать историю телом - мои аплодисменты. Ну и Годунов - годный Вронский. А может так хорошо потому, что они молчат?).
К слову, в постановке "Анны Карениной" Зархи (предыдущий пункт), Плисецкая замечательно играла роль Бетси.
8. 1977 — Великобритания. Анна Каренина (сериал). Реж. Бейзил Коулмэн.
Анна Каренина — Никола Паже.
Сериал, как сериал, средней паршивости. естественно русские пьют в три горла. Даже Анна Каренина с графиней Вронской по пути в Москву в купе стаканчик за стаканчиком опрокидывают. Не посмотрела бы, ничего и не потеряла, но я ж пытливый исследователь, раз нашлось, значит надо)
8. 1985 — США . "Анна Каренина". Реж. Саймон Лэнгтон.
Анна Каренина — Жаклин Биссет.
Вот этот фильм оказался настоящим сюрпризом. Откопала еле-еле на буржуинском каком-то сайте, окольными огородами. Если не придираться к букве первоисточника, то можно просто посмотреть вполне годную мелодраму. И Жаклин Биссет на месте, и Кристофер Рив - вот просто внешне Вронский и есть. Да и Пол Скофилд - Каренин весьма достойный. Немного жутко сейчас было смотреть момент падения Вронского с лошади. Потому что уже знаешь спойлер. Ровно через десять лет на съемках актер в точно таком же падении с лошади получит травму, навсегда приковавшую "Супермена" к инвалидному креслу.
А вот и интересное совпадение. Жаклин Биссет никогда не была замужем, однако имела длительные романтические отношения с артистом балета Александром Годуновым с начала 1980-х годов и до смерти Годунова в 1995 году. Балетный Годунов у нас один, тот самый, что был Вронским при Плисецкой.
9. 1997 — США . "Анна Каренина". Реж. Бернард Роуз.
Анна Каренина — Софи Марсо.
Эх...гусары, молчать! Вот и я ни слова не скажу про эту экранизацию. Потому что субъективна и хочется хвалить, но не могу! Потому что Шон Бин! Но не Вронский. Ни разу. Про Каренину Марсо тоже промолчу из уважения. Немного костюмеры с костюмами перемудрили, но это уже мелочи. Хотя такие мелочи и создают общую картину. Масштабно, красиво, боХато. Но бездушно. Фантик.
Но все равно Шон Бин)))
10. 2000 — Великобритания. "Анна Каренина" (сериал). Реж. Дэвид Блэр.
Анна Каренина — Хелен Маккрори.
Не могу, физически не переношу Хелен МакКрори после роли Барбары Вильерс. Как только появляется на экране, сразу вспоминается та мерзкая роль. Но на фильм подписалась потому что кто-то рекомендовал как достойное переложение именно всего романа, в не просто лавстори. Подтверждаю, действительно близкая к тексту экранизация, хоть по стилю съемки слишком британская. Мне понравилась. Жаль, что она везде висит в единственном экземпляре и в отвратительном качестве. Посмотреть еще можно нормально, но вот гифку уже не сделать. От такое поганое качество.
Поэтому картинка из кинопоиска, чтоб Анну разглядеть.
А еще там есть Стива Облонский - Марк Стронг. Он почти как Шон Бин. Почти.
Собственно, из-за него и подписалась на просмотр и терпела МакКрори.
11. 2001 — Япония. "Анна Каренина" (мюзикл) . Takarazuka, Snow troupe.
Анна Каренина — Конно Махиру.
Это просто ради фана. Забавность такая ))
Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я.
Тут два бонуса: Каренин в пальте и гусар Вронский). Хотя у Вронского столько костюмов неизвестной национальности по ходу мюзикла меняется, что и не знаешь какой колоритнее.
12. 2009 — Россия. "Анна Каренина". Реж. Сергей Соловьев.
Анна Каренина — Татьяна Друбич.
Я влюбилась в это фильм по уши и смакую его вот уже третий день. И в то же время отлично осознаю, что в нем минусов возможно столько же сколько и плюсов. Но так иногда случается, планеты встают в нужном порядке и ты не можешь объяснить чем нравится, а просто упиваешься каждым кадром. У меня зимой так же с TTSS было, смотрела как прибитая. Несомненный минус - это то, что пять часов отснятого материала зажали в два часа экранного времени (полную сериальную версию отчего-то пока не выпускают), поэтому и получилась этакая нарезка клипов. Но как же это стильно сделано. Второе. Соловьев признавался еще в давнем интервью, на стадии подготовки фильма, что мечтает снять Толстого так будто написал Бунин. Ох, я в восторге от этого постоянного света в кадре. Даже не света, а пересвета, нарочитого эффекта засвеченности да плюс еще слегка размытая картинка будто снимали в расфокусе. За эту картинку я могу простить всё: и совершенно убийственный мискастинг Вронский - Бойко, и то что Анюту сделали морфиновой наркоманкой, и этого славного Каренина - Янковского, которого просто переиначили полностью да так, что его хочется взять и кружить. Всё равно мне фильм нравится и я не хочу его ни с чем сравнивать.
Ах, как прекрасна Друбич на рельсах. В огромных каплях дождя.
*осторожно - возможен эффект "меланхолия" ))
13. 2012 — Великобритания. "Анна Каренина". Реж. Джо Райт.
Анна Каренина — Кира Найтли.
Coming soon. Потом и поговорим. А пока, заранее, можно Вронскому вручить приз "Мистер Сама - Невъебенность Вселенной".
Забавно, чертова дюжина вышла. Пойти что ли покромсать "Анна и Поезд" ...