Я давно искала почитать что-нибудь похожее на романы Джейн Остин. Очень уж быстро они закончились у меня, потому что читались залпом
Недавно набрела на какой-то сайт, который предлагал список произведений, похожих на романы Остин. Первым в списке был "Север и юг". Что ж... Этот роман оказался лучше всех моих ожиданий. Он был прочитан взахлеб за три дня. Никогда прежде я не читала так быстро...
Естественно, мне захотелось посмотреть экранизацию романа, как я обычно это делаю. Единственная экранизация, которую я нашла - сериал BBC 2004 года в четырех сериях.

При просмотре первой же серии я поняла, что, к сожалению, сериал нельзя назвать экранизацией, это скорее фильм по мотивам романа. Очень уж много неточностей, откровенных изменений в сюжете. В целом постоянно сохранялось ощущение "галопом по европам". Такое чувство, что время у героев сериала идет со скоростью один месяц в час...
Актеры подобраны хорошо. Наверное, это всегда проблема после прочтения романа, когда четко видишь в своем воображении героев, вдруг попробовать принять тех, кого предлагают создатели экранизации. Сразу скажу, что с мистером Торнтоном они попали в яблочко. Правда, иногда по внешности он напоминал мне то Гарри Поттера, то Дж. Батлера
. Но это неважно. Главное, актер очень хороший, в его глазах читались все мысли и чувства, что в романе описаны на десятках страниц. Эта его мрачность, местами суровость, временами мельком проскальзывающая улыбка и просветление... Но что подкупает сильнее всего, так это образ в развитии. Видно, как он менялся, что он пережил и к чему пришел. Очень тонко и точно показана связь матери и сына. С миссис Торнтон тоже угадали. В сердце щемит, когда Джон говорит, что никто не любит его, кроме матери.
Что до Маргарет... Я ее совсем иначе представляла. В моем воображении жила надменная гордячка, которая всегда все делает правильно, и знает об этом. Во всем ее виде сквозит такое самоуважение, которое окружающим кажется высокомерием. Я бы ее даже охотно представила такой, как мать Торнтона в молодости. В результате в сериале я увидела пухленькую губошлепку с таким выражением лица, будто она провинилась. Не знаю, это мое впечатление, о вкусах, конечно, по-прежнему не спорят, но Маргарет была леди, а эта Маргарет похожа на деревенскую девочку. Но, как ни странно, впечатление от этого не пострадало. Наверное, потому что это BBC, у них я еще плохого не видела.
Они передали это чувство, как чужим и невозможным становится райское беззаботное существование в Хэлстоне, как такой родной становится деятельная жизнь в задымленном мрачном Милтоне. Да, эта жизнь с тяжелой работой, смертями вокруг, голодом, словом, жизнь не сахар. Но кажется, что задохнуться скорее можно в светском Лондоне, в глупом Хэлстоне с его зелеными рощами, а не в "аду, в котором вечно идет снег".

Изменено в сериале многое, просто потому что четыре серии по одному часу не позволяют раскрыть все содержание. Мне хотелось бы больше, серий 8-10, чтобы посмаковать эту атмосферу, так точно воссозданную...
Два момента вызвали особый восторг. Первый, как Торнтон стоит на крыльце и провожает глазами карету, в которой уехала Маргарет, как он думал, навсегда. В этот момент идет настоящий снег, а не тот, из хлопка... Это будто сам Торнтон стал более настоящим, открылся, снял маску.
Второй эпизод - финал на вокзале... В книге по-другому. И не думаю, что можно или возможно было вот так запросто целоваться на людях... Но эта фраза "Генри нам не нужен"
Это точно, ну его, этого Генри и всех пустых людей с юга. Север - вот где настоящая жизнь, она суровая, но тем дороже счастье.